Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания") - Петровой Н.С., представителя на основании доверенности от 11.01.2016. паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015, принятое судьей Струковой Г.И.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) (далее - МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) (далее - ООО "ВСК-Марс", общество, ответчик) о взыскании 168 389 рублей 84 копеек задолженности по оплате за коммунальные услуги, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "ВСК-Марс" в пользу МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" взыскано 168 389 рублей 84 копейки основного долга; в доход федерального бюджета 6052 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ВСК-Марс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что единый тариф на 2015 год в размере 21 рубль 70 копеек не был принят на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, а увеличен управляющей организацией в одностороннем порядке; работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" не оказывались, подтверждающих документов о выполнении работ и услуг в материалы дела не представлено.
МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать. Предприятие указано на то, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, оно не обязано доказывать размер фактически понесенных им расходов, возникающих у него в связи с содержанием общего имущества. Ежемесячный размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома напрямую зависит от решения общего собрания собственников данного дома, а не от факта выполнения работ или оказания услуг управляющей организацией.
ООО "ВСК-Марс", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании требования апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ВСК-Марс" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 452,5 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 80, пом. 63Н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2013 N 19АА 584346.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 04.09.2006 управляющей компанией избрано МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания".
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 03.11.2012 утверждены тарифы на 2013 год: на текущий ремонт 19 рублей 08 копеек на 1 кв. м, капитальный ремонт - 2 рубля 68 копеек на 1 кв. м.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 30.11.2013 утверждены тарифы на 2014 год: на текущий ремонт 20 рублей 25 копеек на 1 кв. м с разбивкой в соответствии с перечнем и ценами на услуги, работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое является приложением к протоколу.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 29.11.2014 утверждены тарифы на 2015 год: на текущий ремонт 21 рубль 70 копеек на 1 кв. м с разбивкой в соответствии с перечнем и ценами на услуги, работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое является приложением к протоколу.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, за капитальный ремонт, а также расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным иском о взыскании 168 389 рублей 84 копеек задолженности, из которых:
- - 90 234 рубля 15 копеек - задолженность за отопление и горячее водоснабжение: за период с 17.12.2013 по 31.12.2013 - 8482 рубля 72 копейки, за период с 01.06.2015 по 31.10.2015 - 81 751 рубль 43 копейки;
- - 588 рублей 25 копеек - задолженность по капитальному ремонту общего имущества за период с 17.12.2013 по 31.12.2013;
- - 77 567 рублей 44 копейки - задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с 17.12.2013 по 31.12.2013, с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.02.2015 по 31.12.2015 (с учетом частичной оплаты).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции в части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений (часть 1 статьи 169, часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер (части 8.1, 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника с момента возникновения права собственности, у арендатора - с момента заключения соответствующего договора аренды.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и другие виды работ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил N 491, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги определяются как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В порядке указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 на истца возложена обязанность по управлению многоквартирным жилым домом N 80 по ул. Ленина в г. Абакане. Факт принятия управляющей организацией на обслуживание данного многоквартирного жилого дома подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что факт потребления коммунальных ресурсов подтвержден счетами-расшифровками, расчеты за потребленные коммунальные ресурсы ответчиком в апелляционной инстанции не оспорены (ни в части объема, ни в части тарифа); учитывая характер внесения платы за капитальный ремонт, утвержденный собственниками размер взноса на капитальный ремонт (протокол общего собрания собственников помещений от 03.11.2012), в апелляционной инстанции ответчик не оспаривает наличие задолженности за капитальный ремонт, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика платы коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) за периоды с 17.12.2013 по 31.12.2014, с 01.06.2015 по 31.10.2015 в размере 90 234 рубля 15 копеек и платы за капитальный ремонт за период с 17.12.2013 по 31.12.2013 в размере 588 рублей 25 копеек.
Кроме того, судом первой инстанции также удовлетворены требования предприятия о взыскании с ответчика платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД за период с 17.12.2013 по 31.12.2013, с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.02.2015 по 31.12.2015 в общей сумме - 77 567 рублей 44 копейки.
Суд первой инстанции, оценивая возражения ответчика в указанной части относительно фактического несения истцом затрат по содержанию многоквартирного дома, сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которой, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Однако данная правовая позиция неприменима при оценке заявленных ответчиком возражений, поскольку она касается подхода к определению размера платы за содержание и ремонт общего имущества и недопустимости ее расчета как соответствующей части фактически понесенных управляющей организацией расходов, пропорциональной доле конкретного собственника. При этом эта правовая позиция не исключает необходимости подтверждения управляющей организацией самого факта осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества (путем представления необходимых доказательств). При подтверждении этого факта сумма оплаты рассчитывается и взыскивается исходя из установленных ставок (тарифов) для оплаты и принадлежащей ответчику доле в праве собственности на общее имущество дома.
Таким образом, сам по себе факт принятия управляющей организацией на обслуживание многоквартирного жилого дома (избрание конкретной организации управляющей компанией), составление перечня работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, с указанием цены по каждому виду работ, является недостаточным доказательством для вывода об осуществлении управляющей организацией фактической деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, что в свою очередь дало бы право данной организации взыскивать с собственников (жителей) многоквартирного дома платы по содержанию и ремонту общего имущества.
Определениями об отложении рассмотрения апелляционной жалобы от 24.05.2016 и от 27.06.2016 суд апелляционной инстанции неоднократно предлагал истцу представить письменные пояснения со ссылками на доказательства о подтверждении управляющей компанией самого факта осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ленина, 80 (какие услуги оказывались, кем оказывались). Однако, во исполнение указанных определений, предприятие, со ссылкой на вышеуказанную правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, указывало на то, что оно не обязано доказывать сам факт осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Представитель истца в судебном заседании 21.07.2016 пояснил суду, что услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества осуществлялось силами самой управляющей компанией, однако, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Доказательств подтверждающих, что в данном случае истец как управляющая организация осуществляла деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, т.е. истец нес какие-либо расходы по содержанию и ремонту общего имущества (своими силами либо путем привлечения иных лиц) в материалах дела не имеется. Вместе с тем, в материалах дела имеются договоры: от 01.01.2012 N ЮУ 29-02/12, заключенный между ООО "ВСК-Марс" с обществом с ограниченной ответственностью "Град-сервис" на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов; от 01.07.2015, заключенный между ООО "ВСК-Марс" и индивидуальным предпринимателем Сергеевым Леонидом Федоровичем об оказании услуг по вывозу мусора.
При таких фактических и правовых обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал факт несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования предприятия в указанной части.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в указанной части (в части удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме) подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значения для дела (пункт 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием в указанной части нового акта об отказе в удовлетворении требования о взыскании с ответчика долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из размера исковых требований (168 389 рублей 84 копейки), сумма подлежащей уплате государственной пошлины составит 6052 рубля.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при принятии иска предприятию судом первой инстанции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска, а также в связи с частичным удовлетворением иска, в доход федерального бюджета подлежит взысканию с ООО "ВСК-Марс" - 3264 рубля государственной пошлины; с МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" - 2788 рублей государственной пошлины. А также с МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" в пользу ООО "ВСК-Марс" надлежит взыскать 1382 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины (пропорционально размеру удовлетворенных требований).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 отменить в части удовлетворения требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" 77 567 рублей 44 копеек долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и 6052 рублей государственной пошлины. В указанной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания 77 567 рублей 44 копеек долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) в доход федерального бюджета 3264 рубля государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) в доход федерального бюджета 2788 рублей государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) 1382 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2016 ПО ДЕЛУ N А74-9482/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу N А74-9482/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания") - Петровой Н.С., представителя на основании доверенности от 11.01.2016. паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015, принятое судьей Струковой Г.И.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) (далее - МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) (далее - ООО "ВСК-Марс", общество, ответчик) о взыскании 168 389 рублей 84 копеек задолженности по оплате за коммунальные услуги, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "ВСК-Марс" в пользу МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" взыскано 168 389 рублей 84 копейки основного долга; в доход федерального бюджета 6052 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ВСК-Марс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что единый тариф на 2015 год в размере 21 рубль 70 копеек не был принят на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, а увеличен управляющей организацией в одностороннем порядке; работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" не оказывались, подтверждающих документов о выполнении работ и услуг в материалы дела не представлено.
МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать. Предприятие указано на то, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, оно не обязано доказывать размер фактически понесенных им расходов, возникающих у него в связи с содержанием общего имущества. Ежемесячный размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома напрямую зависит от решения общего собрания собственников данного дома, а не от факта выполнения работ или оказания услуг управляющей организацией.
ООО "ВСК-Марс", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании требования апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ВСК-Марс" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 452,5 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 80, пом. 63Н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2013 N 19АА 584346.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 04.09.2006 управляющей компанией избрано МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания".
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 03.11.2012 утверждены тарифы на 2013 год: на текущий ремонт 19 рублей 08 копеек на 1 кв. м, капитальный ремонт - 2 рубля 68 копеек на 1 кв. м.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 30.11.2013 утверждены тарифы на 2014 год: на текущий ремонт 20 рублей 25 копеек на 1 кв. м с разбивкой в соответствии с перечнем и ценами на услуги, работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое является приложением к протоколу.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 80 по ул. Ленина от 29.11.2014 утверждены тарифы на 2015 год: на текущий ремонт 21 рубль 70 копеек на 1 кв. м с разбивкой в соответствии с перечнем и ценами на услуги, работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое является приложением к протоколу.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, за капитальный ремонт, а также расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным иском о взыскании 168 389 рублей 84 копеек задолженности, из которых:
- - 90 234 рубля 15 копеек - задолженность за отопление и горячее водоснабжение: за период с 17.12.2013 по 31.12.2013 - 8482 рубля 72 копейки, за период с 01.06.2015 по 31.10.2015 - 81 751 рубль 43 копейки;
- - 588 рублей 25 копеек - задолженность по капитальному ремонту общего имущества за период с 17.12.2013 по 31.12.2013;
- - 77 567 рублей 44 копейки - задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с 17.12.2013 по 31.12.2013, с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.02.2015 по 31.12.2015 (с учетом частичной оплаты).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции в части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Как устанавливает часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений (часть 1 статьи 169, часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер (части 8.1, 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника с момента возникновения права собственности, у арендатора - с момента заключения соответствующего договора аренды.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), плату за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и другие виды работ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил N 491, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги определяются как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В порядке указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 на истца возложена обязанность по управлению многоквартирным жилым домом N 80 по ул. Ленина в г. Абакане. Факт принятия управляющей организацией на обслуживание данного многоквартирного жилого дома подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что факт потребления коммунальных ресурсов подтвержден счетами-расшифровками, расчеты за потребленные коммунальные ресурсы ответчиком в апелляционной инстанции не оспорены (ни в части объема, ни в части тарифа); учитывая характер внесения платы за капитальный ремонт, утвержденный собственниками размер взноса на капитальный ремонт (протокол общего собрания собственников помещений от 03.11.2012), в апелляционной инстанции ответчик не оспаривает наличие задолженности за капитальный ремонт, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика платы коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) за периоды с 17.12.2013 по 31.12.2014, с 01.06.2015 по 31.10.2015 в размере 90 234 рубля 15 копеек и платы за капитальный ремонт за период с 17.12.2013 по 31.12.2013 в размере 588 рублей 25 копеек.
Кроме того, судом первой инстанции также удовлетворены требования предприятия о взыскании с ответчика платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД за период с 17.12.2013 по 31.12.2013, с 01.10.2014 по 31.12.2014, с 01.02.2015 по 31.12.2015 в общей сумме - 77 567 рублей 44 копейки.
Суд первой инстанции, оценивая возражения ответчика в указанной части относительно фактического несения истцом затрат по содержанию многоквартирного дома, сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, согласно которой, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Однако данная правовая позиция неприменима при оценке заявленных ответчиком возражений, поскольку она касается подхода к определению размера платы за содержание и ремонт общего имущества и недопустимости ее расчета как соответствующей части фактически понесенных управляющей организацией расходов, пропорциональной доле конкретного собственника. При этом эта правовая позиция не исключает необходимости подтверждения управляющей организацией самого факта осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества (путем представления необходимых доказательств). При подтверждении этого факта сумма оплаты рассчитывается и взыскивается исходя из установленных ставок (тарифов) для оплаты и принадлежащей ответчику доле в праве собственности на общее имущество дома.
Таким образом, сам по себе факт принятия управляющей организацией на обслуживание многоквартирного жилого дома (избрание конкретной организации управляющей компанией), составление перечня работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, с указанием цены по каждому виду работ, является недостаточным доказательством для вывода об осуществлении управляющей организацией фактической деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, что в свою очередь дало бы право данной организации взыскивать с собственников (жителей) многоквартирного дома платы по содержанию и ремонту общего имущества.
Определениями об отложении рассмотрения апелляционной жалобы от 24.05.2016 и от 27.06.2016 суд апелляционной инстанции неоднократно предлагал истцу представить письменные пояснения со ссылками на доказательства о подтверждении управляющей компанией самого факта осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ленина, 80 (какие услуги оказывались, кем оказывались). Однако, во исполнение указанных определений, предприятие, со ссылкой на вышеуказанную правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, указывало на то, что оно не обязано доказывать сам факт осуществления деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Представитель истца в судебном заседании 21.07.2016 пояснил суду, что услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества осуществлялось силами самой управляющей компанией, однако, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Доказательств подтверждающих, что в данном случае истец как управляющая организация осуществляла деятельности по содержанию и ремонту общего имущества, т.е. истец нес какие-либо расходы по содержанию и ремонту общего имущества (своими силами либо путем привлечения иных лиц) в материалах дела не имеется. Вместе с тем, в материалах дела имеются договоры: от 01.01.2012 N ЮУ 29-02/12, заключенный между ООО "ВСК-Марс" с обществом с ограниченной ответственностью "Град-сервис" на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов; от 01.07.2015, заключенный между ООО "ВСК-Марс" и индивидуальным предпринимателем Сергеевым Леонидом Федоровичем об оказании услуг по вывозу мусора.
При таких фактических и правовых обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал факт несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования предприятия в указанной части.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в указанной части (в части удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме) подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значения для дела (пункт 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием в указанной части нового акта об отказе в удовлетворении требования о взыскании с ответчика долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из размера исковых требований (168 389 рублей 84 копейки), сумма подлежащей уплате государственной пошлины составит 6052 рубля.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при принятии иска предприятию судом первой инстанции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска, а также в связи с частичным удовлетворением иска, в доход федерального бюджета подлежит взысканию с ООО "ВСК-Марс" - 3264 рубля государственной пошлины; с МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" - 2788 рублей государственной пошлины. А также с МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания" в пользу ООО "ВСК-Марс" надлежит взыскать 1382 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины (пропорционально размеру удовлетворенных требований).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 отменить в части удовлетворения требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" 77 567 рублей 44 копеек долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и 6052 рублей государственной пошлины. В указанной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания 77 567 рублей 44 копеек долга за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) в доход федерального бюджета 3264 рубля государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) в доход федерального бюджета 2788 рублей государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901069722, ОГРН 1051901102109) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Марс" (ИНН 1901063576, ОГРН 1041901008819) 1382 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" февраля 2016 года по делу N А74-9482/2015 оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)