Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 N 06АП-1603/2017 ПО ДЕЛУ N А73-15400/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. N 06АП-1603/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ТСЖ "Запарина, 137": Дорофеев А.А., председатель, Гриу Р.С., представитель по доверенности от 22.11.2016;
- от ООО "ЖИЛСЕРВИС-5": не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-5"
на решение от 03.02.2017
по делу N А73-15400/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Тищенко А.П.,
по иску товарищества собственников жилья "Запарина, 137"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-5"
об обязании передать техническую документацию, разместить сведения о прекращении управления домом,

установил:

Товарищество собственников жилья "Запарина, 137" (ОГРН 1112722000203, место нахождения: г. Хабаровск, далее - ТСЖ "Запарина, 137") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-5" (ОГРН 1132722007164, место нахождения: г. Хабаровск, далее - ООО "Жилсервис-5") об обязании передать многоквартирный дом N 137 по ул. Запарина в г. Хабаровске и техническую документацию, разместить сведения о прекращении управления домом.
Решением от 03.02.2017 суд обязал ООО "Жилсервис-5" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу передать многоквартирный дом N 137 по ул. Запарина в г. Хабаровске для управления ТСЖ "Запарина, 137" путем составления двустороннего акта о состоянии общего имущества многоквартирного дома, отражающего момент прекращения ООО "Жилсервис-5" выполнения работ и оказания услуг по управлению многоквартирным домом, а также обязал ООО "Жилсервис-5" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу передать ТСЖ "Запарина, 137" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 137, а именно:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества: документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; технический паспорт на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 137;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; акты снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета;
- - выписку из журнала заявок жителей с информацией о заявках, проживающих в доме лиц по содержанию и ремонту общего имущества; - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции;
- - акты установления границ раздела наружных сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
- - копии договоров на техническое и санитарное обслуживание дома; - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- - учетно-регистрационные документы на помещения, находящиеся в доме, в том числе поквартирные карточки, архив поквартирных карточек путем направления уведомления в МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" о необходимости передать данную информацию по запросу в товарищество собственников жилья "Запарина, 137".
Кроме того, суд обязал ООО "Жилсервис-5", в случае отсутствия документов, подлежащих передаче, восстановить недостающие документы за свой счет и передать ТСЖ "Запарина, 137"; обязал ООО "Жилсервис-5" в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить сведения о прекращении управления домом Запарина, д. 137 в г. Хабаровске на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилсервис-5" подало апелляционную жалобу, в которой заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельства дела, а именно: проведение собрания 15.08.2016, что подтверждается протоколом общего собрания N 15/08/2016, который вместе пакетом подлинных документов направлен в Управление государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, что также подтверждается сопроводительным письмом.
В материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения.
Ответчик, извещенный в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившейся стороны.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания от 01.07.2015 собственниками дома N 137 по ул. Запарина в городе Хабаровске приняты решения:
- - о выборе способа управления домом - посредством товарищества собственников жилья "Запарина, 137";
- - прекращении всех договорных отношений с управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис-5". Собрание собственников проведено в форме заочного голосования.
Вышеуказанные решения, оформленные протоколом от 01.07.2015, оспорены одним из собственников; решением Кировского районного суда от 09.10.2015 в удовлетворении иска о признании решения недействительным отказано.
Письмом N 396 от 30.07.2015 созданное ТСЖ "Запарина, 137" уведомило ООО "Жилсервис-5" о принятых решениях от 01.07.2015, потребовав передать дом, техническую и иную документацию
ООО "Жилсервис-5", отказывая в предоставлении документов и передаче дома, сослалось на протокол собрания собственников от 28.08.2015 N 2-15 и договор управления N 1-ДУ15 от 31.08.2015, которые признаны недействительными решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 30.05.2016.
Отказ в предоставлении документов и передаче дома явился основанием ТСЖ "Запарина, 137" для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса РФ, исходил из обязанности управляющей организации по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Выбор способа управления многоквартирным домом предусмотрен статьей 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1093/10, одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом недопустимо.
Пункт 8 статьи 162 Жилищного кодекса РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством, которое, в свою очередь, допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Пункт 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предоставляет возможность собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
По смыслу приведенных положений жилищного законодательства выбор новой управляющей организации и, соответственно, наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у предыдущей управляющей компании, является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом с предыдущей управляющей организацией.
Пунктами 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Состав технической и иной документации, подлежащей передаче, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), зарегистрированными в Минюсте.
Согласно пунктам 24, 26 Правил N 491 в состав таких документов, в частности, входят: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил N 170 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: план участка в масштабах 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов; имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с положениями статей 65, 67, 68 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылаются участники арбитражного процесса, подлежат доказыванию надлежащим с точки зрения закона и относимыми к спорным правоотношениям доказательствами.
Статьей 75 АПК РФ предусмотрено, что письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.
Истцом в обоснование исковых требований представлен протокол общего собрания от 01.07.2015.
Ответчиком, в свою очередь, представлены решение собственников от 15.08.2016, что подтверждается протоколом N 15/08/16 общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 137, в форме очно-заочного голосования и договор управления N 16/08/16 от 16.08.2016.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая указанные нормы права, принимая во внимание пояснения опрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей: Пешковой Т.А., Хаковой Е.М., Исайкиной Л.Ф., Косаревой В.Е., Ляшенко Л.В., ответ Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на запрос суда от 16.01.2017, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документы, представленные ответчиком, не являются достаточным и достоверным доказательством, подтверждающим факт проведения собрания от 15.08.2016, принятия решения от 15.08.2016.
При этом судом учтено, что представленный договор от 16.08.2016 подписан ответчиком в одностороннем порядке, при отсутствии решения собственников о заключении договора, в связи с чем признан судом незаключенным.
Согласно статье 195 Жилищного кодекса РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 Жилищного кодекса РФ установлено:
- - в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора;
- - орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Поскольку ответчик не является управляющей организацией спорного дома, он должен осуществить действия, направленные на размещение сведений в системе, уведомление об этом государственного надзорного органа. Иное затруднит деятельность истца, его правоотношения с собственниками помещений спорного дома.
С учетом установленного, суд первой инстанции признал требования истца правомерно заявленными и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы, касающийся несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а именно недоказанности факта проведения собрания от 15.08.2016, принятии решения от 15.08.2016, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.02.2017 по делу N А73-15400/2016, с учетом определения от 03.02.2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)