Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2015 года
по делу N А60-53732/2015,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-11-06-68 от 14.10.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неисполнимость предписания в связи с отсутствием в нем указания на конкретные суммы, на которые следует произвести корректировку платы за услугу "отопление". Общество вправе провести корректировку за 2014 год до конца 2015 года. Указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 29-11-04-79 от 02.09.2015 и обращения гражданина, проживающего по адресу: <...> (вх. N 29-01-01-4955/1 от 21.08.2015), Департаментом в период с 17.09.2015 г. по 14.10.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" (адрес местонахождения: 620067 г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 82) обязательных требований лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 N 101 (лицензионное дело N 081) при осуществлении управления, эксплуатации, содержания, ремонта жилого дома и (или) предоставления потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76.
По результатам проверки установлены нарушения:
- - в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, предусмотренный пп. "б" п. 21, а также пп. 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в части не применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий 2013 год при начислении платы за коммунальную услугу "отопление";
- - ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу отопление собственникам жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76, предусмотренный п.п. "б" п. 21 Правил N 307, а также п.п. 3 п. 2 приложения 2 к Правилам N 307, в части не проведения корректировки платы за услугу отопление, предоставленную в 2013 году и 2014 году соответственно.
Результаты проверки органом государственного надзора оформлены актом проверки юридического лица N 29-11-05-84 от 14.10.2015 г.
14 октября 2015 года Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-06-68, на основании которого заявителю предписывалось:
- 1. отменить перерасчет (в платежном документе за январь 2015 года указанный как перерасчет по указанной услуге за период с 01.02.2014 по 31.05.2015) за коммунальную услугу "отопление" и обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Срок выполнения - до 14.01.2016;
- 2. провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную в 2013 и 2014 г.г. собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76. Срок выполнения - до 14.01.2016 г.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-03-94 от 29.05.2015 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P = S x V x T , (7)
o.i i t T
где: S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном
i
- доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за
t
- предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии
T
с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P = S x N x T , (1)
o.i i t T
где:
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном
i
- доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- t
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии
T
- с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- В соответствии с Правилами N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения, в соответствии с п.п. 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела, жилой дом Уральская, д. 76 в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
При наличии в доме установленного общедомового прибора учета тепловой энергии общество обязано производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, а также производить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
При этом корректировка платы за указанную услугу не проводилась.
Из представленных в ходе проверки документов следует, что в действиях ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", связанных с начислением платы за коммунальную услугу отопление в 2013, 2014 годах жителям многоквартирного дома в доме N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, содержатся признаки нарушения обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.п. "б" п. 21, п.п. 2 п. 2 приложения N 2, п.п. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Относительно срока производства корректировки платы за "отопление", который Правилами N 307 не определен, суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из положения требования Правил о корректировке следует, что по окончании календарного года у управляющей компании имеются все необходимые данные (итоговые показания) для производства корректировки и правовые основания для проведения указанной корректировки по итогам года для целей расчета с потребителем (и с ресурсоснабжающей организацией в том числе) исходя из показаний общедомового прибора учета. При наличии совокупности данных условий исполнителем коммунальных услуг подлежит исполнению обязанность по корректировке платы за отопление.
В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 14.01.2016, то есть три месяца с даты выдачи предписания. Законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами в течение года денежные средства за коммунальную услугу, не имеется.
Как указывает податель жалобы, предписание является непонятным и неисполнимым.
Апелляционный суд, отклоняя данные доводы, отмечает следующее.
Акт проверки является документом, в котором зафиксированы установленные факты нарушений при начислении платы за "отопление". Сумму корректировки общество определяет самостоятельно путем проведения соответствующих расчетов в соответствии с Правилами N 307 - по данным показаний прибора учета и счетов, выставляемых ресурсоснабжающей организацией за фактически потребленную тепловую энергию.
Отсутствие в предписании суммы, на которую следует провести корректировку, не является нарушением.
Расчеты приведены в акте Департаментом для того, чтобы указать на несоблюдение порядка проведения расчетов при начислении платы за отопление.
Позиция общества о том, что Инспекцией в предписании намеренно не указывается сумма корректировки, подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.
Акт проверки не обжалуется в данном деле, поскольку непосредственно сам акт не порождает для общества правовых последствий; оспаривается предписание, вынесенное в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки и отраженных в акте проверки.
В свою очередь, акт проверки является документом, фиксирующим нарушения, представлен в качестве доказательства по делу.
Оспариваемое предписание апелляционный суд признает исполнимым, содержащим четко сформулированное требование о необходимости обеспечить проведение корректировки платы за услугу "отопление" в соответствии с Правилами N 307.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию.
Исполнимость предписания, как указал ВАС РФ, является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость предписания должна доказываться лицом, оспаривающим предписание в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание об устранении выявленных нарушений от 14.10.2015 выдано ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" - исполнителю коммунальных услуг, т.е. именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; в предписании имеется ссылка на номер и дату акта, адрес проверяемого дома, предписание и акт были вручены представителю общества.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
В целом доводы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе как законное и обоснованное.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2015 года по делу N А60-53732/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2016 N 17АП-1633/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-53732/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. N 17АП-1633/2016-АК
Дело N А60-53732/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2015 года
по делу N А60-53732/2015,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-11-06-68 от 14.10.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неисполнимость предписания в связи с отсутствием в нем указания на конкретные суммы, на которые следует произвести корректировку платы за услугу "отопление". Общество вправе провести корректировку за 2014 год до конца 2015 года. Указание Департамента о проведении корректировки за 2014 год в определенный им срок не соответствует действующему законодательству.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица N 29-11-04-79 от 02.09.2015 и обращения гражданина, проживающего по адресу: <...> (вх. N 29-01-01-4955/1 от 21.08.2015), Департаментом в период с 17.09.2015 г. по 14.10.2015 г. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" (адрес местонахождения: 620067 г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 82) обязательных требований лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 N 101 (лицензионное дело N 081) при осуществлении управления, эксплуатации, содержания, ремонта жилого дома и (или) предоставления потребителям коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76.
По результатам проверки установлены нарушения:
- - в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, предусмотренный пп. "б" п. 21, а также пп. 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в части не применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий 2013 год при начислении платы за коммунальную услугу "отопление";
- - ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" нарушило порядок начисления платы за услугу отопление собственникам жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76, предусмотренный п.п. "б" п. 21 Правил N 307, а также п.п. 3 п. 2 приложения 2 к Правилам N 307, в части не проведения корректировки платы за услугу отопление, предоставленную в 2013 году и 2014 году соответственно.
Результаты проверки органом государственного надзора оформлены актом проверки юридического лица N 29-11-05-84 от 14.10.2015 г.
14 октября 2015 года Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-06-68, на основании которого заявителю предписывалось:
- 1. отменить перерасчет (в платежном документе за январь 2015 года указанный как перерасчет по указанной услуге за период с 01.02.2014 по 31.05.2015) за коммунальную услугу "отопление" и обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Срок выполнения - до 14.01.2016;
- 2. провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную в 2013 и 2014 г.г. собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 76. Срок выполнения - до 14.01.2016 г.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-11-03-94 от 29.05.2015 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P = S x V x T , (7)
o.i i t T
где: S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном
i
- доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за
t
- предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии
T
с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Вместе с тем п. 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P = S x N x T , (1)
o.i i t T
где:
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном
i
- доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- t
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии
T
- с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
- В соответствии с Правилами N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения, в соответствии с п.п. 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела, жилой дом Уральская, д. 76 в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
При наличии в доме установленного общедомового прибора учета тепловой энергии общество обязано производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, а также производить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
При этом корректировка платы за указанную услугу не проводилась.
Из представленных в ходе проверки документов следует, что в действиях ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", связанных с начислением платы за коммунальную услугу отопление в 2013, 2014 годах жителям многоквартирного дома в доме N 76 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, содержатся признаки нарушения обязательных требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.п. "б" п. 21, п.п. 2 п. 2 приложения N 2, п.п. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Относительно срока производства корректировки платы за "отопление", который Правилами N 307 не определен, суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из положения требования Правил о корректировке следует, что по окончании календарного года у управляющей компании имеются все необходимые данные (итоговые показания) для производства корректировки и правовые основания для проведения указанной корректировки по итогам года для целей расчета с потребителем (и с ресурсоснабжающей организацией в том числе) исходя из показаний общедомового прибора учета. При наличии совокупности данных условий исполнителем коммунальных услуг подлежит исполнению обязанность по корректировке платы за отопление.
В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 14.01.2016, то есть три месяца с даты выдачи предписания. Законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами в течение года денежные средства за коммунальную услугу, не имеется.
Как указывает податель жалобы, предписание является непонятным и неисполнимым.
Апелляционный суд, отклоняя данные доводы, отмечает следующее.
Акт проверки является документом, в котором зафиксированы установленные факты нарушений при начислении платы за "отопление". Сумму корректировки общество определяет самостоятельно путем проведения соответствующих расчетов в соответствии с Правилами N 307 - по данным показаний прибора учета и счетов, выставляемых ресурсоснабжающей организацией за фактически потребленную тепловую энергию.
Отсутствие в предписании суммы, на которую следует провести корректировку, не является нарушением.
Расчеты приведены в акте Департаментом для того, чтобы указать на несоблюдение порядка проведения расчетов при начислении платы за отопление.
Позиция общества о том, что Инспекцией в предписании намеренно не указывается сумма корректировки, подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.
Акт проверки не обжалуется в данном деле, поскольку непосредственно сам акт не порождает для общества правовых последствий; оспаривается предписание, вынесенное в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки и отраженных в акте проверки.
В свою очередь, акт проверки является документом, фиксирующим нарушения, представлен в качестве доказательства по делу.
Оспариваемое предписание апелляционный суд признает исполнимым, содержащим четко сформулированное требование о необходимости обеспечить проведение корректировки платы за услугу "отопление" в соответствии с Правилами N 307.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию.
Исполнимость предписания, как указал ВАС РФ, является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость предписания должна доказываться лицом, оспаривающим предписание в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание об устранении выявленных нарушений от 14.10.2015 выдано ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" - исполнителю коммунальных услуг, т.е. именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; в предписании имеется ссылка на номер и дату акта, адрес проверяемого дома, предписание и акт были вручены представителю общества.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
В целом доводы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе как законное и обоснованное.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2015 года по делу N А60-53732/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)