Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-20972/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N А60-20972/2017


Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 22 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Окишевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-20972/2017 по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Кузнецов А.В., представитель по доверенности N 29-05-36-09 от 09.01.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено, заявлений и ходатайств не поступило.

ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту ГЖИСН СО о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-09-08-131 от 28.03.2017.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, полагает оспариваемый акт законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Департаментом ГЖИСН СО в период с 28.02.2017 по 28.03.2017 на основании приказа N 29-09-06-131 от 22.02.2017 и обращения жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обязательных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) в части соблюдения обязательных требований к управлению многоквартирным домом по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 5 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге.
По результатам проверки установлено, что в действиях ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" содержатся признаки нарушения обязательных требований ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации к управлению многоквартирным домом по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме путем предъявления к оплате платежных документов жителям многоквартирного дома N 5 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге при отсутствии сведений о данном многоквартирном доме в перечне управляемых ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", являющимся неотъемлемой частью реестра лицензий Свердловской области.
В связи с выявленными нарушениями ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" выдано предписание N 29-09-08-131 от 28.03.2017 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Предписанием ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" предписано обеспечить соблюдение обязательных требований по выставлению платежных документов, а именно: прекратить выставлять платежные документы жителям многоквартирного дома N 5 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге в части платы за коммунальные услуги теплоснабжения и поставки горячей воды, отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, энергоснабжения в отсутствие сведений об управлении указанным многоквартирным домом в реестре лицензий Свердловской области.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом доводов и возражений сторон, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является государственным органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" после 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается.
В соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской области управляющей организации ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" предоставлена бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области от 04.06.2015 N 318.
Согласно ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Указанный реестр размещен в свободном доступе на официальном сайте Департамента www.nadzor.midural.ru в разделе "лицензирование и лицензионный контроль".
В силу ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат (управляющая компания) вправе осуществлять управление домом при совокупности следующих условий:
- - размещение на официальном сайте для раскрытия информации об управлении домом;
- - внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
- - заключение и вступления в силу договора управления многоквартирном домом.
При отсутствии одного из вышеизложенных условий управляющая компания не вправе осуществлять управление многоквартирным домом.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, собственники помещений вправе в любое время отказаться от исполнения договора управления и избрать иной способ управления многоквартирным домом (управляющую компанию). Внесение в договор управления условия о его расторжении в течение определенного срока после принятия решения собственниками ограничивает исключительные права собственников на выбор (смену) способа управления домом, в связи с чем таковое условие не подлежит применению, и не может препятствовать собственникам в изменении способа управления домом в любое время.
Как следует из материалов дела, на основании заявления и протокола общего собрания собственников указанный в протоколе многоквартирный дом был включен в перечень домов, являющийся неотъемлемой частью реестра лицензий Свердловской области, управление которыми осуществляет управляющая компания ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
При этом, правоотношения по управлению домом, исполнению договора управления возникли между собственниками помещений и избранной собственниками управляющей компанией - ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
С даты внесения изменений в реестр лицензий, осуществлять управление домом вправе тот лицензиат (управляющая компания), в перечне управляемых домов которого включен соответствующий многоквартирный дом.
Доводы заявителя о наличии договоров с ресурсоснабжающими организациями судом отклоняются.
Согласно п. 32 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Таким образом, договоры ресурсоснабжения, заключенные между заявителем и ресурсоснабжающими организациями, подлежали прекращению в силу прямого указания нормативного акта.
В соответствии с п. 26 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 договоры управляющей организации с организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организациями, осуществляющими проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, прекращаются одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Учитывая вышеизложенное, в силу прямого указания названных норм права, действие договоров как ресурсоснабжения так и иных, направленных на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений дома, заключенных управляющей организацией с соответствующими контрагентами прекращается при исключении дома из перечня домов, являющегося неотъемлемой частью реестра лицензий Свердловской области, управление которым осуществляет лицензиат (управляющая компания).
При данных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)