Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Душкиной Ю.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Теплоцентраль"
на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017, принятое судьей Худгарян М.А. по делу N А41-32242/17
по исковому заявлению ООО "Теплоцентраль"
к ООО "Профсервис"
о взыскании задолженности,
при участии в заседании:
- от истца - Роговенко О.А. по доверенности от 17.09.2016;
- от ответчика - Ломонос Е.А. по доверенности от 12.10.2016, Поминова С.И. по доверенности от 19.09.2017,
установил:
ООО "Теплоцентраль" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Профсервис" (далее также - ответчик) о взыскании задолженности в размере 12 811 251,79 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 иск удовлетворен частично - с ООО "Профсервис" в пользу ООО "Теплоцентраль" взыскана задолженность в размере 8 425 904,10 руб. за период январь - февраль 2017 года; в остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Теплоцентраль", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу ООО "Теплоцентраль" заявлено об отказе от исковых требований в части взыскания суммы задолженности в размере 2 010 000 руб.
Проверив полномочия лица, подписавшего заявление об отказе от иска в указанной части, апелляционный суд полагает, что оно подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Апелляционный суд полагает, что отказ истца от иска в части взыскания суммы задолженности в размере 2 010 000 руб. не нарушает прав третьих лиц и может быть принят судом.
Таким образом, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части отменить, заявленные требования в оставшейся части - в части взыскания суммы задолженности в размере 10 801 251,79 руб. - удовлетворить.
Представители ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в остальной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 ООО "Теплоцентраль" (теплоснабжающая организация) отпускало ООО "Профсервис" (абонент) тепловую энергию.
Пунктом 8.2. договора предусматривается оплата тепловой энергии до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Из договора следует, что при установке прибора контроля и учета тепловой энергии учет производится по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 2.1.1.1 договора в случае отсутствия коллективного прибора учета, количество тепловой энергии на отопление рассчитывается расчетным методом теплоснабжающей организации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а количество горячей воды рассчитывается исходя из численности населения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Истец указывает, что оплата ответчиком полученной энергии производилась частично и нерегулярно, в результате чего образовалась задолженность за январь 2017 года - в размере 7 854 721,14 руб., февраль 2017 года - в размере 4 956 530,65 руб.
Как указывает истец в поданном в суд апелляционной инстанции заявлении о частичном отказе от иска, ответчик в период рассмотрения дела в суде первой инстанции произвел частичное погашение задолженности в размере 2 010 000 руб. По состоянию на 20.09.2017 задолженности ответчика по основному долга за тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 в январе - феврале 2017 года, составляет 10 801 251,79 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование истца лишь в части взыскания задолженности в размере 8 425 904,10 руб. за период январь - февраль 2017 года, сослался на контррасчет потребления тепловой энергии, представленный ответчиком.
Между тем, данный контррасчет потребления тепловой энергии документально не подтвержден, проверить его правильность не представляется возможным, расчет произведен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, условий заключенного между истцом и ответчиком договора.
Как следует из контррасчета ответчика (т. 1 л.д. 37 - 38), положенного в основу решения суда первой инстанции, из объема потребления тепловой энергии, предъявленного истцом к оплате ответчику, исключены: сумма в размере 460 181,86 руб., составляющая объем потребления тепловой энергии нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика; сумма в размере 1 915 165,86 руб., поскольку, по мнению ответчика, при определении объема потребления тепловой энергии на отопление подлежат применению не показания общедомовых приборов учета за спорный период, а порядок оплаты тепловой энергии на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году, то есть порядок компенсации затрат за потребленный ресурс в зимний период путем их начисления в летний период.
Однако данный контррасчет противоречит установленному законодательством Российской Федерации порядку определения количества тепловой энергии, поставленной истцом ответчику, ввиду следующего.
Материалами дела установлено, что на основании договора от 01.05.2016 N 190 истец через присоединенную сеть поставлял ответчику в спорном периоде тепловую энергию в пять многоквартирных домов, расположенных в городе Щелково Московской области по адресам мкрн. Богородский, д. 10/1, д. 10/2, д. 15; ул. Шмидта, д. 9, ул. Космодемьянская, д. 17/4 (приложение N 1 к договору "Список объектов").
В отношении указанных многоквартирных домов ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг.
Поставляемый истцом в многоквартирные дома коммунальный ресурс (тепловая энергия) использовался ответчиком при производстве и предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (индивидуальных тепловых пунктов).
Все спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии, введенными в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, и фиксирующими показания расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 договора учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных на границах раздела тепловых сетей и тепловых пунктах абонента.
Данные показаний прибора учета по состоянию на 00 часов 1-го число месяца, следующего за расчетным, представляются абонентом в теплоснабжающую организацию до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, а также предоставляются сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений (пункт 7.2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение производится по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. Оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение до момента установления тарифов в соответствии с действующим законодательством производится по согласованным тарифам согласно Приложение N 3 к договору.
В силу пунктов 8.2, 8.3 договора расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным, неполучение абонентом платежных документов за оказанные услуги не является основанием для не оплаты.
Ответчик представил истцу сведения, содержащие показания общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по спорным многоквартирным домам за расчетный период (январь - февраль 2017 года) в общем количестве 5 436,922 Гкал (т. 1 л.д. 37 - 38).
Исходя из указанных показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, истец предъявил к оплате ответчику стоимость поставленной тепловой энергии в размере 12 811 251,79 руб. (которая оплачена ответчиком частично - в размере 2 010 000 руб. - после предъявления иска).
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.13 N 1034, предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учета узла учета потребителя за расчетный период.
Поскольку тепловая энергия поставляется истцом ответчику с целью использования при производстве и предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к отношениям сторон по поставке тепловой энергии также подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности, Правил N 124.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, регулируется положениями подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), согласно которым объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В материалах дела отсутствуют относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие объем тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений в спорном периоде, зафиксированных общедомовыми приборами учета.
По имеющейся у истца информации в общедомовых приборах учета, установленных в спорных многоквартирных домах, отсутствует техническая возможность фиксации объемов тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общедомовые приборы учета фиксируют объем тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями.
Каких-либо договоров на поставку тепловой энергии с собственниками нежилых помещений в спорных многоквартирных домах истец не заключал, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В связи с изложенным ссылка ответчика на уведомления собственникам нежилых помещений о расторжении договоров ресурсоснабжения несостоятельна.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства заключения собственниками нежилых помещений договоров напрямую с истцом.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 в случае, если объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений не зафиксирован общедомовыми приборами учета, то вычитать его из общего объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым (коллективным) прибором учета, не представляется возможным.
Иной подход лишает смысла установку общедомовых (коллективных) приборов учета и противоречит целям и задачам законодательства об энергосбережении, в том числе Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Контррасчет ответчика, положенный в основу решения суда первой инстанции, в части объемов потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений, документально не подтвержден, не основан на показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета, методика выполнения данного расчета не указана, проверить правильность расчета и достоверность использованных в расчете исходных сведений не представляется возможным.
В материалы дела также отсутствуют доказательства, подтверждающие факт наличия в многоквартирных домах нежилых помещений (сведений из единого государственного реестра прав о регистрации права собственности, кадастровых паспортов, технических паспортов (планов) нежилых помещений), не представлены показания общедомовых (коллективных) приборов учета о потреблении нежилыми помещениями тепловой энергии, не указаны характеристики помещений, позволяющие определить объем потребления тепловой энергии расчетным способом.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания к отказу в удовлетворении исковых требований в части суммы 460 181,86 руб.
Контррасчет ответчика, положенный в основу решения суда первой инстанции, согласно которому в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Щелково Московской области по адресам ул. Космодемьянская, д. 17/4, ул. Шмидта, д. 9, подлежит применению порядок оплаты тепловой энергии на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году, противоречит условиями оплаты тепловой энергии, предусмотренным договором теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 и действующим законодательством.
В силу пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Пунктом 8.2 договора установлено, что расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, Правила N 124 дополнены пунктом 25(1), согласно которому в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 42.1 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по фактическому потреблению коммунального ресурса, а предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Таким образом, установленный подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 124 новый порядок определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядок его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) подлежит применению только при условии принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
До настоящего времени компетентным органом государственной власти Московской области - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принято решение об изменении на территории Щелковского муниципального района Московской области или Московской области в целом способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации также были наделены полномочиями принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, но исключительно в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (подпункт "а") пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.12 N 857).
Однако таких решений Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в отношении спорных многоквартирных домов также не принималось и принято быть не могло по причине того, что спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии на отопление.
Следовательно, к спорным правоотношениям по поставке ответчику тепловой энергии в расчетном периоде - январе, феврале 2017 года - подлежит применению порядок определения объема коммунального ресурса на отопление и его оплаты, предусмотренный подпунктом "а" пункта 21, пунктом 25 Правил N 124, пунктом 42.1 Правил N 354, и действующий на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, а именно - в объеме фактического потребления в расчетном месяце, определенного по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета, срок оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, законные основания для расчетов за тепловую энергию на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году отсутствуют.
Расчет потребления тепловой энергии на отопление, произведенный истцом исходя из фактического объема потребления ответчиком тепловой энергии в январе - феврале 2017 года, определенного на основании представленных ответчиком показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, является законным и обоснованным, а вывод суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в части суммы 1 915 165,86 руб. является неправомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения суда и удовлетворении требования о взыскании оставшейся части задолженности в размере 10 801 251,79 руб.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Частичная оплата задолженности в размере 2 010 000 руб. была произведена ответчиком после предъявления иска в суд по платежным поручениям (л.д. 38-44) от июня 2017 года (исковое заявление принято судом 02.05.2017).
Таким образом, расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе в общем размере 90 056 руб. подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 271, пунктом 2, 3 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ истца от иска по делу N А41-32242/17 в части взыскания суммы в размере 2 010 000 руб.
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 года по делу N А41-32242/17 в указанной части отменить.
Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 года по делу N А41-32242/17 изменить.
Взыскать с ООО "Профсервис" в пользу ООО "Теплоцентраль" сумму долга в размере 10 801 251 руб. 79 коп., а также расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в размере 90 056 руб. 00 коп.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 10АП-12934/2017 ПО ДЕЛУ N А41-32242/17
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N А41-32242/17
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Душкиной Ю.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Теплоцентраль"
на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017, принятое судьей Худгарян М.А. по делу N А41-32242/17
по исковому заявлению ООО "Теплоцентраль"
к ООО "Профсервис"
о взыскании задолженности,
при участии в заседании:
- от истца - Роговенко О.А. по доверенности от 17.09.2016;
- от ответчика - Ломонос Е.А. по доверенности от 12.10.2016, Поминова С.И. по доверенности от 19.09.2017,
установил:
ООО "Теплоцентраль" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Профсервис" (далее также - ответчик) о взыскании задолженности в размере 12 811 251,79 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 иск удовлетворен частично - с ООО "Профсервис" в пользу ООО "Теплоцентраль" взыскана задолженность в размере 8 425 904,10 руб. за период январь - февраль 2017 года; в остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Теплоцентраль", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу ООО "Теплоцентраль" заявлено об отказе от исковых требований в части взыскания суммы задолженности в размере 2 010 000 руб.
Проверив полномочия лица, подписавшего заявление об отказе от иска в указанной части, апелляционный суд полагает, что оно подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Апелляционный суд полагает, что отказ истца от иска в части взыскания суммы задолженности в размере 2 010 000 руб. не нарушает прав третьих лиц и может быть принят судом.
Таким образом, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части отменить, заявленные требования в оставшейся части - в части взыскания суммы задолженности в размере 10 801 251,79 руб. - удовлетворить.
Представители ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в оставшейся части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в остальной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 ООО "Теплоцентраль" (теплоснабжающая организация) отпускало ООО "Профсервис" (абонент) тепловую энергию.
Пунктом 8.2. договора предусматривается оплата тепловой энергии до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Из договора следует, что при установке прибора контроля и учета тепловой энергии учет производится по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 2.1.1.1 договора в случае отсутствия коллективного прибора учета, количество тепловой энергии на отопление рассчитывается расчетным методом теплоснабжающей организации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а количество горячей воды рассчитывается исходя из численности населения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Истец указывает, что оплата ответчиком полученной энергии производилась частично и нерегулярно, в результате чего образовалась задолженность за январь 2017 года - в размере 7 854 721,14 руб., февраль 2017 года - в размере 4 956 530,65 руб.
Как указывает истец в поданном в суд апелляционной инстанции заявлении о частичном отказе от иска, ответчик в период рассмотрения дела в суде первой инстанции произвел частичное погашение задолженности в размере 2 010 000 руб. По состоянию на 20.09.2017 задолженности ответчика по основному долга за тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 в январе - феврале 2017 года, составляет 10 801 251,79 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование истца лишь в части взыскания задолженности в размере 8 425 904,10 руб. за период январь - февраль 2017 года, сослался на контррасчет потребления тепловой энергии, представленный ответчиком.
Между тем, данный контррасчет потребления тепловой энергии документально не подтвержден, проверить его правильность не представляется возможным, расчет произведен в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, условий заключенного между истцом и ответчиком договора.
Как следует из контррасчета ответчика (т. 1 л.д. 37 - 38), положенного в основу решения суда первой инстанции, из объема потребления тепловой энергии, предъявленного истцом к оплате ответчику, исключены: сумма в размере 460 181,86 руб., составляющая объем потребления тепловой энергии нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика; сумма в размере 1 915 165,86 руб., поскольку, по мнению ответчика, при определении объема потребления тепловой энергии на отопление подлежат применению не показания общедомовых приборов учета за спорный период, а порядок оплаты тепловой энергии на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году, то есть порядок компенсации затрат за потребленный ресурс в зимний период путем их начисления в летний период.
Однако данный контррасчет противоречит установленному законодательством Российской Федерации порядку определения количества тепловой энергии, поставленной истцом ответчику, ввиду следующего.
Материалами дела установлено, что на основании договора от 01.05.2016 N 190 истец через присоединенную сеть поставлял ответчику в спорном периоде тепловую энергию в пять многоквартирных домов, расположенных в городе Щелково Московской области по адресам мкрн. Богородский, д. 10/1, д. 10/2, д. 15; ул. Шмидта, д. 9, ул. Космодемьянская, д. 17/4 (приложение N 1 к договору "Список объектов").
В отношении указанных многоквартирных домов ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг.
Поставляемый истцом в многоквартирные дома коммунальный ресурс (тепловая энергия) использовался ответчиком при производстве и предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (индивидуальных тепловых пунктов).
Все спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии, введенными в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, и фиксирующими показания расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 договора учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных на границах раздела тепловых сетей и тепловых пунктах абонента.
Данные показаний прибора учета по состоянию на 00 часов 1-го число месяца, следующего за расчетным, представляются абонентом в теплоснабжающую организацию до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, а также предоставляются сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений (пункт 7.2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение производится по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. Оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение до момента установления тарифов в соответствии с действующим законодательством производится по согласованным тарифам согласно Приложение N 3 к договору.
В силу пунктов 8.2, 8.3 договора расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным, неполучение абонентом платежных документов за оказанные услуги не является основанием для не оплаты.
Ответчик представил истцу сведения, содержащие показания общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по спорным многоквартирным домам за расчетный период (январь - февраль 2017 года) в общем количестве 5 436,922 Гкал (т. 1 л.д. 37 - 38).
Исходя из указанных показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, истец предъявил к оплате ответчику стоимость поставленной тепловой энергии в размере 12 811 251,79 руб. (которая оплачена ответчиком частично - в размере 2 010 000 руб. - после предъявления иска).
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.13 N 1034, предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учета узла учета потребителя за расчетный период.
Поскольку тепловая энергия поставляется истцом ответчику с целью использования при производстве и предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к отношениям сторон по поставке тепловой энергии также подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности, Правил N 124.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, регулируется положениями подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), согласно которым объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В материалах дела отсутствуют относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие объем тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений в спорном периоде, зафиксированных общедомовыми приборами учета.
По имеющейся у истца информации в общедомовых приборах учета, установленных в спорных многоквартирных домах, отсутствует техническая возможность фиксации объемов тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общедомовые приборы учета фиксируют объем тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями.
Каких-либо договоров на поставку тепловой энергии с собственниками нежилых помещений в спорных многоквартирных домах истец не заключал, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В связи с изложенным ссылка ответчика на уведомления собственникам нежилых помещений о расторжении договоров ресурсоснабжения несостоятельна.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства заключения собственниками нежилых помещений договоров напрямую с истцом.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 в случае, если объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений не зафиксирован общедомовыми приборами учета, то вычитать его из общего объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым (коллективным) прибором учета, не представляется возможным.
Иной подход лишает смысла установку общедомовых (коллективных) приборов учета и противоречит целям и задачам законодательства об энергосбережении, в том числе Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Контррасчет ответчика, положенный в основу решения суда первой инстанции, в части объемов потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений, документально не подтвержден, не основан на показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета, методика выполнения данного расчета не указана, проверить правильность расчета и достоверность использованных в расчете исходных сведений не представляется возможным.
В материалы дела также отсутствуют доказательства, подтверждающие факт наличия в многоквартирных домах нежилых помещений (сведений из единого государственного реестра прав о регистрации права собственности, кадастровых паспортов, технических паспортов (планов) нежилых помещений), не представлены показания общедомовых (коллективных) приборов учета о потреблении нежилыми помещениями тепловой энергии, не указаны характеристики помещений, позволяющие определить объем потребления тепловой энергии расчетным способом.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания к отказу в удовлетворении исковых требований в части суммы 460 181,86 руб.
Контррасчет ответчика, положенный в основу решения суда первой инстанции, согласно которому в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Щелково Московской области по адресам ул. Космодемьянская, д. 17/4, ул. Шмидта, д. 9, подлежит применению порядок оплаты тепловой энергии на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году, противоречит условиями оплаты тепловой энергии, предусмотренным договором теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 и действующим законодательством.
В силу пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Пунктом 8.2 договора установлено, что расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, Правила N 124 дополнены пунктом 25(1), согласно которому в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 42.1 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по фактическому потреблению коммунального ресурса, а предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Таким образом, установленный подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 124 новый порядок определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядок его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) подлежит применению только при условии принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
До настоящего времени компетентным органом государственной власти Московской области - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принято решение об изменении на территории Щелковского муниципального района Московской области или Московской области в целом способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации также были наделены полномочиями принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, но исключительно в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (подпункт "а") пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.12 N 857).
Однако таких решений Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в отношении спорных многоквартирных домов также не принималось и принято быть не могло по причине того, что спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии на отопление.
Следовательно, к спорным правоотношениям по поставке ответчику тепловой энергии в расчетном периоде - январе, феврале 2017 года - подлежит применению порядок определения объема коммунального ресурса на отопление и его оплаты, предусмотренный подпунктом "а" пункта 21, пунктом 25 Правил N 124, пунктом 42.1 Правил N 354, и действующий на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, а именно - в объеме фактического потребления в расчетном месяце, определенного по показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета, срок оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, законные основания для расчетов за тепловую энергию на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году отсутствуют.
Расчет потребления тепловой энергии на отопление, произведенный истцом исходя из фактического объема потребления ответчиком тепловой энергии в январе - феврале 2017 года, определенного на основании представленных ответчиком показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, является законным и обоснованным, а вывод суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в части суммы 1 915 165,86 руб. является неправомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения суда и удовлетворении требования о взыскании оставшейся части задолженности в размере 10 801 251,79 руб.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Частичная оплата задолженности в размере 2 010 000 руб. была произведена ответчиком после предъявления иска в суд по платежным поручениям (л.д. 38-44) от июня 2017 года (исковое заявление принято судом 02.05.2017).
Таким образом, расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе в общем размере 90 056 руб. подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 271, пунктом 2, 3 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ истца от иска по делу N А41-32242/17 в части взыскания суммы в размере 2 010 000 руб.
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 года по делу N А41-32242/17 в указанной части отменить.
Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда Арбитражного суда Московской области от 07.07.2017 года по делу N А41-32242/17 изменить.
Взыскать с ООО "Профсервис" в пользу ООО "Теплоцентраль" сумму долга в размере 10 801 251 руб. 79 коп., а также расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в размере 90 056 руб. 00 коп.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Н.С.ЮДИНА
Л.Н.ИВАНОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Н.С.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)