Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уссуржилремстрой",
апелляционное производство N 05АП-7610/2017
на решение от 11.09.2017
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-11356/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Уссуржилремстрой" (ИНН 2511046094, ОГРН 1062511000463)
к государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН
2540171519, ОГРН 1112540003982)
третье лицо: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых
сетей Уссурийского городского округа
об оспаривании предписания от 24.03.2017 N 51-07-14/12,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уссуржилремстрой" (далее по тексту - заявитель, ООО "Уссуржилремстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - ответчик, инспекция, ГЖИ Приморского края) от 24.03.2017 N 51-07-14/12.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее по тексту - третье лицо, УМУПТС УГО).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2017 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 11.09.2017 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выдавая спорное предписание об устранении выявленных нарушений, инспекция вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных ее административным регламентом.
Поясняет, что как следует из предписания от 24.03.2017 N 51-07-14/12, мероприятие по изменению договора (дополнительного соглашения) адресовано только обществу, в свою очередь, по мнению заявителя, выполнение его посредством одностороннего внесения изменений в существенные условия договора приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома.
Помимо прочего, считает, что представленная третьим лицом переписка с обществом о необходимости согласования проекта договора на теплоснабжение и направления в адрес УМУПТС УГО для дальнейшего оформления, не свидетельствует об отсутствии заключенного договора.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв в судебном заседании, после перерыва лица, участвующие в деле, также не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.
Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании приказа от 22.02.2017 N 51-09-65 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Уссуржилремстрой".
В ходе проверки инспекцией установлены нарушения обществом требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354: договор управления от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, от 15.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 6А по ул. Теодора Тихого в г. Уссурийске, от 01.06.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 7 по переулку Пехотный в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а/1 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 3 по ул. Хмельницкого в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 95А по ул. Красина в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 113 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 26 по ул. Угловая в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 34 по ул. Стаханова в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 9А по ул. Пархоменко в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 1, 5Б по ул. Промышленная в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 10 по ул. Охотничья в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Карбышева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 56 по ул. Ивасика в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 111Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 115А по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 77 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 75 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 61А по ул. Афанасьева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N ЗЗА по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, не содержат условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 24.03.2017 N 51-07-13/20/2.
Обществу выдано предписание от 24.03.2017 N 51-07-14/12 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2017, а именно выполнить мероприятия по приведению вышеуказанных договоров управления в соответствие с требованиями части 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; заключить договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой", потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (далее по тексту - ГВС).
Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции посчитал что инспекция, как орган муниципального жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала обществу предписание от 24.03.2017 N 51-0714/12.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проведенной документарной проверки ООО "Уссуржилремстрой".
Согласно акту проверки N 51-07-13/20/2 от 24.03.2017 инспекцией было выявлено, что договор управления от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, от 15.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 6А по ул. Теодора Тихого в г. Уссурийске, от 01.06.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 7 по переулку Пехотный в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а/1 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 3 по ул. Хмельницкого в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 95А по ул. Красина в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 113 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 26 по ул. Угловая в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 34 по ул. Стаханова в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 9А по ул. Пархоменко в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 1, 5Б по ул. Промышленная в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 10 по ул. Охотничья в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Карбышева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 56 по ул. Ивасика в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 111Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 115А по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 77 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 75 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 61А по ул. Афанасьева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N ЗЗА по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, не содержат условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
А также, что договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой", потребителям коммунальной услуги по отоплению и ГВС не заключены.
Жилищная инспекция Приморского края, установив в ходе проверки указанные нарушения, сочла возможным вынести предписание в адрес управляющей компании, обязав общество в срок до 15.05.2017, устранить допущенные нарушения, изложенные в обжалуемом предписании.
Коллегия апелляционного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, считает, что у инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания обществу ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из пунктов 2, 3 части 2 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе: перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать в процессе предоставления коммунальных услуг, предусмотрены, в том числе в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Уссуржилремстрой" как управляющей организации по договорам на управление многоквартирными домами переданы функции по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Уссурийск, ул. Арсеньева, д. 23, 33а, ул. Афанасьева, д. 61а, ул. Ватутина, д. 19, 29, 35, 37, ул. Владивостокское шоссе, д. 24, 246, 1116, 75, 77, 107, 115а, 113, ул. Ивасика, д. 56, ул. Красина, д. 95а, ул. Карбышева, д. 23, ул. Мурзинцева, д. 10, уЛ. Новоникольское шоссе, д. 28, 28а, 28а/1, ул. Новоникольский проезд, д. 6а, ул. Охотничья, д. 10, ул. Пархоменко, д. 9а, ул. Промышленная, д. 1, 56, Пехотный переулок, д. 7, ул. Стаханова, д. 34, ул. Угловая, д. 26, ул. Теодора Тихого, д. 4а, 6а, ул. Хмельницкого, д. 3, ул. Амурская, д. 5.
Таким образом, общество, обслуживающее спорные жилые дома, в качестве управляющей организации, приняло на себя обязательства по соблюдению требований законодательства, в том числе определяющих порядок включения в договоры управления существенных условий в соответствии с частью 2, пунктами 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таких домах и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Из содержания договоров управления не усматривается наличие вышеназванных существенных условий.
Кроме того, по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Уссурийск Ватутина, д. 19, 35, ул. Владивостокское шоссе, д. 107, ул. Мурзинцева, д. 10 ул. Амурская, д. 5, договоры управления в адрес инспекции обществом не представлены.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие в тексте договоров (дополнительных соглашений к нему) существенных его условий свидетельствует об их несоответствии требованиям действующего законодательства. При этом отсутствие данных условий в договорах управления снижает уровень информированности потребителей услуг и фактически ограничивает права собственников помещений в многоквартирных домах на их реализацию.
Помимо прочего, оценив требование инспекции в оспариваемом предписании в части обязания общества заключить договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по отопления и ГВС, коллегия признает его обоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498).
Согласно письменному запросу от 22.02.2017 N 51-07-09/36 обществу в адрес инспекции необходимо представить, в том числе:
- - документально подтвержденную информацию о направлении в адрес РСО заявки, оферты для заключения договоров ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения);
- - документально подтвержденную информацию о направлении в адрес УМУПТС подписанного/заключенного договора ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения).
- действующий/е договор/ы ресурсоснабжения, заключенный/е с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией со всеми приложениями и дополнениями к нем/у и заключенного/ых в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (далее - ГВС), а при его/их отсутствии письменные пояснения с указанием причин.
Как следует из материалов проверки, обществом в адрес инспекции представлен подписанный обществом договор ресурсоснабжения от 01.12.2014 N 1361/1.
Вместе с тем, документальные доказательства, подтверждающие направление подписанного обществом договора в адрес УМУПТС УГО, являющейся ресурсоснабжающей организацией, либо заявки, оферты для заключения договоров ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения), последним не представлены ни инспекции, ни суду.
Об указанном факте также свидетельствует представленная третьим лицом переписка с ООО "Уссуржилремстрой" о необходимости согласования направленного проекта договора на теплоснабжение, его подписания, заверения печатями и направления в адрес УМУПТС УГО для дальнейшего оформления (письма от 06.04.2017 N 2059/ос, от 20.01.2017 N 260/ос).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не подтвержденный материалами дела довод общества, о том, что у ООО Уссуржилремстрой" имеется заключенный договор с УМУПТС УГО.
Вместе с тем, в соответствии с договором управления от 01.12.2014 N 6, заключенного с собственниками помещений в МКД N 37 по ул. Ватутина в г. Уссурийске предметом такового является предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в порядке, установленном настоящим договором управления.
Пунктом. 3.2.5 договора управления от 01.12.2014 N 6 предусмотрено, что управляющая организация обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг собственникам.
Аналогичные положения содержатся в договоре управления от 01.12.2014 N 7, заключенном с собственниками помещений в МКД N 4А по ул. Теодора тихого в г. Уссурийске.
Таким образом, материалами дела подтверждено нарушение обществом пункта 4 Правил N 124, а именно: не направлены заявки в адрес ресурсоснабжающей организации для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил N 124, что, в свою очередь, нарушает положения частей 2, 3 статьи 161 ЖК РФ. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования оспариваемого предписания заведомо не исполнимы, был предметом оценки суда первой инстанции, и обоснованно не принят во внимание, поскольку материалами дела не подтверждается принятие обществом всех возможных мер, направленных на приведение договоров управления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из имеющихся в материалах дела документов не усматривается постановка обществом перед собственниками помещений обслуживаемых многоквартирных домов вопросов об изменении договоров управления в части условий предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Таким образом, ООО "Уссуржилремстрой", являясь лицензиатом и обслуживающее спорные жилые дома, нарушило принятые на себя обязательства по соблюдению требований жилищного законодательства, касающихся определения условий предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
С учетом изложенного, выданное обществу предписание от 24.03.2017 N 51-07-14/12 является законным и обоснованным. Нарушения прав и законных интересов общества данным предписанием суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо грубых нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении проверки Инспекцией не допущено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку инспекцией представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2017 по делу N А51-11356/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2017 N 05АП-7610/2017 ПО ДЕЛУ N А51-11356/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. по делу N А51-11356/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 21 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уссуржилремстрой",
апелляционное производство N 05АП-7610/2017
на решение от 11.09.2017
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-11356/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Уссуржилремстрой" (ИНН 2511046094, ОГРН 1062511000463)
к государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН
2540171519, ОГРН 1112540003982)
третье лицо: Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых
сетей Уссурийского городского округа
об оспаривании предписания от 24.03.2017 N 51-07-14/12,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уссуржилремстрой" (далее по тексту - заявитель, ООО "Уссуржилремстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - ответчик, инспекция, ГЖИ Приморского края) от 24.03.2017 N 51-07-14/12.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее по тексту - третье лицо, УМУПТС УГО).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2017 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 11.09.2017 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выдавая спорное предписание об устранении выявленных нарушений, инспекция вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных ее административным регламентом.
Поясняет, что как следует из предписания от 24.03.2017 N 51-07-14/12, мероприятие по изменению договора (дополнительного соглашения) адресовано только обществу, в свою очередь, по мнению заявителя, выполнение его посредством одностороннего внесения изменений в существенные условия договора приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома.
Помимо прочего, считает, что представленная третьим лицом переписка с обществом о необходимости согласования проекта договора на теплоснабжение и направления в адрес УМУПТС УГО для дальнейшего оформления, не свидетельствует об отсутствии заключенного договора.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв в судебном заседании, после перерыва лица, участвующие в деле, также не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.
Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании приказа от 22.02.2017 N 51-09-65 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Уссуржилремстрой".
В ходе проверки инспекцией установлены нарушения обществом требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354: договор управления от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, от 15.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 6А по ул. Теодора Тихого в г. Уссурийске, от 01.06.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 7 по переулку Пехотный в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а/1 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 3 по ул. Хмельницкого в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 95А по ул. Красина в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 113 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 26 по ул. Угловая в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 34 по ул. Стаханова в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 9А по ул. Пархоменко в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 1, 5Б по ул. Промышленная в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 10 по ул. Охотничья в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Карбышева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 56 по ул. Ивасика в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 111Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 115А по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 77 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 75 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 61А по ул. Афанасьева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N ЗЗА по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, не содержат условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 24.03.2017 N 51-07-13/20/2.
Обществу выдано предписание от 24.03.2017 N 51-07-14/12 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2017, а именно выполнить мероприятия по приведению вышеуказанных договоров управления в соответствие с требованиями части 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; заключить договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой", потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (далее по тексту - ГВС).
Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции посчитал что инспекция, как орган муниципального жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала обществу предписание от 24.03.2017 N 51-0714/12.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проведенной документарной проверки ООО "Уссуржилремстрой".
Согласно акту проверки N 51-07-13/20/2 от 24.03.2017 инспекцией было выявлено, что договор управления от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, от 15.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 6А по ул. Теодора Тихого в г. Уссурийске, от 01.06.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 7 по переулку Пехотный в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а/1 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28а по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 3 по ул. Хмельницкого в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 28 по ул. Новоникольское шоссе в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 95А по ул. Красина в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 113 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 26 по ул. Угловая в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 34 по ул. Стаханова в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 9А по ул. Пархоменко в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 1, 5Б по ул. Промышленная в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 10 по ул. Охотничья в г. Уссурийске, от 01.12.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 23 по ул. Карбышева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 56 по ул. Ивасика в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 111Б по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.01.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N 24 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 115А по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 77 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.05.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 75 по ул. Владивостокское шоссе в г. Уссурийске, от 01.07.2015, заключенный с собственниками помещений в МКД N 61А по ул. Афанасьева в г. Уссурийске, от 01.03.2014, заключенный с собственниками помещений в МКД N ЗЗА по ул. Арсеньева в г. Уссурийске, не содержат условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
А также, что договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой", потребителям коммунальной услуги по отоплению и ГВС не заключены.
Жилищная инспекция Приморского края, установив в ходе проверки указанные нарушения, сочла возможным вынести предписание в адрес управляющей компании, обязав общество в срок до 15.05.2017, устранить допущенные нарушения, изложенные в обжалуемом предписании.
Коллегия апелляционного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, считает, что у инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания обществу ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из пунктов 2, 3 части 2 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе: перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Требования, которые управляющая организация обязана соблюдать в процессе предоставления коммунальных услуг, предусмотрены, в том числе в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Уссуржилремстрой" как управляющей организации по договорам на управление многоквартирными домами переданы функции по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Уссурийск, ул. Арсеньева, д. 23, 33а, ул. Афанасьева, д. 61а, ул. Ватутина, д. 19, 29, 35, 37, ул. Владивостокское шоссе, д. 24, 246, 1116, 75, 77, 107, 115а, 113, ул. Ивасика, д. 56, ул. Красина, д. 95а, ул. Карбышева, д. 23, ул. Мурзинцева, д. 10, уЛ. Новоникольское шоссе, д. 28, 28а, 28а/1, ул. Новоникольский проезд, д. 6а, ул. Охотничья, д. 10, ул. Пархоменко, д. 9а, ул. Промышленная, д. 1, 56, Пехотный переулок, д. 7, ул. Стаханова, д. 34, ул. Угловая, д. 26, ул. Теодора Тихого, д. 4а, 6а, ул. Хмельницкого, д. 3, ул. Амурская, д. 5.
Таким образом, общество, обслуживающее спорные жилые дома, в качестве управляющей организации, приняло на себя обязательства по соблюдению требований законодательства, в том числе определяющих порядок включения в договоры управления существенных условий в соответствии с частью 2, пунктами 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таких домах и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Из содержания договоров управления не усматривается наличие вышеназванных существенных условий.
Кроме того, по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Уссурийск Ватутина, д. 19, 35, ул. Владивостокское шоссе, д. 107, ул. Мурзинцева, д. 10 ул. Амурская, д. 5, договоры управления в адрес инспекции обществом не представлены.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие в тексте договоров (дополнительных соглашений к нему) существенных его условий свидетельствует об их несоответствии требованиям действующего законодательства. При этом отсутствие данных условий в договорах управления снижает уровень информированности потребителей услуг и фактически ограничивает права собственников помещений в многоквартирных домах на их реализацию.
Помимо прочего, оценив требование инспекции в оспариваемом предписании в части обязания общества заключить договоры ресурсоснабжения с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по отопления и ГВС, коллегия признает его обоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498).
Согласно письменному запросу от 22.02.2017 N 51-07-09/36 обществу в адрес инспекции необходимо представить, в том числе:
- - документально подтвержденную информацию о направлении в адрес РСО заявки, оферты для заключения договоров ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения);
- - документально подтвержденную информацию о направлении в адрес УМУПТС подписанного/заключенного договора ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения).
- действующий/е договор/ы ресурсоснабжения, заключенный/е с УМУПТС УГО или иной ресурсоснабжающей организацией со всеми приложениями и дополнениями к нем/у и заключенного/ых в целях предоставления во всех многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (далее - ГВС), а при его/их отсутствии письменные пояснения с указанием причин.
Как следует из материалов проверки, обществом в адрес инспекции представлен подписанный обществом договор ресурсоснабжения от 01.12.2014 N 1361/1.
Вместе с тем, документальные доказательства, подтверждающие направление подписанного обществом договора в адрес УМУПТС УГО, являющейся ресурсоснабжающей организацией, либо заявки, оферты для заключения договоров ресурсоснабжения по отоплению и ГВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС и отоплению всем потребителям в МКД, находящихся на управлении ООО "Уссуржилремстрой" (с подтверждением отправки, получения), последним не представлены ни инспекции, ни суду.
Об указанном факте также свидетельствует представленная третьим лицом переписка с ООО "Уссуржилремстрой" о необходимости согласования направленного проекта договора на теплоснабжение, его подписания, заверения печатями и направления в адрес УМУПТС УГО для дальнейшего оформления (письма от 06.04.2017 N 2059/ос, от 20.01.2017 N 260/ос).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не подтвержденный материалами дела довод общества, о том, что у ООО Уссуржилремстрой" имеется заключенный договор с УМУПТС УГО.
Вместе с тем, в соответствии с договором управления от 01.12.2014 N 6, заключенного с собственниками помещений в МКД N 37 по ул. Ватутина в г. Уссурийске предметом такового является предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в порядке, установленном настоящим договором управления.
Пунктом. 3.2.5 договора управления от 01.12.2014 N 6 предусмотрено, что управляющая организация обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг собственникам.
Аналогичные положения содержатся в договоре управления от 01.12.2014 N 7, заключенном с собственниками помещений в МКД N 4А по ул. Теодора тихого в г. Уссурийске.
Таким образом, материалами дела подтверждено нарушение обществом пункта 4 Правил N 124, а именно: не направлены заявки в адрес ресурсоснабжающей организации для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил N 124, что, в свою очередь, нарушает положения частей 2, 3 статьи 161 ЖК РФ. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования оспариваемого предписания заведомо не исполнимы, был предметом оценки суда первой инстанции, и обоснованно не принят во внимание, поскольку материалами дела не подтверждается принятие обществом всех возможных мер, направленных на приведение договоров управления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из имеющихся в материалах дела документов не усматривается постановка обществом перед собственниками помещений обслуживаемых многоквартирных домов вопросов об изменении договоров управления в части условий предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, перечня коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Таким образом, ООО "Уссуржилремстрой", являясь лицензиатом и обслуживающее спорные жилые дома, нарушило принятые на себя обязательства по соблюдению требований жилищного законодательства, касающихся определения условий предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация в соответствии с требованиями ЖК РФ.
С учетом изложенного, выданное обществу предписание от 24.03.2017 N 51-07-14/12 является законным и обоснованным. Нарушения прав и законных интересов общества данным предписанием суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо грубых нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении проверки Инспекцией не допущено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку инспекцией представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2017 по делу N А51-11356/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)