Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019) - не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079) - Кузнецов А.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 02.10.2015,
от третьего лица - Муниципального унитарного предприятия города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" - не явились, извещены надлежащим образом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 июля 2016 года
по делу N А71-6251/2016,
принятое судьей Т.С.Коковихиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление"
о признании незаконным действия, бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (далее - ООО "Городская УК, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Инспекция, заинтересованное лицо), выразившегося в не проведении внеплановых проверок с целью установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников о выборе управляющей организации и обязать провести проверку в отношении многоквартирного дома N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска, о признании незаконным бездействия Госжилинспекции УР, выразившегося в невключении в реестр лицензий управляющих организаций УР сведений об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска и обязать внести изменения в реестр лицензий управляющих организаций УР указанный многоквартирный дом, поступивший в управление ООО "Городская УК", в 3-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление".
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель частично отказался от заявленных требований, в указанной части производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2016 заявленные требования в обжалуемой части удовлетворены. Суд признал бездействие Инспекции незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что процедура включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий предусмотрена ст. 198 ЖК РФ. Ссылается на факт непредставления обществом документов для внесения изменений в реестр лицензий. Полагает, что невключение сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий прав общества не нарушает, поскольку не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Обществом представлен отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2015 в реестр лицензий Удмуртской Республики на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами внесены сведения об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска Муниципальным унитарным предприятием города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" г. Ижевск (л.д. 19).
09.07.2015 МУП СпДУ направило в инспекцию протокол общего собрания собственников МКД N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска от 07.07.2015, согласно которому в качестве управляющей компания избрано МУП СпДУ, договор управления N 0444/1.1 от 09.07.2015, который вступает в действие с 16.07.2015. На сайте "Реформа ЖКХ" в сети Интернет размещена информация о том, что домом N 216 по ул. Удмуртская управляет МУП СпДУ с 16.07.2015.
Общество 02.10.2015 обратилось в инспекцию с заявлением N 271 с приложением копии протокола, копии договора управления с приложениями (л.д. 20-34), которым уведомило, что собственниками МКД N 216 по ул. Удмуртская на общем собрании собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 02.09.2015, избрано в качестве управляющей организации ООО "Городская Управляющая Компания".
16.10.2015 письмом N 5546 (л.д. 35) Инспекция предложила обществу предоставить дополнительные документы, в том числе, решения собственников (листы голосования), доверенности на голосование, сообщения для каждого собственника о проведении общего собрания, уведомление о заключении договора управления с отметкой о вручении данного уведомления организации, ранее управляющей МКД.
В связи с невнесением изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики сведений о многоквартирных домах, ООО "Городская управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании бездействия Инспекции незаконным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что бездействие Инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проверив изложенные в апелляционной жалобе Инспекции доводы применительно к имеющимся в материалах дела доказательствам, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 195 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (ч. 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2).
Порядок внесения сведений в реестр лицензий субъекта РФ урегулирован ст. 198 ЖК РФ, в которой предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2).
В части 3 ст. 198 ЖК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ было предусмотрено, что в течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
После внесения указанных изменений, часть 3 ст. 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который действует с 23.04.2016.
На момент обращений заявителя в Госжилинспекцию нормативно-правовой акт, регулирующий порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, принят не был.
Статьей ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В части 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из указанных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом невозможно. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ).
В силу ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в реестр лицензий Удмуртской Республики на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами сведения об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска Муниципальным унитарным предприятием города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" г. Ижевск были внесены 14.08.2015, что подтверждается выпиской из реестра лицензий (л.д. 19).
По обращению ООО "Городская УК" в Инспекцию 02.10.2015 о включении в реестр лицензий сведений о МКД N 216 по ул. Удмуртская (л.д. 20-34) каких-либо решений инспекцией не принято, в адрес заявителя направлен запрос от 16.10.2015 N 5546 (л.д. 35) о предоставлении дополнительных документов.
В рассматриваемом случае Инспекция незаконно бездействовала, поскольку не вносила изменения в реестр лицензий субъекта РФ, требовала от заявителя представления документов, не предусмотренных нормами законодательства, действующими в спорный период.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно квалифицировал бездействие Инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий по заявлению общества как несоответствующее требованиям законодательства.
Доводы апеллянта об отсутствии нарушенных прав и законных интересов общества в связи с невнесением изменений в реестр лицензий судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Поскольку сведения о внесении изменений в реестр лицензий не внесены по причине неправомерного бездействия Инспекции, у общества отсутствуют основания для законного осуществления предпринимательской деятельности по управлению спорным многоквартирным домом.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что бездействие Инспекции, выразившееся в невнесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для начала осуществления им предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции находит обоснованными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства для разрешения спора и дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2016 года по делу N А71-6251/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2016 N 17АП-13080/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-6251/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2016 г. N 17АП-13080/2016-АК
Дело N А71-6251/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019) - не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079) - Кузнецов А.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 02.10.2015,
от третьего лица - Муниципального унитарного предприятия города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" - не явились, извещены надлежащим образом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 июля 2016 года
по делу N А71-6251/2016,
принятое судьей Т.С.Коковихиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление"
о признании незаконным действия, бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (далее - ООО "Городская УК, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Инспекция, заинтересованное лицо), выразившегося в не проведении внеплановых проверок с целью установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников о выборе управляющей организации и обязать провести проверку в отношении многоквартирного дома N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска, о признании незаконным бездействия Госжилинспекции УР, выразившегося в невключении в реестр лицензий управляющих организаций УР сведений об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска и обязать внести изменения в реестр лицензий управляющих организаций УР указанный многоквартирный дом, поступивший в управление ООО "Городская УК", в 3-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление".
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель частично отказался от заявленных требований, в указанной части производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2016 заявленные требования в обжалуемой части удовлетворены. Суд признал бездействие Инспекции незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что процедура включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий предусмотрена ст. 198 ЖК РФ. Ссылается на факт непредставления обществом документов для внесения изменений в реестр лицензий. Полагает, что невключение сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий прав общества не нарушает, поскольку не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Обществом представлен отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2015 в реестр лицензий Удмуртской Республики на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами внесены сведения об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска Муниципальным унитарным предприятием города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" г. Ижевск (л.д. 19).
09.07.2015 МУП СпДУ направило в инспекцию протокол общего собрания собственников МКД N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска от 07.07.2015, согласно которому в качестве управляющей компания избрано МУП СпДУ, договор управления N 0444/1.1 от 09.07.2015, который вступает в действие с 16.07.2015. На сайте "Реформа ЖКХ" в сети Интернет размещена информация о том, что домом N 216 по ул. Удмуртская управляет МУП СпДУ с 16.07.2015.
Общество 02.10.2015 обратилось в инспекцию с заявлением N 271 с приложением копии протокола, копии договора управления с приложениями (л.д. 20-34), которым уведомило, что собственниками МКД N 216 по ул. Удмуртская на общем собрании собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 02.09.2015, избрано в качестве управляющей организации ООО "Городская Управляющая Компания".
16.10.2015 письмом N 5546 (л.д. 35) Инспекция предложила обществу предоставить дополнительные документы, в том числе, решения собственников (листы голосования), доверенности на голосование, сообщения для каждого собственника о проведении общего собрания, уведомление о заключении договора управления с отметкой о вручении данного уведомления организации, ранее управляющей МКД.
В связи с невнесением изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики сведений о многоквартирных домах, ООО "Городская управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании бездействия Инспекции незаконным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что бездействие Инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проверив изложенные в апелляционной жалобе Инспекции доводы применительно к имеющимся в материалах дела доказательствам, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 195 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (ч. 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2).
Порядок внесения сведений в реестр лицензий субъекта РФ урегулирован ст. 198 ЖК РФ, в которой предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2).
В части 3 ст. 198 ЖК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ было предусмотрено, что в течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
После внесения указанных изменений, часть 3 ст. 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который действует с 23.04.2016.
На момент обращений заявителя в Госжилинспекцию нормативно-правовой акт, регулирующий порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, принят не был.
Статьей ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В части 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из указанных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом невозможно. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ).
В силу ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в реестр лицензий Удмуртской Республики на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами сведения об управлении многоквартирным домом N 216 по ул. Удмуртская г. Ижевска Муниципальным унитарным предприятием города Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" г. Ижевск были внесены 14.08.2015, что подтверждается выпиской из реестра лицензий (л.д. 19).
По обращению ООО "Городская УК" в Инспекцию 02.10.2015 о включении в реестр лицензий сведений о МКД N 216 по ул. Удмуртская (л.д. 20-34) каких-либо решений инспекцией не принято, в адрес заявителя направлен запрос от 16.10.2015 N 5546 (л.д. 35) о предоставлении дополнительных документов.
В рассматриваемом случае Инспекция незаконно бездействовала, поскольку не вносила изменения в реестр лицензий субъекта РФ, требовала от заявителя представления документов, не предусмотренных нормами законодательства, действующими в спорный период.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно квалифицировал бездействие Инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий по заявлению общества как несоответствующее требованиям законодательства.
Доводы апеллянта об отсутствии нарушенных прав и законных интересов общества в связи с невнесением изменений в реестр лицензий судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Поскольку сведения о внесении изменений в реестр лицензий не внесены по причине неправомерного бездействия Инспекции, у общества отсутствуют основания для законного осуществления предпринимательской деятельности по управлению спорным многоквартирным домом.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что бездействие Инспекции, выразившееся в невнесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для начала осуществления им предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции находит обоснованными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства для разрешения спора и дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июля 2016 года по делу N А71-6251/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)