Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.05.2017 N 117-АПГ17-1

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. N 117-АПГ17-1


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям жилищно-строительного кооператива "Жилстрой" и общества с ограниченной ответственностью "АВМ" о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 12 июля 2016 г. N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства" по апелляционным жалобам административных истцов на решение Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Севастополя от 12 июля 2016 г. N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства" (далее - постановление N 668-ПП), опубликованным 12 июля 2016 г. на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/), установлено, что со дня вступления его в силу на территории города Севастополя прекращают свое действие разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ (далее - разрешительные документы), выданные до 18 марта 2014 г., за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 постановления (пункт 1).
Пунктом 2 определено, что правила, установленные в пункте 1 постановления, не применяются, если на момент вступления в силу оспариваемого постановления завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18 марта 2014 г.
Приведенные исключения не применяются, если на основании разрешительных документов, указанных в пункте 1 постановления, осуществляется строительство (реконструкция) объектов капитального строительства на территориях, которые в соответствии с градостроительной документацией, указанной в пункте 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 г. N 339-ПП, относятся к зонам зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, специальных зеленых насаждений города Севастополя (пункт 3 постановления N 668-ПП).
Согласно пункту 4 постановления N 668-ПП акт вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Жилищно-строительный кооператив "Жилстрой" (далее - ЖСК "Жилстрой") и общество с ограниченной ответственностью "АВМ" (далее - ООО "АВМ"), занимающиеся жилищным строительством на территории города Севастополя, обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления N 668-ПП со дня его принятия ввиду несоответствия предписаниям статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
По мнению административных истцов (дела, по требованию которых определением Севастопольского городского суда от 6 декабря 2016 г. объединены в одно производство), оспариваемый акт принят без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, и нарушает их право на ведение строительных работ, осуществляемых на основании деклараций о начале выполнения строительных работ, зарегистрированных Инспекцией архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе до 18 марта 2014 г.
Решением Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г. в удовлетворении заявлений отказано.
В апелляционных жалобах ЖСК "Жилстрой" и ООО "АВМ" просят судебный акт отменить, как основанный на неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционных жалоб прокуратурой города Севастополя и административным ответчиком представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований ЖСК "Жилстрой" и ООО "АВМ", суд, проанализировав федеральное и региональное законодательство, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и охраняемых законом интересов административных истцов, которые не лишены права получить разрешительные документы на строительство жилых домов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции Российской Федерации).
18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (далее - Договор, статья 1).
Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Аналогичные правовые предписания содержатся в статье 9 Договора.
Переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, действует со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ).
Одновременно федеральный законодатель в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе градостроительных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 указанной статьи).
Правительство Севастополя, постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти (статья 34 Устава города Севастополя, статья 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя"), реализуя предоставленные полномочия, постановлением от 28 апреля 2015 г. N 339-ПП утвердило Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, пункт 1 которого устанавливает особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых выданы до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.
Постановление N 668-ПП, принимая во внимание изложенные в его преамбуле цели принятия (обеспечение защиты и реализации прав граждан на благоприятную окружающую городскую среду, защиты зеленых насаждений, недопущения застройки в зонах зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), специальных зеленых насаждений, лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий города Севастополя), также является региональным нормативным правовым актом, установившим особенности правового регулирования градостроительных отношений, субъектами которых является определенный круг лиц.
Исходя из системного анализа содержащихся в оспариваемом акте норм они распространяются на лиц, получивших до 18 марта 2014 г. разрешительные документы, но не завершивших возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании перечисленных в пункте 1 постановления N 668-ПП документов, а также на лиц, осуществляющих указанные действия на территориях, которые в соответствии с градостроительной документацией относятся к зонам зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, специальных зеленых насаждений города Севастополя.
Из правовых предписаний статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, согласно которым на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, не следует, что названные субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование в отношении таких документов, поскольку федеральный законодатель в качестве одного из условий действия этих документов указал, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Между тем такие документы как разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ относятся к градостроительной деятельности - деятельности по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемой в том числе в виде строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, Правительство Севастополя не нарушило положения статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, приняв оспариваемый нормативный правовой акт, относящийся к законодательству о градостроительной деятельности, которое основывается на таких принципах как обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 1, 2, 4, 6 и 9 статьи 2, часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что постановление N 668-ПП не ограничивает права застройщиков, оформивших разрешительные документы до 18 марта 2014 г., а исходя из существа градостроительных отношений устанавливает особенности правового регулирования в названной сфере, закрепив право на завершение начатого строительства в соответствии с документами, перечисленными в пункте 1 названного нормативного правового акта, на земельных участках, разрешенное использование которых соответствует этим целям.
Доводы административных истцов, изложенные в апелляционных жалобах, выводов суда не опровергают, не являются основаниями, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения суда незаконным.
Ввиду изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы жилищно-строительного кооператива "Жилстрой" и общества с ограниченной ответственностью "АВМ" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)