Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи в Арбитражном суде Брянской области: от истца - Супруна А.А. (директор, приказ от 02.12.2014); от ответчика - Рубцовой О.А. (доверенность от 12.01.2016); от третьего лица - Рубцовой О.А. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по строительству и развитию территории г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.07.2016 по делу N А09-4748/2016 (судья Черняков А.А.), принятое по заявлению ООО "ЕВРО СТРОЙ" к Брянской городской администрации о признании недействительным п. 1.11. Постановления N 1013-п от 31.03.2016, третье лицо: Управление по строительству и развитию территории г. Брянска,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" (далее - заявитель, ООО "ЕВРО СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным п. 1.11. Постановления N 1013-п от 31.03.2016 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1).
Решением суда области от 25.07.2016 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 816 кв. м, кадастровый номер 32:28:0032012:27, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Пионерская, д. 7, принадлежит обществу на праве собственности (свидетельство N 32-АЖ N 089326 от 21.05.2012). На указанном земельном участке Общество планировало построить пятиэтажный жилой дом.
19.11.2015 ООО "ЕВРО СТРОЙ" обратилось в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (минимальная площадь земельного участка многоквартирного жилого дома - 816 кв. м, максимальный процент застройки земельного участка проектируемого многоквартирного жилого дома - 57%) на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1) с приложением пакета документов.
На основании постановления Брянской городской администрации от 21.01.2016 N 519-пг организовано проведение публичных слушаний, в том числе по вопросу предоставления ООО "ЕВРО СТРОЙ" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Итоговым документом публичных слушаний рекомендовано предоставить разрешение на отклонение.
Вместе с тем комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска, подготовлены рекомендации от 01.03.2016 об отказе ООО "ЕВРО СТРОЙ" в предоставлении такого разрешения ввиду нецелесообразности по следующим основаниям: - заявленная минимальная площадь земельного участка многоквартирного жилого дома составляет 856 кв. м, что меньше минимального показателя, предусмотренного Правилами землепользования и застройки территории города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, для зоны Ж1 и составляет 2000 кв. м (далее - Правила землепользования). - заявленный максимальный процент застройки -57% больше максимального показателя, предусмотренного Правилами застройки (25%); Принимая во внимание указанные рекомендации, постановлением Администрации от 31.03.2016 N 1013-П Обществу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (п. 1.11.).
Полагая, что пункт 1.11. постановления Администрации от 31.03.2016 N 1013-П не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок принятия решения и обращения с заявлением об отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован в статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилах землепользования.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Из содержания статьи 24 Правил землепользования и застройки территории города Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991 также следует, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном Положением о публичных слушаниях в городе Брянске, с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений, предусмотренных статьей 13 настоящих Правил.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд области пришел к обоснованному выводу о том, что из системного толкования приведенных норм права следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является определяющим для разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что по результатам проведенных 10.02.2016 публичных слушаний рекомендовано предоставить обществу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1).
Кроме того, суд области обоснованно принял во внимание, что одновременно с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "ЕВРО СТРОЙ" представлено заключение ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС" от 19.11.2015 N 1, в котором указано, что при проектировании и строительстве на земельном участке, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Пионерская, 7, площадью 816 кв. м, пятиэтажного многоквартирного жилого дома требования технических регламентов будут соблюдены.
Отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на спорном земельном участке мотивирован комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянская нецелесообразностью такого представления.
Вместе с тем, как справедливо отметил суд области, в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации администрацией не представлены доказательства того, что вследствие выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства будут нарушены требования технических регламентов при использовании земельного участка, объекта капитального строительства. Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Несостоятелен довод жалобы о том, что одобрение на публичных слушаниях отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не является для администрации обязательным, поскольку из приведенных норм следует обратное. Вопрос о предоставлении спорного разрешения законом поставлен в зависимость от результатов слушаний, а не усмотрения административного органа.
Довод жалобы о том, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение мотивирован значительными отклонениями от действующих предельных параметров градостроительных изменений недвижимости, установленных для зоны Ж1, не принимается судом, поскольку, по смыслу приведенных выше норм, отказ возможен только в случае нарушения требований технических регламентов при использовании земельного участка.
Значительное отклонение от действующих предельных параметров само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения и служит лишь основанием для принятия решения в особом порядке - путем проведения публичных слушаний.
Исчерпывающий перечень оснований для отмены решения суда первой инстанции установлен ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку установленных приведенной нормой оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы относятся на самого заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.07.2016 по делу N А09-4748/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2016 N 20АП-5779/2016 ПО ДЕЛУ N А09-4748/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу N А09-4748/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи в Арбитражном суде Брянской области: от истца - Супруна А.А. (директор, приказ от 02.12.2014); от ответчика - Рубцовой О.А. (доверенность от 12.01.2016); от третьего лица - Рубцовой О.А. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по строительству и развитию территории г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.07.2016 по делу N А09-4748/2016 (судья Черняков А.А.), принятое по заявлению ООО "ЕВРО СТРОЙ" к Брянской городской администрации о признании недействительным п. 1.11. Постановления N 1013-п от 31.03.2016, третье лицо: Управление по строительству и развитию территории г. Брянска,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" (далее - заявитель, ООО "ЕВРО СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным п. 1.11. Постановления N 1013-п от 31.03.2016 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРО СТРОЙ" разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1).
Решением суда области от 25.07.2016 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 816 кв. м, кадастровый номер 32:28:0032012:27, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Пионерская, д. 7, принадлежит обществу на праве собственности (свидетельство N 32-АЖ N 089326 от 21.05.2012). На указанном земельном участке Общество планировало построить пятиэтажный жилой дом.
19.11.2015 ООО "ЕВРО СТРОЙ" обратилось в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (минимальная площадь земельного участка многоквартирного жилого дома - 816 кв. м, максимальный процент застройки земельного участка проектируемого многоквартирного жилого дома - 57%) на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1) с приложением пакета документов.
На основании постановления Брянской городской администрации от 21.01.2016 N 519-пг организовано проведение публичных слушаний, в том числе по вопросу предоставления ООО "ЕВРО СТРОЙ" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Итоговым документом публичных слушаний рекомендовано предоставить разрешение на отклонение.
Вместе с тем комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянска, подготовлены рекомендации от 01.03.2016 об отказе ООО "ЕВРО СТРОЙ" в предоставлении такого разрешения ввиду нецелесообразности по следующим основаниям: - заявленная минимальная площадь земельного участка многоквартирного жилого дома составляет 856 кв. м, что меньше минимального показателя, предусмотренного Правилами землепользования и застройки территории города Брянска, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, для зоны Ж1 и составляет 2000 кв. м (далее - Правила землепользования). - заявленный максимальный процент застройки -57% больше максимального показателя, предусмотренного Правилами застройки (25%); Принимая во внимание указанные рекомендации, постановлением Администрации от 31.03.2016 N 1013-П Обществу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (п. 1.11.).
Полагая, что пункт 1.11. постановления Администрации от 31.03.2016 N 1013-П не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок принятия решения и обращения с заявлением об отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован в статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилах землепользования.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Из содержания статьи 24 Правил землепользования и застройки территории города Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991 также следует, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном Положением о публичных слушаниях в городе Брянске, с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений, предусмотренных статьей 13 настоящих Правил.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд области пришел к обоснованному выводу о том, что из системного толкования приведенных норм права следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является определяющим для разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что по результатам проведенных 10.02.2016 публичных слушаний рекомендовано предоставить обществу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032012:27, площадью 816 кв. м, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пионерская, д. 7, находящемся в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (Ж1).
Кроме того, суд области обоснованно принял во внимание, что одновременно с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО "ЕВРО СТРОЙ" представлено заключение ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС" от 19.11.2015 N 1, в котором указано, что при проектировании и строительстве на земельном участке, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Пионерская, 7, площадью 816 кв. м, пятиэтажного многоквартирного жилого дома требования технических регламентов будут соблюдены.
Отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на спорном земельном участке мотивирован комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянская нецелесообразностью такого представления.
Вместе с тем, как справедливо отметил суд области, в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации администрацией не представлены доказательства того, что вследствие выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства будут нарушены требования технических регламентов при использовании земельного участка, объекта капитального строительства. Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Несостоятелен довод жалобы о том, что одобрение на публичных слушаниях отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не является для администрации обязательным, поскольку из приведенных норм следует обратное. Вопрос о предоставлении спорного разрешения законом поставлен в зависимость от результатов слушаний, а не усмотрения административного органа.
Довод жалобы о том, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение мотивирован значительными отклонениями от действующих предельных параметров градостроительных изменений недвижимости, установленных для зоны Ж1, не принимается судом, поскольку, по смыслу приведенных выше норм, отказ возможен только в случае нарушения требований технических регламентов при использовании земельного участка.
Значительное отклонение от действующих предельных параметров само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения и служит лишь основанием для принятия решения в особом порядке - путем проведения публичных слушаний.
Исчерпывающий перечень оснований для отмены решения суда первой инстанции установлен ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку установленных приведенной нормой оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы относятся на самого заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.07.2016 по делу N А09-4748/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.М.ДАЙНЕКО
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
М.М.ДАЙНЕКО
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)