Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2016 N Ф07-8000/2016 ПО ДЕЛУ N А42-1996/2015

Требование: О взыскании задолженности по договору теплоснабжения.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не оплатил поставленную тепловую энергию в горячей воде.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу N А42-1996/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., при участии от акционерного общества "Мурманэнергосбыт" Мамугина А.С. (доверенность от 09.08.2016 N 07/245-2016), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2015 (судья Панфилова Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Черемошкина В.В., Сотов И.В., Шестакова М.А.) по делу N А42-1996/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт", место нахождения: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (в настоящее время акционерное общество "Мурманэнергосбыт", далее - АО "Мурманэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мурманэнергострой" (далее - ООО "Мурманэнергострой"), о взыскании 1 049 511 руб. 09 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с октября 2014 года по январь 2015 года и 14 169 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов по день фактической уплаты долга. Делу присвоен N А42-1996/2015.
АО "Мурманэнергосбыт" обратилось в тот же арбитражный суд с иском к ООО "Мурманэнергострой" о взыскании 630 878 руб. 55 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с февраля по март 2015 года и 3 511 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов по день фактической уплаты долга. Делу присвоен N А42-4122/2015.
Определением от 28.04.2015 по делу N А42-1996/2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района (далее - Администрация).
Определением от 01.07.2015 по делу N А42-1996/2015 по ходатайству АО "Мурманэнергосбыт" в качестве соответчика привлечено муниципальное образование городское поселение Умба Терского района в лице администрации (далее - Администрация).
Определением от 03.09.2015 по делу N А42-4122/2015 в качестве второго ответчика привлечена Администрация.
Определением от 14.09.2015 дела N А42-1996/2015 и N А42-4122/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А42-1996/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "ЖЭК" (далее - МУП "ЖЭК").
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АО "Мурманэнергосбыт" уточнило иск по объединенному делу и просило взыскать с ООО "Мурманэнергострой" 155 614 руб. 37 коп. задолженности за октябрь 2014 года и 12 160 руб. 14 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.11.2014 по 07.10.2015, а также проценты с 08.10.2015 по день фактической уплаты долга; с Администрации - 1 524 775 руб. 27 коп. долга за период с ноября 2014 года по март 2015 года.
Решением от 16.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда 14.07.2016, иск удовлетворен частично. Суд взыскал с ООО "Мурманэнергострой" в пользу АО "Мурманэнергосбыт" 155 614 руб. 37 коп. основного долга и 12 160 руб. 14 коп. процентов, а также проценты на сумму основного долга, составляющую на день принятия решения 155 614 руб. 37 коп., с 08.10.2015 по день фактической уплаты денежных средств; с Администрации за счет казны муниципального образования городское поселение Умба Терского района в пользу АО "Мурманэнергосбыт" - 808 592 руб. 38 коп. основного долга, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе АО "Мурманэнергосбыт", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.12.2015 и постановление от 14.07.2016 и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали в иске о взыскании с Администрации 716 182 руб. 89 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с 21.01.2015 по 31.03.2015. Суды не учли, что в деле отсутствуют доказательства передачи многоквартирных домов в управление МУП "ЖЭК" с 21.01.2015; договор управления не содержит срока начала управления домами. МУП "ЖЭК" не мог заключить договор теплоснабжения в отношении спорных домов, поскольку отсутствовал акт приема-передачи здания, а также необходимой технической документации; разрешение на допуск энергоустановок для проведения пусконаладочных работ и акт осмотра тепловых установок и тепловых сетей в федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в спорный период получены не были. До передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации оплату потребленной тепловой энергии обязан производить застройщик, каковым в настоящем деле является Администрация.
В судебном заседании представитель АО "Мурманэнергосбыт" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ООО "Мурманэнергострой", Администрация и МУП "ЖЭК" извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) и ООО "Мурманэнергострой" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 27.11.2012 N 0149300001712000009-0094565-02 на выполнение работ с разработкой рабочей документации по возведению двух малоэтажных домов по типовым проектам в пгт Умба, со сроком окончания работ 16.09.2013 (далее - Муниципальный контракт).
ООО "Мурманэнергострой" и Администрация направили в адрес АО "Мурманэнергосбыт" письмо от 02.10.2014 N 2975, в котором ходатайствовали о временном подключении строящегося объекта "Два 24-х квартирных дома" по ул. Кирова д. 11 и д. 9 к тепловым сетям на период окончания строительных работ и гарантировали оплату поданного теплоносителя.
АО "Мурманэнергосбыт" (теплоснабжающая организация) и ООО "Мурманэнергострой" (абонент) заключили договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 02.10.2014 N 108Е (далее - Договор N 108Е), по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию на указанные в письме объекты, а абонент - принять и оплатить тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных Договором N 108Е.
В соответствии с разделом 10 Договора N 108Е расчетным периодом является календарный месяц, окончательные расчеты - до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
В период с октября 2014 года по март 2015 года АО "Мурманэнергосбыт" поставило в спорные жилые дома тепловую энергию, для оплаты которой выставило абоненту счета.
Неоплата тепловой энергии послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, сделав вывод о том, что ООО "Мурманэнергострой", передавшее спорные дома заказчику по акту от 30.10.2014, обязано оплатить стоимость тепловой энергии, поставленной в дома, в октябре 2014 года; Администрация обязана оплатить - за период с 01.11.2014 по 20.01.2015, то есть до передачи домов в управление управляющей организации. В остальной части иска к Администрации суды отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене в части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункт 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что Администрация в качестве заказчика 27.11.2012 заключила с ООО "Мурманэнергострой" (подрядчик) Муниципальный контракт на строительство двух малоэтажных домов по типовым проектам для переселения населения из аварийных домов.
Заместителем главы Администрации 24.09.2014 подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении двух спорных домов (т.д. 1, л. 89 - 91).
В письме 02.10.2014 N 2975, направленном в адрес истца, ООО "Мурманэнергострой" и Администрация ходатайствовали о временном подключении строящегося объекта "Два 24-х квартирных дома" по ул. Кирова д. 11 и д. 9 к тепловым сетям на период окончания строительных работ без узла учета тепловой энергии и теплового пункта, гарантировали установку тепловых пунктов с узлами учета к 15.11.2014 (т.д. 1, л. 50).
Между ООО "Мурманэнергострой" и Администрацией 30.10.2014 подписан акт от 30.10.2014 N 17/09/14/1 о приемке законченного строительством объекта в отношении спорных домов (т.д. 2, л. 17 - 19).
В письме от 13.11.2014 N 131114/1, направленном в адрес истца, ответчики ходатайствовали о продлении разрешения временного подключения строящегося объекта к тепловым сетям на период окончания строительства без узла учета тепловой энергии и теплового пункта, гарантировали их установку закончить до 31.12.2014 (т.д. 1, л. 92).
Акт осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей подписан уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора 07.04.2015 (т.д. 1, л. 143). Разрешение на допуск энергоустановки для проведения пусконаладочных работ выдано Ростехнадзором 07.04.2015 (т.д. 1, л. 142). Согласно названному разрешению энергоустановки спорных домов соответствуют техническим условиям, требованиям проектной документации и допускаются в эксплуатацию. Срок разрешения с 07.04.2014 по 07.09.2015.
Согласно пункту 2 постановления главы Администрации от 21.01.2015 N 10 "О передаче домов в управление МУП "ЖЭК" на время проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации Администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района" (далее - Постановление N 10) (т.д. 4, л. 27) Администрация должна заключить договор управления многоквартирными домами с МУП "ЖЭК" на время проведения конкурса.
Администрация и МУП "ЖЭК" 21.01.2015 заключили договоры управления спорными многоквартирными домами, согласно которым МУП "ЖЭК" предоставляет собственникам и пользователям помещений коммунальные услуги.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Мурманэнергострой", являясь подрядчиком по Муниципальному контракту, передало по акту от 30.10.2014 Администрации (заказчику) построенные жилые дома. В связи с этим суды сделали обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании с ООО "Мурманэнергострой" 155 614 руб. 37 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной в дома в октябре 2014 года, и соответствующих процентов подлежит удовлетворению.
При рассмотрении требования истца о взыскании с Администрации 1 524 775 руб. 27 коп., составляющих задолженность по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной в период с 01.11.2014 по март 2015 года, суды признали его обоснованным на сумму 808 592 руб. 38 коп., составляющих задолженность за период с 01.11.2014 по 20.01.2015.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу статьи 210 ГК РФ Администрация, как собственник жилых домов, является лицом, обязанным оплатить стоимость тепловой энергии поставленной в спорные жилые дома, в период с 01.11.2015 по 20.01.2015, то есть до передачи домов в управление управляющей организации и передачи квартир гражданам по договору социального найма и в собственность.
Отказывая в части требования истца к Администрации о взыскании 716 182 руб. 89 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 21.01.2015 по 31.03.2015, суды исходили из того, что в этот период в отношении спорных домов был заключен договор управления между Администрацией и управляющей компанией (МУП "ЖЭК"), согласно которому последняя должна обеспечивать жилые дома коммунальными ресурсами, в том числе горячей водой и отоплением. Часть квартир передана гражданам по договорам социального найма и договорам мены. В связи с этим суды пришли к выводу, что Администрация перестала быть лицом, обязанным оплачивать стоимость тепловой энергии, потребленной жилыми домами.
Между тем, удовлетворяя иск к Администрации частично, суды не учли следующее.
В силу пункт 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2.4.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Пунктом 2.4.11 Правил N 115 предусмотрено, что включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию.












































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)