Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.А. Малова при ведении протокола судебного заседания помощником Потаповой Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430)
третье лицо ООО "ЕРЦ"
о взыскании 14 321 890 руб. 03 коп.
при участии в судебном заседании:
от Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства: Чернова Л.А. - по доверенности N 04-10/20 от 09.01.2017,
от ООО "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА": Толстопят А.В. - по доверенности N 48 от 15.11.2016.
Исходя из документов, имеющихся в материалах дела и руководствуясь ст. 123 АПК РФ, суд установил надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения иска, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В связи с неявкой представителя третьего лица, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением от 07.04.2017 судом принят к производству иск ЕМУП водопроводно-канализационного хозяйства, предъявленный к ООО "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" о взыскании задолженности (долг и пени) по договору N 3969 от 19.04.2007 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. Назначено предварительное судебное заседание.
По результатам предварительного судебного заседания принято определение от 15.05.2017 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, назначено судебное заседание на 22.06.2017.
В судебном заседании 22.06.2017 суд на основании ст. 49 АПК РФ принял уточнения исковых требований, согласно которых истец просит взыскать:
- - 13 874 160 руб. 82 коп. - долг;
- - 1 122 809 руб. 32 коп. - пени за период с 23.12.2016 по 22.06.2017.
В связи с чем, дальнейшее рассмотрение дела необходимо осуществлять с учетом рассмотренных уточнений.
Определением от 22.06.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 29.06.2017.
В судебном заседании 29.06.2017 представители сторон изложили доводы по существу дела.
Ответчик пояснил, что между сторонами имеются разногласия относительно применения методики расчета объема водоснабжения в связи с неисправностью общедомового прибора учета. Кроме того, объем поставленного ресурса - ХВС на общедомовые нужды - по данным истца не совпадает со сведениями, предоставляемым ООО "ЕРЦ".
В связи с чем, ответчик настаивает на привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ЕРЦ" (ОГРН 1026602317554).
Суд, на основании ст. 51 АПК РФ определил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ЕРЦ".
В связи с чем, на основании ст. 51, 158 АПК РФ принято определение от 29.06.2017 об отложении судебного разбирательства на 15.08.2017.
В судебном заседании 15.08.2017 суд в порядке ст. 49 АПК РФ суд принял уточнения исковых требований, согласно которых истец просит суд взыскать с ответчика:
- - 13 874 160 руб. 82 коп. - долг;
- - 1 631 266 руб. 50 коп. - пени за период с 23.12.2016 по 15.08.2017; продолжать начисление и взыскание пени с 16.08.2017 по день фактической оплаты долга.
В ходе судебного заседания суд установил необходимым:
- истцу, ответчик и третьему лицу провести сверку объемов и начислений по водоотведению по дому N 52 "б" по ул. Ленина за ноябрь 2016 года.
В связи с чем, определением от 15.08.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 30.08.20.17
Протокольным определением от 30.08.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 13.09.2017.
В судебном заседании 13.09.2017 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которых истец просит суд взыскать с ответчика:
- - 13 873 230 руб. 45 коп. основной долг;
- - 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 г.;
- - продолжить взыскание пени в размере 1/130 Ключевой ставки ЦБ РФ с суммы долга 13 873 230 руб. 45 коп., начиная с 14.09.2017 года по день фактической оплаты;
- - 94 609 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
При рассмотрении указанного ходатайства суд пришел к следующим выводам.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет истцу право увеличить или уменьшить размер заявленных требований либо изменить предмет или основание исковых требований. При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 13 от 31.10.1996 г. указал, что изменение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.
Предъявление дополнительных требований должно производиться по общим правилам предъявления исков (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
При рассмотрении указанного ходатайства суд установил соблюдение истцом порядка предъявления уточнений иска.
Суд установил, что предъявление указанного ходатайства не ведет к одновременному изменению оснований или предмета иска.
В связи с чем, и на основании ст. 49 АПК РФ указанные уточнения судом приняты; дальнейшее рассмотрение дела необходимо осуществлять с учетом рассмотренных уточнений.
По существу дела стороны изложили свои доводы.
Рассмотрев материалы дела, суд
Между сторонами спора заключен договор N 3969 от 19.04.2007, согласно условий которого предметом договора является отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения, прием (сброс) сточных вод в систему канализации г. Екатеринбурга (п. 1 договора).
Согласно пункту 9.1 договора он заключен на срок с 01.04.2007 по 31.12.2007, и является продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении.
Исходя из документов, представленных сторонами, пояснений сторон, договор N 3969 на дату подачи иска и на дату вынесения решения является действующим.
Во исполнение условий договора в период с 01.11.2016 по 30.11.2016 истец оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 13 873 230 руб. 45 коп.
Факт поставки ресурса, его объем подтвержден актами об оказанных услугах за спорный период.
Выставленные истцом счет-фактуры ответчиком в нарушение положений статей 544, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не оплачены.
В связи с чем, у ответчика перед истцом образовался долг на сумму 13 873 230 руб. 45 коп., наличие которого явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском, в том числе и с требованием о взыскании пени.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 4.2.11 договора Абонент обязан подписывать оформленные Водоканалом акты об оказанных услугах и возвращать их в 10-дневный срок с момента получения, в случае несогласия - возвращать с мотивированными возражениями. При невозвращении в указанный срок, акты считаются принятыми.
В соответствии с п. 5.1 договора количество отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод определяется в соответствии с показаниями средств измерений питьевой воды и сточных вод, внесенных в государственный реестр. В случае отсутствия средств измерений сточных вод и не представления результатов натурных замеров, количество сточных вод принимается равным объему водопотребления из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение).
Пунктом 6.2. договора в редакции соглашения от 23.11.2015 к указанному договору предусмотрено, что абонент производит оплату по договору платежными поручениями в течение 5-ти дней с момента получения платежно-расчетных документов.
Во исполнение условий вышеуказанного договора за период с 01.10.2016 по 31.10.2016 истцом ответчику были оказаны услуги водоснабжения и водоотведения на общую сумму 12441819 руб. 46 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказанных услугах за указанный период. На указанную сумму истцом были выставлены счета-фактуры. По расчету истца задолженность ответчика за период с 01.10.2016 по 31.10.2016 составила 4528411 руб. 22 коп.
Несмотря на то, что акты об оказанных услугах ответчиком не подписаны, факт оказания истцом ответчику услуг по вышеуказанному договору подтвержден представленными в материалы дела сведениями о показаниях общедомовых приборов учета, отчетами об объемах потребления коммунальных услуг в домах, не оборудованных ОДПУ. Истец определил объем поставленной холодной воды на основании показаний общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - по данным расчетного центра, осуществляющим начисление гражданам, по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии по нормативам потребления. Объем водоотведения определен истцом по данным расчетного центра, осуществляющим начисление гражданам, по ИПУ и нормативам.
Указанные способы определения объема оказанных услуг соответствует Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Разногласия сторон возникли в отношении порядка определения объема сточных вод в количестве 2341,81 м3 на сумму 44 931 руб. 80 коп. по адресам пер. Переходный, д. 5/1, ул. Луганская, д. 21, ул. Бажова, д. 219, пер. Базовый, д. 56. Вместе с тем, установлено основания для корректировки отсутствуют, поскольку ответчиком не представлено обоснование перерасчета, подтверждающие документы, данные в расчете ответчика не соответствуют сведениям в расшифровке перерасчетов по лицевым счетам, представленной ООО "ЕРЦ". Кроме того, представленный ответчиком Расчет объемов потребления водоотведения, выполненный ООО "ЕРЦ", не содержат сведений об объемах водоотведения в нежилых помещениях, абонентом такие сведений также не представлены, в связи с чем указанный расчет противоречит положениям п. в, г ст. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
V{\super д = V{\super п + V{\super сред + V{\super н + V{\super расч + V{\super кр + V{\sub 1{\super одн + V{\sub 2{\super одн, путем сложения следующих величин объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. До этого момента объем водопотребления в спорных многоквартирных домах исчислен истцом на основании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, исходя из среднесуточных объемов водопотребления.
В отношении разногласий сторон по сумме сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды судом установлено следующее.
Ответчик полагает, что обязанность по оплате спорной стоимости холодной воды, поставленной истцом в многоквартирный дом, у него отсутствует, поскольку размер общедомового потребления холодного водоснабжения, который исполнитель коммунальных услуг вправе предъявить конечным потребителям, ограничен соответствующим нормативом потребления холодного водоснабжения на общедомовые нужды, ответчик полагает, что управляющая компания, не являющаяся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате холодного водоснабжения на общедомовые нужды, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Ссылается на п.
Частями 1, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме; управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с действующими в спорный период времени нормами права предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил N 354).
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений многоквартирного дома предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, действующее законодательство допускает непосредственную оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без приобретения последней статуса исполнителя коммунальных услуг.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Проанализировав положения Правил N 354 и N 124, суд пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в частности, на общедомовые нужды, в спорный по настоящему делу период времени возникла у ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА". Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Истцом ко взысканию с ответчика заявлена стоимость холодной воды, поставленной истцом в октябре 2016 года, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в период с 01.07.2016 по 31.12.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Проанализировав положения пункта 44 Правил N 354, пункту 21(1) Правил N 124 суд пришел к выводу о том, что объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, оплачивает за счет собственных средств, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не приняли иное решение.
В материалах дела отсутствуют протоколы, подтверждающие принятие собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
Кроме того, согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором управления многоквартирным домом;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей;
г) производить в установленном порядке расчет платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Закрепленный пунктом 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
Произведенный истцом расчет размера задолженности в общей сумме 4528411 руб. 22 коп. подтвержден соответствующими доказательствами, соответствует пункту 21(1) Правил N 124.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств оплаты ответчиком истцу задолженности в сумме 4528411 руб. 22 коп., суд признает обоснованными и удовлетворяет требования истца о взыскании долга в заявленном размере.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 и продолжать начисление и взыскание пени по день фактической оплаты долга.
Согласно положениям ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет истца судом проверен, признан соответствующим условиям договора и не противоречащим действующему законодательству.
Как было указано выше истцом заявлено требование продолжать взыскание пени по день фактической уплаты долга.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016, по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка в оплате услуг водоснабжения/водоотведения, истец правомерно начислил неустойку в размере 1 934 081 руб. 42 коп. и подлежит удовлетворению требование продолжать начисление и взыскание пени с 14.09.2017 года по день фактической оплаты долга.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного, государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962):
- - 13 873 230 руб. 45 коп. основной долг;
- - 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 г.;
- - продолжить взыскание пени в размере 1/130 Ключевой ставки ЦБ РФ с суммы долга 13 873 230 руб. 45 коп., начиная с 14.09.2017 года по день фактической оплаты;
- - 94 609 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) в доход федерального бюджета 7428 руб. 00 коп. государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.09.2017 ПО ДЕЛУ N А60-15830/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. по делу N А60-15830/2017
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.А. Малова при ведении протокола судебного заседания помощником Потаповой Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430)
третье лицо ООО "ЕРЦ"
о взыскании 14 321 890 руб. 03 коп.
при участии в судебном заседании:
от Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства: Чернова Л.А. - по доверенности N 04-10/20 от 09.01.2017,
от ООО "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА": Толстопят А.В. - по доверенности N 48 от 15.11.2016.
Исходя из документов, имеющихся в материалах дела и руководствуясь ст. 123 АПК РФ, суд установил надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения иска, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В связи с неявкой представителя третьего лица, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением от 07.04.2017 судом принят к производству иск ЕМУП водопроводно-канализационного хозяйства, предъявленный к ООО "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" о взыскании задолженности (долг и пени) по договору N 3969 от 19.04.2007 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. Назначено предварительное судебное заседание.
По результатам предварительного судебного заседания принято определение от 15.05.2017 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, назначено судебное заседание на 22.06.2017.
В судебном заседании 22.06.2017 суд на основании ст. 49 АПК РФ принял уточнения исковых требований, согласно которых истец просит взыскать:
- - 13 874 160 руб. 82 коп. - долг;
- - 1 122 809 руб. 32 коп. - пени за период с 23.12.2016 по 22.06.2017.
В связи с чем, дальнейшее рассмотрение дела необходимо осуществлять с учетом рассмотренных уточнений.
Определением от 22.06.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 29.06.2017.
В судебном заседании 29.06.2017 представители сторон изложили доводы по существу дела.
Ответчик пояснил, что между сторонами имеются разногласия относительно применения методики расчета объема водоснабжения в связи с неисправностью общедомового прибора учета. Кроме того, объем поставленного ресурса - ХВС на общедомовые нужды - по данным истца не совпадает со сведениями, предоставляемым ООО "ЕРЦ".
В связи с чем, ответчик настаивает на привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ЕРЦ" (ОГРН 1026602317554).
Суд, на основании ст. 51 АПК РФ определил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ЕРЦ".
В связи с чем, на основании ст. 51, 158 АПК РФ принято определение от 29.06.2017 об отложении судебного разбирательства на 15.08.2017.
В судебном заседании 15.08.2017 суд в порядке ст. 49 АПК РФ суд принял уточнения исковых требований, согласно которых истец просит суд взыскать с ответчика:
- - 13 874 160 руб. 82 коп. - долг;
- - 1 631 266 руб. 50 коп. - пени за период с 23.12.2016 по 15.08.2017; продолжать начисление и взыскание пени с 16.08.2017 по день фактической оплаты долга.
В ходе судебного заседания суд установил необходимым:
- истцу, ответчик и третьему лицу провести сверку объемов и начислений по водоотведению по дому N 52 "б" по ул. Ленина за ноябрь 2016 года.
В связи с чем, определением от 15.08.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 30.08.20.17
Протокольным определением от 30.08.2017 судебное разбирательство по делу отложено на 13.09.2017.
В судебном заседании 13.09.2017 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которых истец просит суд взыскать с ответчика:
- - 13 873 230 руб. 45 коп. основной долг;
- - 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 г.;
- - продолжить взыскание пени в размере 1/130 Ключевой ставки ЦБ РФ с суммы долга 13 873 230 руб. 45 коп., начиная с 14.09.2017 года по день фактической оплаты;
- - 94 609 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
При рассмотрении указанного ходатайства суд пришел к следующим выводам.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет истцу право увеличить или уменьшить размер заявленных требований либо изменить предмет или основание исковых требований. При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 13 от 31.10.1996 г. указал, что изменение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.
Предъявление дополнительных требований должно производиться по общим правилам предъявления исков (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
При рассмотрении указанного ходатайства суд установил соблюдение истцом порядка предъявления уточнений иска.
Суд установил, что предъявление указанного ходатайства не ведет к одновременному изменению оснований или предмета иска.
В связи с чем, и на основании ст. 49 АПК РФ указанные уточнения судом приняты; дальнейшее рассмотрение дела необходимо осуществлять с учетом рассмотренных уточнений.
По существу дела стороны изложили свои доводы.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Между сторонами спора заключен договор N 3969 от 19.04.2007, согласно условий которого предметом договора является отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения, прием (сброс) сточных вод в систему канализации г. Екатеринбурга (п. 1 договора).
Согласно пункту 9.1 договора он заключен на срок с 01.04.2007 по 31.12.2007, и является продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении.
Исходя из документов, представленных сторонами, пояснений сторон, договор N 3969 на дату подачи иска и на дату вынесения решения является действующим.
Во исполнение условий договора в период с 01.11.2016 по 30.11.2016 истец оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 13 873 230 руб. 45 коп.
Факт поставки ресурса, его объем подтвержден актами об оказанных услугах за спорный период.
Выставленные истцом счет-фактуры ответчиком в нарушение положений статей 544, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не оплачены.
В связи с чем, у ответчика перед истцом образовался долг на сумму 13 873 230 руб. 45 коп., наличие которого явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском, в том числе и с требованием о взыскании пени.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 4.2.11 договора Абонент обязан подписывать оформленные Водоканалом акты об оказанных услугах и возвращать их в 10-дневный срок с момента получения, в случае несогласия - возвращать с мотивированными возражениями. При невозвращении в указанный срок, акты считаются принятыми.
В соответствии с п. 5.1 договора количество отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод определяется в соответствии с показаниями средств измерений питьевой воды и сточных вод, внесенных в государственный реестр. В случае отсутствия средств измерений сточных вод и не представления результатов натурных замеров, количество сточных вод принимается равным объему водопотребления из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение).
Пунктом 6.2. договора в редакции соглашения от 23.11.2015 к указанному договору предусмотрено, что абонент производит оплату по договору платежными поручениями в течение 5-ти дней с момента получения платежно-расчетных документов.
Во исполнение условий вышеуказанного договора за период с 01.10.2016 по 31.10.2016 истцом ответчику были оказаны услуги водоснабжения и водоотведения на общую сумму 12441819 руб. 46 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказанных услугах за указанный период. На указанную сумму истцом были выставлены счета-фактуры. По расчету истца задолженность ответчика за период с 01.10.2016 по 31.10.2016 составила 4528411 руб. 22 коп.
Несмотря на то, что акты об оказанных услугах ответчиком не подписаны, факт оказания истцом ответчику услуг по вышеуказанному договору подтвержден представленными в материалы дела сведениями о показаниях общедомовых приборов учета, отчетами об объемах потребления коммунальных услуг в домах, не оборудованных ОДПУ. Истец определил объем поставленной холодной воды на основании показаний общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - по данным расчетного центра, осуществляющим начисление гражданам, по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии по нормативам потребления. Объем водоотведения определен истцом по данным расчетного центра, осуществляющим начисление гражданам, по ИПУ и нормативам.
Указанные способы определения объема оказанных услуг соответствует Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Разногласия сторон возникли в отношении порядка определения объема сточных вод в количестве 2341,81 м3 на сумму 44 931 руб. 80 коп. по адресам пер. Переходный, д. 5/1, ул. Луганская, д. 21, ул. Бажова, д. 219, пер. Базовый, д. 56. Вместе с тем, установлено основания для корректировки отсутствуют, поскольку ответчиком не представлено обоснование перерасчета, подтверждающие документы, данные в расчете ответчика не соответствуют сведениям в расшифровке перерасчетов по лицевым счетам, представленной ООО "ЕРЦ". Кроме того, представленный ответчиком Расчет объемов потребления водоотведения, выполненный ООО "ЕРЦ", не содержат сведений об объемах водоотведения в нежилых помещениях, абонентом такие сведений также не представлены, в связи с чем указанный расчет противоречит положениям п. в, г ст. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
V{\super д = V{\super п + V{\super сред + V{\super н + V{\super расч + V{\super кр + V{\sub 1{\super одн + V{\sub 2{\super одн, путем сложения следующих величин объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. До этого момента объем водопотребления в спорных многоквартирных домах исчислен истцом на основании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, исходя из среднесуточных объемов водопотребления.
В отношении разногласий сторон по сумме сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды судом установлено следующее.
Ответчик полагает, что обязанность по оплате спорной стоимости холодной воды, поставленной истцом в многоквартирный дом, у него отсутствует, поскольку размер общедомового потребления холодного водоснабжения, который исполнитель коммунальных услуг вправе предъявить конечным потребителям, ограничен соответствующим нормативом потребления холодного водоснабжения на общедомовые нужды, ответчик полагает, что управляющая компания, не являющаяся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате холодного водоснабжения на общедомовые нужды, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Ссылается на п.
Частями 1, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме; управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с действующими в спорный период времени нормами права предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил N 354).
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений многоквартирного дома предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, действующее законодательство допускает непосредственную оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без приобретения последней статуса исполнителя коммунальных услуг.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Проанализировав положения Правил N 354 и N 124, суд пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в частности, на общедомовые нужды, в спорный по настоящему делу период времени возникла у ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА". Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Истцом ко взысканию с ответчика заявлена стоимость холодной воды, поставленной истцом в октябре 2016 года, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в период с 01.07.2016 по 31.12.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Проанализировав положения пункта 44 Правил N 354, пункту 21(1) Правил N 124 суд пришел к выводу о том, что объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, оплачивает за счет собственных средств, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не приняли иное решение.
В материалах дела отсутствуют протоколы, подтверждающие принятие собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
Кроме того, согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором управления многоквартирным домом;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей;
г) производить в установленном порядке расчет платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 пункта 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Закрепленный пунктом 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
Произведенный истцом расчет размера задолженности в общей сумме 4528411 руб. 22 коп. подтвержден соответствующими доказательствами, соответствует пункту 21(1) Правил N 124.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств оплаты ответчиком истцу задолженности в сумме 4528411 руб. 22 коп., суд признает обоснованными и удовлетворяет требования истца о взыскании долга в заявленном размере.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 и продолжать начисление и взыскание пени по день фактической оплаты долга.
Согласно положениям ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет истца судом проверен, признан соответствующим условиям договора и не противоречащим действующему законодательству.
Как было указано выше истцом заявлено требование продолжать взыскание пени по день фактической уплаты долга.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016, по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка в оплате услуг водоснабжения/водоотведения, истец правомерно начислил неустойку в размере 1 934 081 руб. 42 коп. и подлежит удовлетворению требование продолжать начисление и взыскание пени с 14.09.2017 года по день фактической оплаты долга.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного, государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962):
- - 13 873 230 руб. 45 коп. основной долг;
- - 1 934 081 руб. 42 коп. пени за период с 23.12.2016 по 13.09.2017 г.;
- - продолжить взыскание пени в размере 1/130 Ключевой ставки ЦБ РФ с суммы долга 13 873 230 руб. 45 коп., начиная с 14.09.2017 года по день фактической оплаты;
- - 94 609 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430) в доход федерального бюджета 7428 руб. 00 коп. государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
А.А.МАЛОВ
А.А.МАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)