Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414032, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Энергетическая, 1/12, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2016 года по
делу N А06-8580/2015 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414032, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Энергетическая, 1/12, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660),
к службе жилищного надзора Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Свердлова, 65Б, ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653)
о признании предписания недействительным,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ООО "Жилкомсервис", заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания службы жилищного надзора Астраханской области (далее - служба жилищного надзора, административный орган) от 27.07.2015 в части восстановления поврежденных мест с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Жилкомсервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Служба жилищного надзора возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 98 78414 8, N 410031 98 78415 5, N 410031 98 78413 1. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 05 мая 2016 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего обращения Комлевой Ольги Николаевны, представляющей интересы жителей дома N 4 корпус 1 по ул. Власова, из приемной Президента Российской Федерации в Астраханской области о недобросовестном выполнении функциональных обязанностей ООО "Жилкомсервис", на основании распоряжения и.о. руководителя службы жилищного надзора Астраханской области от 23.07.2015 N 1433 в отношении ООО "Жилкомсервис" 24 июля 2015 года проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки службой жилищного надзора выявлено нарушение ООО "Жилкомсервис" пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы), а именно: на стенах подъезда N 2 имеются крупноочаговые отслоения лакокрасочного слоя, над входом в подъезд N 2 установлена временная конструкция козырька подъезда, при имеющейся готовой бетонной плите (крышке подъездного козырька), располагающегося в горизонтальном положении на придомовой территории в непосредственной близости от входа в подъезд N 2, на промежутке перехода лестничного марша между 4 и 5 этажом подъезда N 2 частично отсутствует оконное заполнение, на потолочной плите перекрытия, в границах подъезда N 5 на 9 этаже имеются следы бурого цвета, предположительно протекания кровли, соответственно имеется отслоение штукатурного слоя.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2015 N 1033 (т. 1 л.д. 89-91).
В целях устранения выявленных нарушений ООО "Жилкомсервис" 27 июля 2015 года выдано предписание N 257 о необходимости восстановить поврежденные места с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией; выполнить работы по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2 и потолка подъезда на 9 этаже, подъезда N 5; провести работы по остеклению оконных проемов подъезда N 2 в срок до 28 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 35-36).
ООО "Жилкомсервис" не согласилось с указанным предписанием в части восстановления поврежденных мест с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2 и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспоренное предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае совокупность указанных условий не установлена.
ООО "Жилкомсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании выданной лицензии и заключенным договором N 18 от 27.04.2015 с собственниками жилых помещений по ул. Власова, д. 4, корпус 1.
Заключив соответствующий договор, ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "Жилкомсервис", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Согласно пункту 4.2.3.2 Правил и норм с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Приложением N 2 Правил и норм установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования.
Согласно требованиям приложения N 2 Правил и норм отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению должно быть устранено в течение 5 суток (с немедленным принятием мер безопасности).
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил ООО "Жилкомсервис" с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества управляющая компания обязана устранять их.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию позиции заявителя, что ему предписано провести капитальный ремонт в отсутствие у него такой обязанности.
Суд апелляционной инстанции счел доводы апелляционной жалобы несостоятельными, основанными на неверном толковании обстоятельств дела.
Согласно оспоренному документу заявителю предписано, в том числе, восстановить поврежденные места с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2.
В данном случае, ООО "Жилкомсервис" могло предвидеть необходимость проведении указанных работ, поскольку обеспечение поименованных в пункте 4.2.3.2 Правил и норм мероприятий возлагается непосредственно на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Оценив доводы ООО "Жилкомсервис" о необходимости проведения капитального ремонта с целью устранения выявленных нарушений, а также об отсутствии решения собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Апелляционная коллегия полагает, что в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, ООО "Жилкомсервис" обязано принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, в рамках реализации предусмотренных договором функций по управлению домом инициировать собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта.
Доводы о неисполнимости предписания службы жилищного надзора ввиду неуказания конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, судом апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных ООО "Жилкомсервис" нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения допущенного нарушения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции, не установив нарушений норм и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несогласие с указанным решением не могут служить основанием для его отмены.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2016 по делу N А06-8580/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2016 ПО ДЕЛУ N А06-8580/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу N А06-8580/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414032, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Энергетическая, 1/12, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2016 года по
делу N А06-8580/2015 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (414032, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Энергетическая, 1/12, ОГРН 1063016012586, ИНН 3016048660),
к службе жилищного надзора Астраханской области (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Свердлова, 65Б, ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653)
о признании предписания недействительным,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - ООО "Жилкомсервис", заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания службы жилищного надзора Астраханской области (далее - служба жилищного надзора, административный орган) от 27.07.2015 в части восстановления поврежденных мест с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Жилкомсервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Служба жилищного надзора возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 98 78414 8, N 410031 98 78415 5, N 410031 98 78413 1. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 05 мая 2016 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего обращения Комлевой Ольги Николаевны, представляющей интересы жителей дома N 4 корпус 1 по ул. Власова, из приемной Президента Российской Федерации в Астраханской области о недобросовестном выполнении функциональных обязанностей ООО "Жилкомсервис", на основании распоряжения и.о. руководителя службы жилищного надзора Астраханской области от 23.07.2015 N 1433 в отношении ООО "Жилкомсервис" 24 июля 2015 года проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки службой жилищного надзора выявлено нарушение ООО "Жилкомсервис" пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы), а именно: на стенах подъезда N 2 имеются крупноочаговые отслоения лакокрасочного слоя, над входом в подъезд N 2 установлена временная конструкция козырька подъезда, при имеющейся готовой бетонной плите (крышке подъездного козырька), располагающегося в горизонтальном положении на придомовой территории в непосредственной близости от входа в подъезд N 2, на промежутке перехода лестничного марша между 4 и 5 этажом подъезда N 2 частично отсутствует оконное заполнение, на потолочной плите перекрытия, в границах подъезда N 5 на 9 этаже имеются следы бурого цвета, предположительно протекания кровли, соответственно имеется отслоение штукатурного слоя.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2015 N 1033 (т. 1 л.д. 89-91).
В целях устранения выявленных нарушений ООО "Жилкомсервис" 27 июля 2015 года выдано предписание N 257 о необходимости восстановить поврежденные места с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией; выполнить работы по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2 и потолка подъезда на 9 этаже, подъезда N 5; провести работы по остеклению оконных проемов подъезда N 2 в срок до 28 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 35-36).
ООО "Жилкомсервис" не согласилось с указанным предписанием в части восстановления поврежденных мест с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2 и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным и о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспоренное предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае совокупность указанных условий не установлена.
ООО "Жилкомсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании выданной лицензии и заключенным договором N 18 от 27.04.2015 с собственниками жилых помещений по ул. Власова, д. 4, корпус 1.
Заключив соответствующий договор, ООО "Жилкомсервис" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "Жилкомсервис", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Согласно пункту 4.2.3.2 Правил и норм с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Приложением N 2 Правил и норм установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования.
Согласно требованиям приложения N 2 Правил и норм отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению должно быть устранено в течение 5 суток (с немедленным принятием мер безопасности).
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил ООО "Жилкомсервис" с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества управляющая компания обязана устранять их.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию позиции заявителя, что ему предписано провести капитальный ремонт в отсутствие у него такой обязанности.
Суд апелляционной инстанции счел доводы апелляционной жалобы несостоятельными, основанными на неверном толковании обстоятельств дела.
Согласно оспоренному документу заявителю предписано, в том числе, восстановить поврежденные места с заменой всех архитектурных деталей и их реставрацией, а также выполнение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия стен подъезда N 2.
В данном случае, ООО "Жилкомсервис" могло предвидеть необходимость проведении указанных работ, поскольку обеспечение поименованных в пункте 4.2.3.2 Правил и норм мероприятий возлагается непосредственно на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Оценив доводы ООО "Жилкомсервис" о необходимости проведения капитального ремонта с целью устранения выявленных нарушений, а также об отсутствии решения собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Апелляционная коллегия полагает, что в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, ООО "Жилкомсервис" обязано принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, в рамках реализации предусмотренных договором функций по управлению домом инициировать собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта.
Доводы о неисполнимости предписания службы жилищного надзора ввиду неуказания конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, судом апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных ООО "Жилкомсервис" нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения допущенного нарушения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции, не установив нарушений норм и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несогласие с указанным решением не могут служить основанием для его отмены.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2016 по делу N А06-8580/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)