Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2016 N Ф08-2027/2016 ПО ДЕЛУ N А32-15656/2015

Требование: О признании недействительным предупреждения антимонопольного органа.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган выдал обществу предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", путем рассмотрения оферты с принятием мер к заключению договора водоотведения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу N А32-15656/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Морозова В.М. (доверенность от 10.03.2016), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью Краснодар-Девелопмент" - Алешина В.П. (доверенность от 19.04.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-15656/2015, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным предупреждения от 16.04.2015 N 6925.
Решением от 18.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что управление, установив в действиях общества признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), правомерно в соответствии со статьей 39.1 Закона выдало предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что ООО "Краснодар Девелопмент" не обращалось к обществу с заявкой на подключение объекта к централизованной сети водоотведения. По мнению подателя жалобы, ОАО "АТЭК", подключая ООО "Краснодар Девелопмент" к сетям водоотведения, не согласовало выданные технические условия с обществом и не внесло плату за подключенную нагрузку, что нарушает порядок подключения к централизованным сетям водоотведения. Договор аренды, заключенный ОАО "АТЭК" и обществом, является ничтожным. ОАО "АТЭК" не является абонентом общества и смежной организацией, осуществляющей подключение к сетям водоотведения.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в жалобе. Представитель ООО "Краснодар Девелопмент" просил в удовлетворении жалобы отказать, пояснив, что канализационный коллектор до городской канализационной сети построен за счет застройщика объектов жилого комплекса по согласованию с обществом, которое указало параметры коллектора и точку присоединения его к городской системе канализации; фактическая загруженность очистных сооружений составляет 13%, увеличение пропускной мощность принадлежащих обществу объектов в связи с технологическим присоединением коллектора не требовалось.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в письме от 23.03.2015 N 04-2523 общество отказало ООО "Краснодар-Девелопмент" в заключении договора водоотведения в отношении объекта капитального строительства: "Жилая застройка площадью 75 га, расположенная на территории 1 -го отделения КНИИСХ в Прикубанском округе города Краснодара", поскольку выданные ОАО "АТЭК" технические условия на подключение объекта к сетям водоотведения не согласованы с обществом.
ООО "Краснодар-Девелопмент" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, уклонившегося от заключения договора водоотведения.
Управление выдало обществу предупреждение от 16.04.2015 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в срок до 05.05.2015 путем рассмотрения оферты ООО "Краснодар-Девелопмент" с принятием мер к заключению договора водоотведения в соответствии с разделом II Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в подлежащей применению редакции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона. Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к деятельности субъектов естественных монополий. Общество осуществляет деятельность, отнесенную к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 4 Правил N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. В силу пункта 8 Правил N 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации). Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления (пункт 9 Правил).
В соответствии со статьей 17 Правил N 644 к заявке абонента прилагаются следующие документы копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения; доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя абонента, действующего от имени абонента, на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (для физических лиц - копия паспорта, иного документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); документы, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также сведения, необходимые для определения объемов потребленной воды, отведенных сточных вод расчетным методом при отсутствии приборов учета, в том числе степень благоустройства и этажность объектов, количество проживающих, площади жилых и нежилых помещений объектов, общие площади многоквартирных домов и жилых домов, площади земельных участков под полив - для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах, собственников (пользователей) жилых домов; копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях (договор подключения, условия подключения (технологического присоединения) или иные документы); копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной; схема размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод; копия документа, подтверждающего право пользования земельным участком, с территории которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, - для абонентов, в границах эксплуатационной ответственности которых осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. В силу пункта 39 Правил договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.
Суды установили, что ОАО "АТЭК" (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 03.02.2015, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование сети водоотведения (напорный канализационный коллектор диаметром 800 мм), общей протяженностью около 3,7 км, расположенные в г. Краснодаре: от камеры в районе улицы Западный обход (х=16946.87; у=11361.42) до камеры гашения напора в районе улицы Калинина (х=19476.58; у=13407.7). В приложении N 2 к договору содержится перечень адресов, по которым ранее выданы технические условия на подключение к сетям водоотведения, в который входит ООО "Краснодар-Девелопмент" - 1-я очередь, с максимальным объемом нагрузки 1600 м3/сутки. Согласно пункту 8.1 договора выданные ранее арендодателем (до подписания настоящего договора) технические условия, указанные в Приложении N 2, считаются сторонами действительными.
ОАО "АТЭК" 23.01.2013 выдало ООО "Краснодар-Девелопмент" технические условия на подключение к сетям канализации объекта капитального строительства "Жилая застройка площадью 75 га, расположенная на территории 1-го отделения КНИИСХ в Прикубанском округе города Краснодара". Согласно справке от 01.10.2014, выданной ОАО "АТЭК" обществу, технические условия на подключение к сетям канализации указанного объекта капитального строительства ООО "Краснодар-Девелопмент" выполнило в полном объеме. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что объект ООО "Краснодар-Девелопмент" на основании выполненных технических условий от 23.01.2013 подключен к сетям водоотведения ОАО "АТЭК" в рамках имеющегося у ОАО "АТЭК" объема водоотведения и без увеличения объема сброса вод.
Довод общества о ничтожности договора аренды от 03.02.2015 N 22/15/15 на том основании, что ОАО "АТЭК" не является собственником переданного в аренду имущества, отклоняется. Суды установили, что ЗАО "Немецкая деревня" и ОАО "АТЭК" заключили договор купли-продажи от 15.12.2012, по условиям которого ЗАО "Немецкая деревня" передало ОАО "АТЭК" в собственность сооружение (коллектор) и сети водоснабжения, расположенные по адресу: г. Краснодар, Прикубанский административный округ, от ж/к "Немецкая деревня" до ул. Калинина со следующими характеристиками: напорный коллектор: протяженность 10 502 м; сечение труб: Ду500 мм-4 414 м, Ду800 мм-3672; устройство водопровода: Ду225 мм в п. Северный, протяженностью 1 090 м. Согласно кадастровому паспорту канализационная сеть, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, от камеры до ул. им. Калинина, лит. КН, введена в эксплуатацию в 2012 году. Общество фактически пытается оспорить право собственности ОАО "АТЭК" на переданное ему в аренду имущество, в то время как, находясь с ОАО "АТЭК" в обязательственных отношениях по поводу аренды, оно не представило доказательств обладания какими-либо вещными правами на арендуемое имущество, поэтому в сферу его материальных интересов не входит исследование вопроса о том, на каких основаниях ОАО "АТЭК" предоставило имущество в аренду. По акту приема-передачи сетей водоотведения (канализации) от 03.02.2015 канализационный коллектор, к которому технологически присоединены объекты ООО "Краснодар-Девелопмент", передан обществу. Доводы о том, что арендованным имуществом общество не пользуется и возвратило его ОАО "АТЭК", не заявлены.
ООО "Краснодар-Девелопмент" обратилось к обществу с заявкой на заключение договора водоотведения после заключения договора аренды от 03.02.2015. Суды пришли к выводу, что данная заявка соответствовала требованиям Правил N 644.
Таким образом, суды установили, что общество, являясь субъектом естественной монополии и имея возможность оказывать услуги по водоотведению, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции уклонилось от заключения договора с ООО "Краснодар-Девелопмент". При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у антимонопольного органа имелись достаточные данные, указывающие на наличие признаков нарушения законодательства о защите конкуренции. Указанные обстоятельства по смыслу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции послужили законным основанием для выдачи обществу оспариваемого предупреждения.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу N А32-15656/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г.КАЛАШНИКОВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Ю.В.МАЦКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)