Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2016 N 10АП-15486/2015 ПО ДЕЛУ N А41-82100/15

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу N А41-82100/15


Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от МУП "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района" - Наумовец С.И., по доверенности от 13 января 2016 года,
от ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козлова Л.В., по доверенности от 05 октября 2015 года N 08исх-8020/с,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 02 декабря 2015 года по делу N А41-82100/15, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района"
к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Департамент жилищно-коммунального хозяйства Коломенского района" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, административный орган) о признании незаконным предписания от 01 сентября 2015 года N 39ОГ-144223-40-11-2015.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2015 года по делу N А41-82100/15 в удовлетворении заявления отказано (том 2 л.д. 86 - 89).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель предприятия в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Представитель управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, сотрудниками управления 01 сентября 2015 года, на основании распоряжения от 12 августа 2015 года N 39ОГ-44223-40-11-2015, изданного в связи с обращением гр. Тратикова А.В., в отношении предприятия проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что заявитель с 01 июня 2015 года самостоятельно произвел увеличение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений жителям, проживающим в многоквартирных домам на территории Коломенского района, на 18% сверх установленного администрацией Коломенского муниципального района тарифа, постановлением от 08 сентября 2014 года N 1733 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района" (акт проверки от 01 сентября 2015 года N 39ОГ-44223-40-11-2015) (л.д. 45 - 53 т. 1).
В связи с выявленными нарушениями предприятию выдано предписание от 01 сентября 2015 года N 39ОГ-44223-40-11-2015, которым заявителю предписано в срок до 20 октября 2015 года устранить выявленные нарушения, а именно:
- - произвести перерасчет начисления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений жителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района", согласно установленного постановлением администрации Коломенского муниципального района Московской области от 08 сентября 2014 года N 1733 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района";
- - представить платежные документы (квитанции), подтверждающие проведение перерасчетов и информации о сумме произведенных перерасчетов и возвратов в жилом фонде (л.д. 54 - 55 т. 1).
Не согласившись с выданными предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Согласно части 1, части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Московской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Инспекции.
Пунктом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что содержание общего имущества включает в себя:
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами; освещение помещений общего пользования;
- обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, входящим в состав общего имущества.
Согласно пункту 11(1) Правил N 491 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 03 апреля 2013 года N 290, в котором определило минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района" является управляющей организацией и осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании Лицензии N 204 выданной 23 апреля 2015 года управлением.
Как следует из пояснений заявителя, для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района" руководствуется постановлением администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 года N 1733 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района".
В соответствии с постановлением, плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, установлена без учета НДС на метр квадратный общей площади жилого помещения.
Согласно статьям 19, 143 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01 января 2010 года, перечень освобождаемых от налогообложения операций, предусмотренный пунктом 3 ст. 149 Кодекса, дополнен пунктом 30.
В результате с 01 января 2010 года освобождена от обложения НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями (товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, исходя из положений пункта 30 части 3 статьи 149 НК РФ с 01 января 2010 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Доводы заявителя о том, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг) основан на неправильном толковании пункта 30 части 3 статьи 149 НК РФ, а также входят в противоречие с обстоятельствами, установленными материалами проверки, что подтверждено актом проверки от 01 сентября 2015 года и городской прокуратуры Коломенского муниципального района и фактически направлены увеличения расходов граждан, не являющимся плательщиками НДС.
Ссылку заявителя на судебную практику арбитражный апелляционный суд считает необоснованной, поскольку в ней речь идет о начислении и возмещении НДС из бюджета юридическими лицами, а не гражданам.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных выше обстоятельствах управлением правомерно предписано заявителю в срок до 20 октября 2015 года произвести перерасчет начисления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений жителям, проживающим в многоквартирных домах на территории Коломенского района Московской области согласно установленного постановлением администрации Коломенского муниципального района Московской области от 08 сентября 2014 года N 1733 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района".
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2015 года по делу N А41-82100/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.А.МИЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)