Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Жилой комплекс Аврора" (ИНН 6658371767, ОГРН 1106658019082, далее - товарищество) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании приняли участие представители: товарищества - Коростелева Л.П., адвокат по доверенности от 10.01.2017; департамента - Корольков Е.А. по доверенности от 09.01.2017 N 29-05-36-17.
Товарищество 06.02.2017 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента от 16.12.2016 N 29-09-03-76 об устранении выявленных нарушений.
Мотивируя заявленное требование, товарищество ссылалось на то, что оспариваемое предписание не соответствует ст. 39 Жилищного кодекса РФ и нарушает права товарищества, поскольку подземные паркинги не включены в перечень общего имущества многоквартирного дома, следовательно, паркинги являются самостоятельным объектами права собственности долевых сособственников машино-мест и, соответственно, бремя содержания данных подземных паркингов лежит исключительно на собственниках конкретных машино-мест. Поскольку отопление в подземных паркингах отсутствует, данная услуга собственникам машино-мест товариществом не предоставляется, и соответственно и не предъявляется к оплате. При этом, поскольку оба подземных паркинга оборудованы системой электроснабжения, исходя из показаний счетчиков потребленной подземными паркингами электроэнергии, собственникам машино-мест начисляются за данную услугу платежи.
В судебном заседании 09.03.2017 департамент представил отзыв и копии материалов проверки, требования не признал, считал вынесенное предписание законным и обоснованным.
Мотивируя свои возражения, департамент ссылался на то, что расположенные в цокольной части дома встроенные нежилые помещения - гаражи (парковочные места) являются частью многоквартирного дома, поэтому у товарищества не было законных оснований для исключения площади данных помещений из расчета (распределения) расходов на оплату услуги отопления и электроэнергии.
25.04.2017 товарищество представило заключение ООО "Уральская строительная экспертиза" N УСЭ-433 от 25.04.2017 по результатам проведения строительно-технической экспертизы двух паркингов (гаражей-стоянок) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19, указав, что оно подтверждает автономность помещений паркингов, отсутствие в них системы (инженерной сети) отопления и наличие отдельных приборов учета электроэнергии.
В судебном заседании 27.04.2017 товарищество представило свидетельство 66АЕ N 162029 от 21.11.2011 и свидетельство 66АЖ 719089 от 07.11.2014 на доли в размере 1/537 на помещение одного паркинга площадью 16644 кв. м и список собственников паркинга, указав, что среди них имеются лица, не являющиеся собственниками иных помещений в доме. Также товарищество пояснило, что на второй паркинг на 152 места площадью 1628 кв. м документы о правах собственности находятся в стадии оформления.
01.06.2017 товарищество представило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительные документы (в копиях): список собственников паркинга площадью 1628 кв. м, выписка из ЕГРИП от 07.12.2016, акт приемки-передачи от 18.04.2016, дополнительное соглашение N 1 от 01.03.2016, акт приема-передачи от 18.04.2016, дополнительное соглашение N 1 от 01.03.2016, акт от 17.05.2017 на замену (приемку, обследование) приборов коммерческого учета (2 шт.).
Представленные документы приобщены к материалам дела.
В настоящем судебном заседании товарищество и департамент поддержали свои требования и возражения соответственно.
Товарищество ходатайствовало о приобщении к материалам дела акта приемки-передачи от 25.04.2016, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (3 шт.), свидетельство о государственной регистрации права 66 АЗ 042686 от 22.05.2015, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (2 шт.), свидетельство о государственной регистрации права 66 АД 732277 от 30.06.2011, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (5 шт.).
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Департамент обратил внимание суда на наличие судебных актов по делу N А60-46820/2015, которыми установлен факт отнесения подземной автостоянки в спорном многоквартирном доме N 19 по ул. Соболева к общедомовому имуществу.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В связи с поступившим обращением (от 07.11.2016 вх. N 29-01-01-32524/1) департаментом на основании приказа от 22.11.2016 N 29-09-01-76 была проведена внеплановая документарная проверка товарищества по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отопления, горячего водоснабжения, к порядку предоставления информации в платежных документах за период с октября по ноябрь 2016 года собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, 19.
Результаты проверки отражены в акте от 16.12.2016 N 29-09-02-76.
По результатам данной проверки департаментом установлено, что собственникам нежилых помещений паркинга спорного многоквартирного дома не начисляется плата за услугу отопления. Данный факт подтверждается объемами потребления тепловой энергии, размером платы за услугу отопления за октябрь 2016 года, площадью жилых и нежилых помещений, собственники которых несут бремя содержания общего имущества. Так, начисление платы за услугу отопления, предоставленную в октябре 2016 года, проводилось исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, равной 97551,9 кв. метров, фактически по данным товарищества в собственности находятся жилые и нежилые помещения многоквартирного дома общей площадью 115836,8 кв. метров, в том числе паркинги площадью 18272,1 кв. метра. Применяемый порядок начисления платы за услугу отопления привел к излишнему начислению платы собственникам жилых (нежилых) помещений дома за тепловую энергию в объеме 206,877 Гкал. При начислении платы за коммунальную услугу электроснабжения и выставлении платежных документов за октябрь 2016 года товарищество указало недостоверную и (или) неоднозначно понимаемую информацию в платежном документе об объемах потребления электроэнергии на индивидуальные нужды (суммарно предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях) и на общедомовые нужды. При начислении платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам нежилых помещений паркинга не начислялась плату за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды. Данный факт подтверждается объемами потребления по двум зонам суток и размером платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды по двум зонам суток (по дневному и ночному тарифам) и площадью жилых и нежилых помещений, собственники которых несут бремя содержания общего имущества. Начисление проводилось исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, равной 97551,9 кв. метров, фактически по данным товарищества в собственности находятся жилые и нежилые помещения многоквартирного дома общей площадью 115836,8 кв. метров, в том числе паркинги площадью 18272,1 кв. метра.
Департамент выдал товариществу предписание от 16.12.2016 N 29-09-03-76, которым обязал товарищество: провести перерасчет платы за услугу отопления, предоставленную в октябре 2016 года в порядке, предусмотренном п. 40, 44, 42(1), 43 Правил N 354 (п. 1); предоставить информацию в платежных документах с января 2017 года в соответствии с п. 69 Правил N 354 (п. 2); соблюдать действующий порядок начисления платы за услуги, предоставленные на содержание общего имущества, предусмотренный п. 40 и 44 Правил 354, вернуть излишне начисленную плату за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в октябре 2016 года (п. 3).
Полагая, что указанное предписание является незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что в удовлетворении требования товарищества следует отказать по следующим основаниям.
Порядок предоставления коммунальных услуг отопления и электроснабжения, в том числе порядок начисления платы за данные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, в силу статьи 20 ЖК РФ указанными полномочиями обладают органы государственного жилищного надзора и муниципального контроля.
Департамент в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции департамент осуществляет контроль (надзор) в том числе за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг на территории Свердловской области. Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено департаментом в соответствии с его полномочиями.
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован подземной стоянкой, встроенными нежилыми помещениями.
Площадь мест общего пользования (уборочная площадь лестниц, коридоров и мест общего пользования) составляет 21881,2 кв. м. Общая полезная площадь дома составляет 115836,8 кв. м, в том числе, 90936,8 кв. м - полезная площадь жилых помещений дома и 6627,9 кв. м полезная площадь нежилых помещений дома. Полезная площадь нежилых помещений являющихся паркингом дома составляет 18272,1 кв. м (16644 1628,1).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно п. п. "а", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, подземная автостоянка в многоквартирном доме относится к общедомовому имуществу.
Данная правовая позиция подтверждена также постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-46820/2015, Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 6037/13 по делу N А40-29754/12-127-277.
Правила N 354 предусматривают начисление платы за услуги отопления и электроснабжение исходя из общей площади помещения (жилого и нежилого), объема потребления (по нормативу или по показаниям приборов учета общедомовых и индивидуальных) и тарифа.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил N 354.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 Приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, на собственниках нежилых помещений лежит бремя по оплате коммунальных услуг (отопление, электроснабжение) потребленных в целом в многоквартирном доме и распределенных между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме
Принимая во внимание указанные обстоятельства, департамент вынес правомерное предписание.
Поскольку оспариваемое предписание является законным, оно не может быть признано недействительным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении требования товарищества собственников жилья "Жилой комплекс Аврора".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-4620/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А60-4620/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Жилой комплекс Аврора" (ИНН 6658371767, ОГРН 1106658019082, далее - товарищество) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании приняли участие представители: товарищества - Коростелева Л.П., адвокат по доверенности от 10.01.2017; департамента - Корольков Е.А. по доверенности от 09.01.2017 N 29-05-36-17.
Товарищество 06.02.2017 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента от 16.12.2016 N 29-09-03-76 об устранении выявленных нарушений.
Мотивируя заявленное требование, товарищество ссылалось на то, что оспариваемое предписание не соответствует ст. 39 Жилищного кодекса РФ и нарушает права товарищества, поскольку подземные паркинги не включены в перечень общего имущества многоквартирного дома, следовательно, паркинги являются самостоятельным объектами права собственности долевых сособственников машино-мест и, соответственно, бремя содержания данных подземных паркингов лежит исключительно на собственниках конкретных машино-мест. Поскольку отопление в подземных паркингах отсутствует, данная услуга собственникам машино-мест товариществом не предоставляется, и соответственно и не предъявляется к оплате. При этом, поскольку оба подземных паркинга оборудованы системой электроснабжения, исходя из показаний счетчиков потребленной подземными паркингами электроэнергии, собственникам машино-мест начисляются за данную услугу платежи.
В судебном заседании 09.03.2017 департамент представил отзыв и копии материалов проверки, требования не признал, считал вынесенное предписание законным и обоснованным.
Мотивируя свои возражения, департамент ссылался на то, что расположенные в цокольной части дома встроенные нежилые помещения - гаражи (парковочные места) являются частью многоквартирного дома, поэтому у товарищества не было законных оснований для исключения площади данных помещений из расчета (распределения) расходов на оплату услуги отопления и электроэнергии.
25.04.2017 товарищество представило заключение ООО "Уральская строительная экспертиза" N УСЭ-433 от 25.04.2017 по результатам проведения строительно-технической экспертизы двух паркингов (гаражей-стоянок) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19, указав, что оно подтверждает автономность помещений паркингов, отсутствие в них системы (инженерной сети) отопления и наличие отдельных приборов учета электроэнергии.
В судебном заседании 27.04.2017 товарищество представило свидетельство 66АЕ N 162029 от 21.11.2011 и свидетельство 66АЖ 719089 от 07.11.2014 на доли в размере 1/537 на помещение одного паркинга площадью 16644 кв. м и список собственников паркинга, указав, что среди них имеются лица, не являющиеся собственниками иных помещений в доме. Также товарищество пояснило, что на второй паркинг на 152 места площадью 1628 кв. м документы о правах собственности находятся в стадии оформления.
01.06.2017 товарищество представило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительные документы (в копиях): список собственников паркинга площадью 1628 кв. м, выписка из ЕГРИП от 07.12.2016, акт приемки-передачи от 18.04.2016, дополнительное соглашение N 1 от 01.03.2016, акт приема-передачи от 18.04.2016, дополнительное соглашение N 1 от 01.03.2016, акт от 17.05.2017 на замену (приемку, обследование) приборов коммерческого учета (2 шт.).
Представленные документы приобщены к материалам дела.
В настоящем судебном заседании товарищество и департамент поддержали свои требования и возражения соответственно.
Товарищество ходатайствовало о приобщении к материалам дела акта приемки-передачи от 25.04.2016, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (3 шт.), свидетельство о государственной регистрации права 66 АЗ 042686 от 22.05.2015, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (2 шт.), свидетельство о государственной регистрации права 66 АД 732277 от 30.06.2011, квитанции на оплату за октябрь 2016 г. (5 шт.).
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Департамент обратил внимание суда на наличие судебных актов по делу N А60-46820/2015, которыми установлен факт отнесения подземной автостоянки в спорном многоквартирном доме N 19 по ул. Соболева к общедомовому имуществу.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
В связи с поступившим обращением (от 07.11.2016 вх. N 29-01-01-32524/1) департаментом на основании приказа от 22.11.2016 N 29-09-01-76 была проведена внеплановая документарная проверка товарищества по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отопления, горячего водоснабжения, к порядку предоставления информации в платежных документах за период с октября по ноябрь 2016 года собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, 19.
Результаты проверки отражены в акте от 16.12.2016 N 29-09-02-76.
По результатам данной проверки департаментом установлено, что собственникам нежилых помещений паркинга спорного многоквартирного дома не начисляется плата за услугу отопления. Данный факт подтверждается объемами потребления тепловой энергии, размером платы за услугу отопления за октябрь 2016 года, площадью жилых и нежилых помещений, собственники которых несут бремя содержания общего имущества. Так, начисление платы за услугу отопления, предоставленную в октябре 2016 года, проводилось исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, равной 97551,9 кв. метров, фактически по данным товарищества в собственности находятся жилые и нежилые помещения многоквартирного дома общей площадью 115836,8 кв. метров, в том числе паркинги площадью 18272,1 кв. метра. Применяемый порядок начисления платы за услугу отопления привел к излишнему начислению платы собственникам жилых (нежилых) помещений дома за тепловую энергию в объеме 206,877 Гкал. При начислении платы за коммунальную услугу электроснабжения и выставлении платежных документов за октябрь 2016 года товарищество указало недостоверную и (или) неоднозначно понимаемую информацию в платежном документе об объемах потребления электроэнергии на индивидуальные нужды (суммарно предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях) и на общедомовые нужды. При начислении платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам нежилых помещений паркинга не начислялась плату за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды. Данный факт подтверждается объемами потребления по двум зонам суток и размером платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды по двум зонам суток (по дневному и ночному тарифам) и площадью жилых и нежилых помещений, собственники которых несут бремя содержания общего имущества. Начисление проводилось исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, равной 97551,9 кв. метров, фактически по данным товарищества в собственности находятся жилые и нежилые помещения многоквартирного дома общей площадью 115836,8 кв. метров, в том числе паркинги площадью 18272,1 кв. метра.
Департамент выдал товариществу предписание от 16.12.2016 N 29-09-03-76, которым обязал товарищество: провести перерасчет платы за услугу отопления, предоставленную в октябре 2016 года в порядке, предусмотренном п. 40, 44, 42(1), 43 Правил N 354 (п. 1); предоставить информацию в платежных документах с января 2017 года в соответствии с п. 69 Правил N 354 (п. 2); соблюдать действующий порядок начисления платы за услуги, предоставленные на содержание общего имущества, предусмотренный п. 40 и 44 Правил 354, вернуть излишне начисленную плату за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в октябре 2016 года (п. 3).
Полагая, что указанное предписание является незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что в удовлетворении требования товарищества следует отказать по следующим основаниям.
Порядок предоставления коммунальных услуг отопления и электроснабжения, в том числе порядок начисления платы за данные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, в силу статьи 20 ЖК РФ указанными полномочиями обладают органы государственного жилищного надзора и муниципального контроля.
Департамент в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции департамент осуществляет контроль (надзор) в том числе за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг на территории Свердловской области. Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено департаментом в соответствии с его полномочиями.
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован подземной стоянкой, встроенными нежилыми помещениями.
Площадь мест общего пользования (уборочная площадь лестниц, коридоров и мест общего пользования) составляет 21881,2 кв. м. Общая полезная площадь дома составляет 115836,8 кв. м, в том числе, 90936,8 кв. м - полезная площадь жилых помещений дома и 6627,9 кв. м полезная площадь нежилых помещений дома. Полезная площадь нежилых помещений являющихся паркингом дома составляет 18272,1 кв. м (16644 1628,1).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно п. п. "а", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, подземная автостоянка в многоквартирном доме относится к общедомовому имуществу.
Данная правовая позиция подтверждена также постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-46820/2015, Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 6037/13 по делу N А40-29754/12-127-277.
Правила N 354 предусматривают начисление платы за услуги отопления и электроснабжение исходя из общей площади помещения (жилого и нежилого), объема потребления (по нормативу или по показаниям приборов учета общедомовых и индивидуальных) и тарифа.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил N 354.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 Приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, на собственниках нежилых помещений лежит бремя по оплате коммунальных услуг (отопление, электроснабжение) потребленных в целом в многоквартирном доме и распределенных между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме
Принимая во внимание указанные обстоятельства, департамент вынес правомерное предписание.
Поскольку оспариваемое предписание является законным, оно не может быть признано недействительным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении требования товарищества собственников жилья "Жилой комплекс Аврора".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)