Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг, назначенных истцу как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, трудившемуся и проживающему в сельской местности, прекращено, поскольку истец не относится к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2016 г. гражданское дело по иску Огневой Л.М. к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, обязании включить в территориальный регистр, взыскании расходов на оплату услуг представителя
по кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Новосибирской области Лебедевой Е.А. на решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Огнева Л.М. обратилась в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, обязании включить в территориальный регистр, взыскании расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование исковых требований Огнева Л.М. указала, что в период с 29 июля 1976 г. по 12 апреля 1990 г. работала в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности. 12 апреля 1990 г. в связи с избранием на выборную должность Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области Огнева Л.М. была уволена с должности заведующей Пеньковским фельдшерским пунктом Маслянинской районной больницы.
Огнева Л.М. указала, что с 25 февраля 2013 г. ей назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
С февраля 2013 года Огневой Л.М. как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, проработавшему в медицинских учреждениях более 10 лет и проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
30 июня 2014 г. Огнева Л.М. получила уведомление от начальника отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о прекращении с 1 июня 2014 г. начисления и обеспечения выплаты ей компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что она не относится к категории граждан, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки. Огневой Л.М. предложено возместить необоснованно полученные денежные средства в размере 2 696,28 руб.
По мнению Огневой Л.М., отказ ответчика предоставить ей меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение является незаконным, в связи с чем истец просила суд признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязать ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб. и расходы на оплату юридических услуг - 8 000 руб.
Представитель ответчика - отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области и представитель третьего лица - Министерства социального развития Новосибирской области в суде исковые требования Огневой Л.М. не признали.
Решением Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. исковые требования Огневой Л.М. удовлетворены. Суд признал за Огневой Л.М. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязал ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскал с ответчика в пользу Огневой Л.М. государственную пошлину в размере 300 руб. и расходы на оплату юридических услуг - 8 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Новосибирской области Лебедевой Е.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства социального развития Новосибирской области 29 марта 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Огнева Л.М. и представитель отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, представитель Министерства социального развития Новосибирской области (третье лицо по делу) в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в его отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Огнева Л.М., проживающая с 1982 года в селе <...> <...> района <...> области, в период с 29 июля 1976 г. по 12 апреля 1990 г., работала в должностях среднего медицинского персонала (медицинская сестра родильного отделения, заведующая фельдшерским пунктом) в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.
12 апреля 1990 г. Огнева Л.М. была уволена с должности заведующей Пеньковским фельдшерским пунктом Маслянинской районной больницы в связи с избранием ее на выборную должность заместителя председателя Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области.
С 25 февраля 2013 г. Огневой Л.М. назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
С февраля 2013 года Огневой Л.М., как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, проработавшему в медицинских учреждениях более 10 лет и проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Согласно письму начальника отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области от 24 июня 2014 г. Огнева Л.М. была уведомлена о прекращении с 1 июня 2014 г. начисления и обеспечения выплаты ей компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что она не относится к категории граждан, предусмотренных Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", на которых распространяются указанные меры социальной поддержки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Огневой Л.М., суд первой инстанции исходил из того, что истец, проживающая в сельской местности, являющаяся получателем трудовой пенсии по старости и имеющая стаж работы более 10 лет в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, относится к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", в связи с чем пришел к выводу о том, что Огнева Л.М. имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде выплаты компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с названным нормативно-правовым актом.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В статье 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечислены категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом. К ним, в частности в силу пункта 2 части 1 статьи 1 данного Закона, относятся врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 данного Закона, устанавливается Правительством Новосибирской области.
В целях реализации Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 г. N 35 утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного Перечня предусмотрены категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, среди них, в том числе названы специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ гражданам, относящимся к категориям, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления), но не более 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области. Размер указанной компенсации определяется с учетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с гражданином, относящимся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более 100 процентов от суммы размеров регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, приходящегося на каждого такого члена семьи.
Частью 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления ответчиком Огневой Л.М. мер социальной поддержки в 2013 году и на момент прекращения их предоставления в 2014 году) было установлено, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Из приведенного выше правового регулирования, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, следует, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, имели, в том числе граждане - специалисты со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа. При этом, исходя из нормативных положений, регулирующих спорные отношения, право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных названным Законом, сохраняется за указанными гражданами при условии, что они проработали не менее 10 лет в организациях государственной системы здравоохранения, расположенных на территории сельской местности и поселках городского типа, и проживают там, а также при условии, что на момент возникновения права на получение пенсии по старости они работали на должностях, предусмотренных пунктом 2 Перечня должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе на должностях специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Как установлено судом и видно из материалов дела, с 25 февраля 2013 г. Огневой Л.М. назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
Ввиду того, что Огнева Л.М. на момент приобретения права на пенсию по старости работала в должности, не предусмотренной Перечнем должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, она не относится в силу приведенных нормативных положений к категории граждан, за которыми сохраняется право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения после выхода на пенсию, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций о признании за истцом права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ со ссылкой на то, что Огнева Л.М. имеет стаж работы более 10 лет в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, является неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым указать, что Законом Новосибирской области от 31 мая 2016 г. N 65-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области" часть 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ изложена в новой редакции, согласно которой право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством:
1) они работали на должности, относящейся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, и стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области на должностях данной категории составляет не менее 10 лет;
2) они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
3) они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Таким образом, изменения, внесенные законодательным органом Новосибирской области в редакцию части 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, исключают неоднозначное толкование положений указанного Закона, предусматривающих обязательные условия для сохранения за отдельными категориями граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе условие о том, что право на меры социальной поддержки сохраняются, если на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством они работали на должности, относящейся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 названного Закона.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Огневой Л.М. о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, обязании ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскании с ответчика государственной пошлины и расходов на оплату юридических услуг отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Огневой Л.М. к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязании включить в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскании государственной пошлины и расходов на оплату юридических услуг.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.07.2016 N 67-КГ16-6
Требование: О признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании включить в территориальный регистр отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг, назначенных истцу как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, трудившемуся и проживающему в сельской местности, прекращено, поскольку истец не относится к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. N 67-КГ16-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2016 г. гражданское дело по иску Огневой Л.М. к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, обязании включить в территориальный регистр, взыскании расходов на оплату услуг представителя
по кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Новосибирской области Лебедевой Е.А. на решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Огнева Л.М. обратилась в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, обязании включить в территориальный регистр, взыскании расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование исковых требований Огнева Л.М. указала, что в период с 29 июля 1976 г. по 12 апреля 1990 г. работала в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности. 12 апреля 1990 г. в связи с избранием на выборную должность Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области Огнева Л.М. была уволена с должности заведующей Пеньковским фельдшерским пунктом Маслянинской районной больницы.
Огнева Л.М. указала, что с 25 февраля 2013 г. ей назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
С февраля 2013 года Огневой Л.М. как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, проработавшему в медицинских учреждениях более 10 лет и проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
30 июня 2014 г. Огнева Л.М. получила уведомление от начальника отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о прекращении с 1 июня 2014 г. начисления и обеспечения выплаты ей компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что она не относится к категории граждан, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки. Огневой Л.М. предложено возместить необоснованно полученные денежные средства в размере 2 696,28 руб.
По мнению Огневой Л.М., отказ ответчика предоставить ей меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение является незаконным, в связи с чем истец просила суд признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязать ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб. и расходы на оплату юридических услуг - 8 000 руб.
Представитель ответчика - отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области и представитель третьего лица - Министерства социального развития Новосибирской области в суде исковые требования Огневой Л.М. не признали.
Решением Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. исковые требования Огневой Л.М. удовлетворены. Суд признал за Огневой Л.М. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязал ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскал с ответчика в пользу Огневой Л.М. государственную пошлину в размере 300 руб. и расходы на оплату юридических услуг - 8 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Новосибирской области Лебедевой Е.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства социального развития Новосибирской области 29 марта 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Огнева Л.М. и представитель отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, представитель Министерства социального развития Новосибирской области (третье лицо по делу) в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в его отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Огнева Л.М., проживающая с 1982 года в селе <...> <...> района <...> области, в период с 29 июля 1976 г. по 12 апреля 1990 г., работала в должностях среднего медицинского персонала (медицинская сестра родильного отделения, заведующая фельдшерским пунктом) в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.
12 апреля 1990 г. Огнева Л.М. была уволена с должности заведующей Пеньковским фельдшерским пунктом Маслянинской районной больницы в связи с избранием ее на выборную должность заместителя председателя Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области.
С 25 февраля 2013 г. Огневой Л.М. назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
С февраля 2013 года Огневой Л.М., как пенсионеру и бывшему медицинскому работнику, проработавшему в медицинских учреждениях более 10 лет и проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг за освещение, газоснабжение и водоснабжение на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Согласно письму начальника отдела пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области от 24 июня 2014 г. Огнева Л.М. была уведомлена о прекращении с 1 июня 2014 г. начисления и обеспечения выплаты ей компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что она не относится к категории граждан, предусмотренных Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", на которых распространяются указанные меры социальной поддержки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Огневой Л.М., суд первой инстанции исходил из того, что истец, проживающая в сельской местности, являющаяся получателем трудовой пенсии по старости и имеющая стаж работы более 10 лет в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, относится к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", в связи с чем пришел к выводу о том, что Огнева Л.М. имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде выплаты компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с названным нормативно-правовым актом.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В статье 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечислены категории граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом. К ним, в частности в силу пункта 2 части 1 статьи 1 данного Закона, относятся врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 данного Закона, устанавливается Правительством Новосибирской области.
В целях реализации Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 г. N 35 утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного Перечня предусмотрены категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, среди них, в том числе названы специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ гражданам, относящимся к категориям, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления), но не более 100 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области. Размер указанной компенсации определяется с учетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с гражданином, относящимся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более 100 процентов от суммы размеров регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, приходящегося на каждого такого члена семьи.
Частью 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления ответчиком Огневой Л.М. мер социальной поддержки в 2013 году и на момент прекращения их предоставления в 2014 году) было установлено, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Из приведенного выше правового регулирования, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, следует, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, имели, в том числе граждане - специалисты со средним медицинским и (или) фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа. При этом, исходя из нормативных положений, регулирующих спорные отношения, право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных названным Законом, сохраняется за указанными гражданами при условии, что они проработали не менее 10 лет в организациях государственной системы здравоохранения, расположенных на территории сельской местности и поселках городского типа, и проживают там, а также при условии, что на момент возникновения права на получение пенсии по старости они работали на должностях, предусмотренных пунктом 2 Перечня должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе на должностях специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Как установлено судом и видно из материалов дела, с 25 февраля 2013 г. Огневой Л.М. назначена трудовая пенсия по старости, на момент приобретения права на пенсию она работала в администрации Пеньковского сельского совета Маслянинского района Новосибирской области в должности заместителя главы администрации.
Ввиду того, что Огнева Л.М. на момент приобретения права на пенсию по старости работала в должности, не предусмотренной Перечнем должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, она не относится в силу приведенных нормативных положений к категории граждан, за которыми сохраняется право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения после выхода на пенсию, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций о признании за истцом права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ со ссылкой на то, что Огнева Л.М. имеет стаж работы более 10 лет в должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, является неправомерным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым указать, что Законом Новосибирской области от 31 мая 2016 г. N 65-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области" часть 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ изложена в новой редакции, согласно которой право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством:
1) они работали на должности, относящейся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 настоящей статьи, и стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области на должностях данной категории составляет не менее 10 лет;
2) они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
3) они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Таким образом, изменения, внесенные законодательным органом Новосибирской области в редакцию части 3 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, исключают неоднозначное толкование положений указанного Закона, предусматривающих обязательные условия для сохранения за отдельными категориями граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе условие о том, что право на меры социальной поддержки сохраняются, если на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством они работали на должности, относящейся к одной из категорий, указанных в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 1 названного Закона.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Огневой Л.М. о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ, обязании ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскании с ответчика государственной пошлины и расходов на оплату юридических услуг отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 сентября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Огневой Л.М. к отделу пособий и социальных выплат Маслянинского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 г. N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", обязании включить в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, взыскании государственной пошлины и расходов на оплату юридических услуг.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)