Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2015 года по делу А12-14335/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:
публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 28.02.2017 N 65-1, выданного публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2017 года в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
ПАО "Волгоградэнергосбыт", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.01.2017 N 65 инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" по доводам обращения гражданина, поступившего в инспекцию из администрации Волгоградской области, по факту предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества гражданам, проживающим по адресу: <...> в ходе которой установлены нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Нарушения выразились в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества гражданам, проживающим по вышеуказанному адресу, обстоятельства совершения которого зафиксированы протоколом от 09.02.2017 N 07-17 испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144-2013, по результатам измерений, проведенных испытательной лабораторией по качеству электрической энергии филиала публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в период с 31.01.2017 по 06.02.2017.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2017 N 65, публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание от 28.02.2016 N 65-1 с требованием до 24.04.2017 безотлагательно принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, станица Качалино, улица Пролетарская, дом 5, принять меры по устранению этих причин и обеспечению предоставления потребителю коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества во исполнение требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, предоставить документы, подтверждающие качество коммунальной услуги по электроснабжению.
Полагая предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28.02.2017 N 65-1 незаконным, нарушающим права и законные интересы публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции имелись правовые основания для принятия оспариваемого предписания.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, публичным акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" с потребителями, проживающими в жилом доме N 5 по улице Пролетарская в станице Качалино Иловлинского района Волгоградской области, договор энергоснабжения заключен путем совершения конклюдентных действий. Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" выставляет потребителям плату за коммунальную услугу по электроснабжению и является получателем денежных средств, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая положения пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" для указанных потребителей является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктами 31 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с договором энергоснабжения граждан исполнитель обязуется оказывать потребителям коммунальную услугу по электроснабжению, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов требованиям ГОСТа.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется, в том числе, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электроэнергии жильцам указанного многоквартирного дома, вступает с жильцами дома в договорные отношения, являясь для них исполнителем коммунальной услуги, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 10 Приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
В соответствии с пунктом 4.2.2 "Медленные изменения напряжения" ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания Шот равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем). Для указанных выше показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При оценке соответствия электрической энергии нормам качества электрической энергии, относящимся к медленным изменениям напряжения, установленным в указанном стандарте, должны быть проведены измерения по ГОСТ 30804.4.30, подраздел 5.12, класс А, при этом маркированные данные не учитываются.
Факт предоставления потребителям, проживающим в указанном жилом доме, коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества подтверждается материалами проверки, в том числе протоколом от 09.02.2017 N 07-17 испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144-2013, по результатам измерений, проведенных испытательной лабораторией по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Измерения проведены: на ближайшей к ТПЭ точке - автомате АД12С25 0,22 кВ по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст. Качалино, ул. Пролетарская, д. 5 с использованием прибора для измерений показателей качества электрической энергии "Ресурс-UF2", заводской номер 186, номер свидетельства о проверке 279864-31-0733/0815, действительно до 17.08.2017.
Согласно таблице 1 приложения 1 к протоколу испытаний от 09.02.2017 N 07-17 по жилому дому N 5 по ул. Пролетарской результаты измерений отклонений напряжения при нормативном значении 10% в процентах составили:
- - по фазному напряжению С при режиме наибольших нагрузок в сторону уменьшения 42,6%;
- - по фазному напряжению С при режиме наименьших нагрузок в сторону уменьшения 41,9%, в сторону увеличения 13,7%.
Отклонение напряжения от нормативных количественных значений по часам в период измерений отражено также и в графике отклонений фазных напряжений.
По заключению, указанному в п. 9 протокола испытаний, значения показателей качества электрической энергии по отклонениям напряжения не соответствуют требованиям ГОСТ 32144-2013.
Таким образом, по отклонениям напряжения электрическая энергия в указанном жилом доме потребителей не соответствует требованиям п. 10 приложения N 1 к Правилам N 354 и п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, что является нарушением п. п. "д" п. з, п. 31, 33, п.Ю Приложения N 1 Правил N 354, п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, условий договора энергоснабжения.
В силу пункта 31 раздела 2 Правил N 354 исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки; а также нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом 10 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Так, согласно пункту 108 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт проверки (пункт 109 Правил N 354). При этом, если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 Правил N 354 параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Кроме того, любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 113 Правил N 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Однако, ни в момент проведения проверки, ни в момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований указанных Правил, представлены не были, что свидетельствовало об их отсутствии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" не предприняло достаточных необходимых своевременных мер по соблюдению требований действующих правил и норм.
Согласно п. 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Однако, заявителем не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества коммунальной услуги по электроснабжению произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего оно подлежит освобождению от административной ответственности.
Судебная коллегия соглашается, что у инспекции имелись все предусмотренные законом основания для выдачи оспариваемого предписания.
Довод Заявителя о допущении административным органом грубых нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Как правомерно указано судом в оспариваемом решении, инспекцией в качестве экспертов сотрудники испытательной лаборатории по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт" не привлекались, в самой проверке не участвовали, экспертное заключение не выдавали, а провели исследование электрической энергии по показателям качества, в объективности которого нет оснований для сомнения. Поэтому получение инспекцией у испытательной лаборатории по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт" результатов испытаний электрической энергии по показателям качества не является нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предписывающие право административному органу при проведении проверки привлекать экспертные организации, имеют своей целью обеспечить получение объективного экспертного заключения, исключив возможные злоупотребления со стороны проверяемого лица. В рассматриваемом случае результаты испытаний электроэнергии по качеству не свидетельствуют о злоупотреблениях со стороны проверяемого лица (Заявителя). Объективность измерений указанной испытательной лаборатории под сомнение Заявителем не ставится.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Заявителя о том, что он не является собственником электросетевого оборудования, по которому потребителям передается электроэнергия, в связи с чем, не имеет возможности исполнить требования оспариваемого предписания.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике Заявитель как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. За оказание коммунальной услуги электроснабжения Заявитель получает от конечных потребителей (граждан) плату. Законодательство об электроэнергетике не ставит качество поставляемых услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Кроме того, обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества электроэнергии, приобретаемой с использованием услуг сетевой организации, с целью соблюдения обязанности предоставления потребителям коммунальной услуги надлежащего качества.
Кроме того, ссылка ПАО "Волгоградэнергосбыт" на невозможность принуждения к исполнению обязанностей сетевой организации ввиду сложившейся судебной практики также не состоятельна, поскольку сторонами по делу и предметом спора по указанному в заявлении об оспаривании предписания арбитражному делу являлись другие лица и другие обстоятельства.
О представлении услуги ненадлежащего качества свидетельствуют и выводы суда, сделанные при рассмотрении дела об административном правонарушении N А12-13520/2017. По указанному делу решение вступило в законную силу и обстоятельства, подлежащие исследованию в настоящем деле были предметом доказывания в рассмотренном административном деле.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2015 года по делу А12-14335/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 12АП-9095/2017 ПО ДЕЛУ N А12-14335/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А12-14335/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2015 года по делу А12-14335/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:
публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 28.02.2017 N 65-1, выданного публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2017 года в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
ПАО "Волгоградэнергосбыт", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.01.2017 N 65 инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" по доводам обращения гражданина, поступившего в инспекцию из администрации Волгоградской области, по факту предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества гражданам, проживающим по адресу: <...> в ходе которой установлены нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Нарушения выразились в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества гражданам, проживающим по вышеуказанному адресу, обстоятельства совершения которого зафиксированы протоколом от 09.02.2017 N 07-17 испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144-2013, по результатам измерений, проведенных испытательной лабораторией по качеству электрической энергии филиала публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в период с 31.01.2017 по 06.02.2017.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2017 N 65, публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание от 28.02.2016 N 65-1 с требованием до 24.04.2017 безотлагательно принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, станица Качалино, улица Пролетарская, дом 5, принять меры по устранению этих причин и обеспечению предоставления потребителю коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества во исполнение требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, предоставить документы, подтверждающие качество коммунальной услуги по электроснабжению.
Полагая предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28.02.2017 N 65-1 незаконным, нарушающим права и законные интересы публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции имелись правовые основания для принятия оспариваемого предписания.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, публичным акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" с потребителями, проживающими в жилом доме N 5 по улице Пролетарская в станице Качалино Иловлинского района Волгоградской области, договор энергоснабжения заключен путем совершения конклюдентных действий. Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" выставляет потребителям плату за коммунальную услугу по электроснабжению и является получателем денежных средств, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая положения пунктов 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" для указанных потребителей является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктами 31 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с договором энергоснабжения граждан исполнитель обязуется оказывать потребителям коммунальную услугу по электроснабжению, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов требованиям ГОСТа.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется, в том числе, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электроэнергии жильцам указанного многоквартирного дома, вступает с жильцами дома в договорные отношения, являясь для них исполнителем коммунальной услуги, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 10 Приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
В соответствии с пунктом 4.2.2 "Медленные изменения напряжения" ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания Шот равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем). Для указанных выше показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При оценке соответствия электрической энергии нормам качества электрической энергии, относящимся к медленным изменениям напряжения, установленным в указанном стандарте, должны быть проведены измерения по ГОСТ 30804.4.30, подраздел 5.12, класс А, при этом маркированные данные не учитываются.
Факт предоставления потребителям, проживающим в указанном жилом доме, коммунальной услуги по электроснабжению ненадлежащего качества подтверждается материалами проверки, в том числе протоколом от 09.02.2017 N 07-17 испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 32144-2013, по результатам измерений, проведенных испытательной лабораторией по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Измерения проведены: на ближайшей к ТПЭ точке - автомате АД12С25 0,22 кВ по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ст. Качалино, ул. Пролетарская, д. 5 с использованием прибора для измерений показателей качества электрической энергии "Ресурс-UF2", заводской номер 186, номер свидетельства о проверке 279864-31-0733/0815, действительно до 17.08.2017.
Согласно таблице 1 приложения 1 к протоколу испытаний от 09.02.2017 N 07-17 по жилому дому N 5 по ул. Пролетарской результаты измерений отклонений напряжения при нормативном значении 10% в процентах составили:
- - по фазному напряжению С при режиме наибольших нагрузок в сторону уменьшения 42,6%;
- - по фазному напряжению С при режиме наименьших нагрузок в сторону уменьшения 41,9%, в сторону увеличения 13,7%.
Отклонение напряжения от нормативных количественных значений по часам в период измерений отражено также и в графике отклонений фазных напряжений.
По заключению, указанному в п. 9 протокола испытаний, значения показателей качества электрической энергии по отклонениям напряжения не соответствуют требованиям ГОСТ 32144-2013.
Таким образом, по отклонениям напряжения электрическая энергия в указанном жилом доме потребителей не соответствует требованиям п. 10 приложения N 1 к Правилам N 354 и п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, что является нарушением п. п. "д" п. з, п. 31, 33, п.Ю Приложения N 1 Правил N 354, п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, условий договора энергоснабжения.
В силу пункта 31 раздела 2 Правил N 354 исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки; а также нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом 10 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Так, согласно пункту 108 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт проверки (пункт 109 Правил N 354). При этом, если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 Правил N 354 параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Кроме того, любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 113 Правил N 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Однако, ни в момент проведения проверки, ни в момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований указанных Правил, представлены не были, что свидетельствовало об их отсутствии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ПАО "Волгоградэнергосбыт" не предприняло достаточных необходимых своевременных мер по соблюдению требований действующих правил и норм.
Согласно п. 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Однако, заявителем не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества коммунальной услуги по электроснабжению произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего оно подлежит освобождению от административной ответственности.
Судебная коллегия соглашается, что у инспекции имелись все предусмотренные законом основания для выдачи оспариваемого предписания.
Довод Заявителя о допущении административным органом грубых нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Как правомерно указано судом в оспариваемом решении, инспекцией в качестве экспертов сотрудники испытательной лаборатории по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт" не привлекались, в самой проверке не участвовали, экспертное заключение не выдавали, а провели исследование электрической энергии по показателям качества, в объективности которого нет оснований для сомнения. Поэтому получение инспекцией у испытательной лаборатории по качеству электрической энергии филиала ПАО "Волгоградэнергосбыт" результатов испытаний электрической энергии по показателям качества не является нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предписывающие право административному органу при проведении проверки привлекать экспертные организации, имеют своей целью обеспечить получение объективного экспертного заключения, исключив возможные злоупотребления со стороны проверяемого лица. В рассматриваемом случае результаты испытаний электроэнергии по качеству не свидетельствуют о злоупотреблениях со стороны проверяемого лица (Заявителя). Объективность измерений указанной испытательной лаборатории под сомнение Заявителем не ставится.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Заявителя о том, что он не является собственником электросетевого оборудования, по которому потребителям передается электроэнергия, в связи с чем, не имеет возможности исполнить требования оспариваемого предписания.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике Заявитель как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. За оказание коммунальной услуги электроснабжения Заявитель получает от конечных потребителей (граждан) плату. Законодательство об электроэнергетике не ставит качество поставляемых услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Кроме того, обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества электроэнергии, приобретаемой с использованием услуг сетевой организации, с целью соблюдения обязанности предоставления потребителям коммунальной услуги надлежащего качества.
Кроме того, ссылка ПАО "Волгоградэнергосбыт" на невозможность принуждения к исполнению обязанностей сетевой организации ввиду сложившейся судебной практики также не состоятельна, поскольку сторонами по делу и предметом спора по указанному в заявлении об оспаривании предписания арбитражному делу являлись другие лица и другие обстоятельства.
О представлении услуги ненадлежащего качества свидетельствуют и выводы суда, сделанные при рассмотрении дела об административном правонарушении N А12-13520/2017. По указанному делу решение вступило в законную силу и обстоятельства, подлежащие исследованию в настоящем деле были предметом доказывания в рассмотренном административном деле.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2015 года по делу А12-14335/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)