Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 08АП-6581/2016 ПО ДЕЛУ N А70-16187/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 08АП-6581/2016

Дело N А70-16187/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6581/2016) Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 марта 2016 года по делу N А70-16187/2015 (судья Максимова Н.Я.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЯМАЛ" (ОГРН 1087232005838, ИНН 7203212050) к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Тюмени (ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314), при участии в деле третьего лица, Муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1077203055137, ИНН 7203204250) о взыскании 3 737 122 руб. 54 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени - представитель Подушко А.В. (паспорт, по доверенности N 225 от 28.12.2015 сроком действия по 31.12.2016);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЯМАЛ" - конкурсный управляющий Кравченко М.В. (паспорт, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.03.2016 по делу А70-14418/2015);
- от Муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился, извещено;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЯМАЛ" (далее - ООО "УК "ЯМАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент, ответчик) о взыскании субсидии по договору N Ф-05/12 от 14.06.2012 в размере 3 737 122 руб. 54 коп., при участии в деле третьего лица, Муниципального казенного учреждения "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2016 по делу N А70-16187/2015 исковые требования удовлетворены. С Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в пользу ООО "УК "ЯМАЛ" взыскано 3 737 122 руб. 54 коп. задолженности, а также 41 686 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что истцом в нарушение требований Порядка предоставления субсидий, положений заключенного договора условия, необходимые для перечисления суммы субсидии условия выполнены не были.
В письменном отзыве на жалобу ООО "УК "ЯМАЛ" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицом поддержало доводы апелляционной жалобы Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, просило решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "УК "ЯМАЛ" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно.
Между Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени и ООО "УК "ЯМАЛ" заключено соглашение от 28.05.2012 о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки, по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12.07.2012) департамент обязался перечислить бюджетную долю денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 12 409 466 руб. 94 коп. (с учетом дополнительного соглашения N Ф-05/12/01 от 06.02.2013).
14.06.2012 между ООО "Стройстандарт" (подрядчик), ООО "Управляющая компания "Ямал" (заказчик) и МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией) ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" заключен договор N Ф-05/12, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 19 по ул. Мелиораторов, г. Тюмени и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2013 по делу N А70-9630/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014, с ООО "УК "ЯМАЛ" в пользу ООО "Стройстандарт" взысканы денежные средства в размере 3 933 813 руб. 20 коп. за выполненные ООО "Стройстандарт" подрядные работы по капитальному ремонту жилого дома дома N 19 по ул. Мелиораторов, г. Тюмени, на основании договора N Ф-05/12 от 14.06.2012.
14.07.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате субсидии в размере 3 737 122 руб. 54 коп. в течение 10 дней с момента получения требования.
Поскольку в добровольном порядке требование истца о выплате субсидии ответчиком не было удовлетворено, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика субсидии по договору N Ф-05/12 от 14.06.2012 в размере 3 737 122 руб. 54 коп., что составляет 95% от взысканной с истца в пользу подрядчика задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту дома.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Правовым основанием для заключения договора N Ф-05/12 от 14.06.2012 на предоставление субсидии являются: решение Тюменской городской Думы от 24.11.2011 N 759 "О бюджете города Тюмени на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", решение Тюменской городской Думы от 29.03.2012 N 825 "О плане мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени на 2012 год", постановление Администрации города Тюмени от 19.04.2010 N 37-пк "Об утверждении порядка предоставления субсидии на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в городе Тюмени" (пункт 1.1 договора).
Согласно подпунктам "г", "д", "ж" пункта 1.5 Порядка предоставления субсидий на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в городе Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 19.04.2010 N 37-пк (далее - Порядок предоставления субсидий), субсидия на капитальный ремонт объекта субсидирования предоставляется исходя из следующих условий:
- - работы по капитальному ремонту объекта субсидирования должны быть выполнены с учетом гарантии качества с применением энергоэффективных материалов и оборудования;
- - предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется по факту завершения этапа проведения работ по капитальному ремонту на основании актов выполненных работ (по форме N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3), соответствующих требованиям, установленным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", а также акта приема-передачи объекта по договору подряда, проверенных специализированной организацией в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка;
- - субсидия предоставляется при условии выполнения этапа работ по капитальному ремонту объекта субсидирования в срок, установленный договором подряда. В случае несоблюдения данного условия размер субсидии уменьшается на 0,1 процента от общего размера субсидии, указанного в договоре о предоставлении субсидии, за каждый день просрочки.
Указание ответчика на то, что истцом не были исполнены условия предоставления субсидии, судом отклоняются.
Из решения Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2013 по делу N А70-9630/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014, следует, что подрядчиком были заявлены требования о взыскании стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по подписанным в одностороннем порядке актам выполненных работ, судом установлено, что истец и специализированная организация необоснованно отказались от приемки работ, о чем ответчику, как третьему лицу в деле N А70-9630/2013 было известно.
В связи с чем в настоящем случае отсутствие подписанных со стороны заказчика и специализированной организации актов выполненных работ не является, как обосновано указал суд первой инстанции, основанием для отказа от выплаты субсидии, предусмотренной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 252 "О Концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы" и Порядком предоставления субсидий.
В Концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы указано на то, что согласно Закону Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" значительная часть помещений в многоквартирных домах стала предметом собственности физических и юридических лиц, при этом за бывшими наймодателями (в том числе Администрацией города Тюмени) остались закреплены обязательства перед собственниками помещений по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Таким образом, ответчик, заключая с управляющей компанией договор о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, по сути, исполняет свои обязательства перед собственниками помещений по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Факт выполнения работ по капитальному ремонту на сумму 3 933 813 руб. 20 коп. установлен вступившим в законную силу судебным актом, соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ответчика возникла обязанность по предоставлению субсидии в размере 95% стоимости выполненных работ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Принятое по делу решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2016 по делу N А70-16187/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 марта 2016 года по делу N А70-16187/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)