Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2752/2016

Требование: О признании решения о распределении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения, свидетельства о праве собственности недействительными, выселении из жилого помещения со снятием с регистрационного учета.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком был заключен договор социального найма жилого помещения, утверждает, что указанное жилое помещение не могло быть распределено ответчику, поскольку ответчик не состоял и не мог состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. по делу N 33-2752/2016


Судья: Воробьева Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Кнышевой Т.В., Лебедевой И.Е.,
при секретаре Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе С.С.С., С.Д. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года, которым постановлено:
Иск военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона удовлетворить частично.
Признать решение от 15 марта 2011 года о распределении С.С.С. жилого помещения - ***-комнатной квартиры, общей площадью *** кв. м, расположенной по адресу: ***, договор социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года и от 09 апреля 2012 года N ***, заключенные между С.С.С. и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы, недействительными.
Возвратить ***-комнатную квартиру, общей площадью *** кв. м, расположенную по адресу: *** в собственность Российской Федерации.
Настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности С.С.С. на данную квартиру и государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Выселить С.С.С. и С.Д. из жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по месту жительства.
В остальной части исковых требований военному прокурору 231 военной прокуратуры гарнизона и в удовлетворении исковых требований С.С.С. к ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - отказать,
установила:

Истец военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ответчикам С.С.С., С.Д. о признании решения о распределении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, свидетельства о праве собственности недействительными, выселении ответчиков из жилого помещения со снятием их с регистрационного учета по месту жительства.
В обоснование доводов иска указал, что между ответчиком С.С.С. и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы был заключен договор социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года, по условиям которого ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г. Москвы, действующий на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 26 ноября 2002 года, передал С.С.С. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение в виде двух комнат N *** жилой площадью *** кв. м и N *** жилой площадью *** кв. м в ***-комнатной квартире общей площадью *** кв. м, расположенной по адресу: ***. В последующем, 09 апреля 2012 года между ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г. Москвы и С.С.С. договор социального найма жилого помещения был перезаключен и ему был присвоен N ***. В соответствии с указанным договором С.С.С. и члену его семьи С.Д. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение - ***-комнатная квартира общей площадью *** кв. м, расположенная по адресу: ***. Истец утверждает, что указанное жилое помещение не могло быть распределено ответчику С.С.С., поскольку ответчик С.С.С. не состоял и не мог состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку не проходил военную службу в Министерстве обороны РФ, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по месту работы в ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы не состоял. Кроме того, истец указал, что в связи с изданием Министром обороны РФ приказа N *** от 30 сентября 2010 года "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" предоставление жилых помещений, распределение жилых помещений, заключение договоров социального найма осуществляется Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем истец обратился в суд с названным иском для защиты нарушенного права.
Определением суда от 30 июня 2015 года настоящее гражданское дело объединено с гражданским делом по иску С.С.С. к ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - ***-комнатную квартиру, расположенную по адресу: ***. В обоснование доводов иска истцом С.С.С. указано, что ответчик ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы уклоняется от оформления передачи квартиры, предоставленной ему по договору социального найма, в собственность в порядке приватизации.
В судебном заседании суда первой инстанции истец военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона в лице помощника прокурора Пушкарева А.С. исковые требования прокурора поддержал, против удовлетворения иска С.С.С. возражал.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, являющийся также представителем третьего лица Министерства обороны РФ на основании доверенности Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, возражал против удовлетворения иска С.С.С., считая требования незаконными и необоснованными.
Представитель ответчика С.С.С. по ордеру адвокат Семеняченко В.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований иска прокурора, требования иска С.С.С. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации поддержал.
Ответчик С.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом судебными повестками.
Представитель ответчика ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г. Москвы, представители третьих лиц Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики С.С.С., С.Д. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ответчик С.С.С. в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, обеспечил явку своего представителя по ордеру адвоката Семеняченко В.С., который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона отказать, удовлетворить исковые требования С.С.С.
Ответчик С.Д. в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, сведений о причинах неявки и доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представил.
Истец военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона в лице представителя по доверенности А. в заседании судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности Е. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, представитель ответчика ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы, представители третьих лиц Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Москве в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика С.С.С. по ордеру адвоката Семеняченко В.С., истца военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в лице представителя по доверенности А., представителя третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу пп. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Поскольку в нарушение ст. ст. 113, 116 ГПК РФ при объединении в одно производство дела N 2-2329/15 по иску военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, к С.С.С., С.Д. о признании решения о распределении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения, свидетельства о праве собственности недействительными, выселении, снятии с регистрационного учета по месту жительства с делом N 2-6075/15 по иску С.С.С. к ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение стороны по делу 2-6075/15 о дате судебного разбирательства извещены не были, данное обстоятельство в силу пп. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда. При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело рассмотрению по правилам первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2016 года постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
При вынесении нового решения судебная коллегия исходит из следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 16 марта 2011 года между ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы и С.С.С. был заключен договор социального найма жилого помещения N ***, по условиям которого ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы, действуя на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 26 ноября 2002 года N ***, передал ответчику С.С.С. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в ведении Министерства обороны РФ, состоящее из двух комнат N *** жилой площадью *** кв. м и N *** жилой площадью *** кв. м в ***-комнатной коммунальной квартире общей площадью *** кв. м, расположенной по адресу: *** (л.д. 6 - 10 дело N 2-2329/15).
09 апреля 2012 года договор социального найма жилого помещения между ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы и С.С.С. был перезаключен и ему был присвоен N ***. В соответствии с указанным договором С.С.С. и члену его семьи С.Д. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в ведении Министерства обороны РФ, - ***-комнатная квартира общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенная по адресу: ***.
Указанное жилое помещение было предоставлено ответчику С.С.С. и члену его семьи - деду С.Д.
Основанием для заключения договора социального найма жилого помещения явилось письмо заместителя начальника управления полковника Ч. от 15 марта 2011 года N ***, согласно которому на начальника ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы возложена обязанность заключить с С.С.С. договор найма жилого помещения (л.д. 17, дело N 2-2329/15).
В спорной квартире С.С.С. был зарегистрирован с 01.12.2011 г., С.Д. - с 13.01.2012 г. (л.д. 16 дело N 2-2329/15).
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2012 года удовлетворены исковые требования С.С.С. к ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: ***.
Определением Савеловского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года указанное решение было отменено по новым обстоятельствам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2016 года определение Савеловского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года отменено, постановлено новое определение, которым решение Савеловского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2012 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Квартира, расположенная по адресу: ***, закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением "Жилищно-эксплуатационная контора N 5" жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы Министерства обороны РФ Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N *** от 26 ноября 2002 года.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пунктами 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) предусмотрено, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Также, в период предоставления С.С.С., С.Д. жилого помещения по договору социального найма действовало "Отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 годы", утвержденное Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011 г., устанавливающее порядок обеспечения жилыми помещениями гражданского персонала, работающего в Министерстве обороны РФ.
Согласно п. 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 годы лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 43 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80, утвердившего Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшего в период с 05.02.2000 г. по 08.11.2010 г., предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил вплоть до 1 марта 2005 года осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством.
Доказательства, подтверждающие, что С.С.С. или С.Д. на момент их обеспечения жилым помещением проходили службу в вооруженных силах Министерства обороны РФ или являлись гражданским персоналом Министерства обороны РФ, суду предоставлены не были.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, доказательства, подтверждающие, что С.С.С., С.Д. приняты в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
В связи с чем основания для обеспечения С.С.С. и члена его семьи С.Д. жилым помещением по договору социального найма, равно как и законные основания для заключения с ним договора социального найма отсутствовали.
Согласно п. 1 ст. 63 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ (ред. от 30.11.2010 г.) основанием заключения соответствующего договора социального найма (а соответственно возникновение права на жилое помещение на указанном праве) является решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса.
В соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с принятием решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма регламентируются "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган.
На момент заключения договоров социального найма, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
В качестве основания для заключения договора социального найма жилого помещения предоставлено письмо заместителя начальника управления КЭУ г. Москвы полковника Ч. от 15 марта 2011 года N ***.
Между тем, из указанного письма не следует, что уполномоченным органом принято решение об обеспечении семьи С.С.С. жилым помещением по договору социального найма.
В связи с чем письмо заместителя начальника управления КЭУ г. Москвы полковника Ч. нельзя признать законным основанием для заключения договора социального найма жилого помещения.
Из пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными, и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ (ред. от 01.03.2011 г.) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. (ч. 1 ст. 167 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ ред. от 01.03.2011 г.).
Поскольку семья С.С.С., С.Д. не признана малоимущими, на учете нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма не состояла, решение об обеспечении семьи С.С.С., С.Д. жилым помещением по договору социального найма в установленном порядке не принималось, установленные законом основания для заключения с С.С.С. договора социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года и N *** от 09 апреля 2012 года отсутствовали.
Поскольку при заключении договора социального найма с С.С.С. имели место нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, требования военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона о признании недействительным решения от 15 марта 2011 года о распределении С.С.С. жилого помещения - ***-комнатной квартиры, расположенной по адресу: ***, под которым в данном случае понимается письмо заместителя начальника управления КЭУ г. Москвы полковника Ч. от 15 марта 2011 года N ***, а также договор социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года и договор социального найма жилого помещения N *** от 09 апреля 2012 года, заключенные между С.С.С. и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Спорная квартира в силу ч. 2 ст. 302 ГК РФ подлежит возврату в собственность Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что к требованиям истца надлежит применить срок исковой давности, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ) (п. 9).
В данном случае течение срока исковой давности следует исчислять с момента признания Министерства обороны РФ потерпевшим по уголовному делу, а именно с 27 января 2015 года, именно с этого момента Министерство обороны РФ, не являющееся стороной по делу, узнало о выбытии истребуемого имущества в результате противоправных действий руководителя ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы.
Принятие судом дополнительных требований о выселении и снятии с регистрационного учета прав ответчиков не нарушает, поскольку с указанными требованиями ответчики ознакомлены, имели возможность предоставлять свои доводы и доказательства в обоснование своих возражений относительно заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Пушкарева А.С. полномочий на подписание дополнительных требований не соответствует предоставленной в материалы дела доверенности на имя Пушкарева А.С., подтверждающей полномочия на подписание иска.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Поскольку договор социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года и договор социального найма жилого помещения N *** от 09 апреля 2012 года, заключенные между С.С.С. и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы, признаны недействительными, основания для удовлетворения требований С.С.С. о передаче занимаемого им жилого помещения в порядке бесплатной приватизации отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, они подлежат выселению из спорной квартиры со снятием их с регистрационного учета по месту жительства.
Доводы письменных пояснений ответчика С.Д. о том, что он является участником Великой Отечественной войны, ранее в 2003 году передал свои личные сбережения своей дочери С.С.Д. для покупки квартиры на начальной стадии строительства по адресу: ***, на месте находящегося ветхого дома, заказчиком строительства которого являлось Министерство обороны РФ, однако новый дом построен не был; другого жилья он не имеет, сами по себе с учетом предметов и оснований заявленных исков, не основаны на законе.
Вместе с тем, требования прокурора о признании свидетельства о государственной регистрации права собственности недействительным удовлетворению не подлежит, поскольку свидетельство о государственной регистрации права собственности является правоудостоверяющим, а не правоустанавливающим документом, и лишь подтверждает факт государственной регистрации права, но не влияет на его существование.
Таким образом, выданное С.С.С. свидетельство о государственной регистрации права собственности подлежит аннулированию, а право собственности указанного лица подлежит прекращению с регистрацией права собственности Российской Федерации на данную квартиру.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать недействительными решение от 15 марта 2011 года о распределении С.С.С. жилого помещения - ***-комнатной квартиры, общей площадью *** кв. м, расположенной по адресу: ***, договор социального найма жилого помещения N *** от 16 марта 2011 года, договор социального найма от 09 апреля 2012 года N ***, заключенные между С.С.С. и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы.
Возвратить ***-комнатную квартиру, общей площадью *** кв. м, расположенную по адресу: ***, в собственность Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности С.С.С. на данную квартиру и государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Выселить С.С.С. и С.Д. из жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по месту жительства.
В остальной части исковых требований военному прокурору 231 военной прокуратуры гарнизона - отказать.
В удовлетворении исковых требований С.С.С. к ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ города Москвы о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)