Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 13АП-11446/2017 ПО ДЕЛУ N А42-3626/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 13АП-11446/2017

Дело N А42-3626/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Поповой Н.М., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11446/2017) Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2017 по делу N А42-3626/2016 (судья Кузнецова О.В.),
принятое по иску товарищества собственников недвижимости "ПЗ 2" к Комитету по жилищной политике администрации г. Мурманска
3-и лица: 1. Администрация города Мурманска,
2. Управление финансов администрации г. Мурманска,
3. Публичное акционерное общество "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ",
4. Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области",
5. Общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРНЫЙ ГОРОД",
6. Государственная жилищная инспекция Мурманской области,
7. Муниципальное казенное учреждение "Новые формы управления",
8. Комитет имущественных отношений г. Мурманска
о взыскании
установил:

Товарищество собственников недвижимости "ПЗ 2" (далее - ТСН "ПЗ 2", Товарищество, ТСН) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с муниципального образования город Мурманск (далее - ответчик) в лице администрации города Мурманска (далее - Администрация) 44 450,55 руб. задолженности по возмещению расходов на установку пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 2 по ул. Полярные Зори в г. Мурманске.
Определением от 31.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО г. Мурманска) и Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - КЖП г. Мурманска).
Определением от 25.07.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление и публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - ПАО "Мурманская ТЭЦ").
Определением от 20.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее - НКО "ФКР МО") и Общество с ограниченной ответственностью "Северный город" (далее - ООО "Северный город").
Определением от 20.10.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципальное образование город Мурманск в лице Администрации на - муниципальное образование город Мурманск в лице КЖП г. Мурманска; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация и Государственная жилищная инспекция по Мурманской области (далее - ГЖИ Мурманской области).
Определением от 19.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Новые формы управления" (далее - ММБУ "НФУ"). В соответствии со статьей 124 АПК РФ в связи с изменением организационно-правовой формы ММБУ "НФУ" надлежащим наименованием третьего лица является муниципальное казенное учреждение "Новые формы управления" (далее - МКУ "НФУ").
Решением суда от 04.04.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель КЖП г. Мурманска просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что проведение спорных работ должно осуществляться в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах.
11.05.2017 в суд от представителя Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
05.06.2017 отзыв поступил от Управления.
29.06.2017, 04.07.2017 судом получены отзывы от МКУ "НФУ".
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу. Апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного в городе Мурманске по адресу: улица Полярные Зори, дом 2 (далее - Дом, МКД), оформленного протоколом общего собрания собственников от 25.01.2015 N 1, в МКД избран способ управления ТСН, принято решение о создании ТСН "ПЗ 2".
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Мурманска и свидетельству о государственной регистрации права серии 51-АВ N 321104 в составе имущества муниципального образования город Мурманск учтены следующие помещения, расположенные в Доме: нежилое помещение (подвал/1а, 1-3, 3а, 4-10), общей площадью 367,9 кв. м; объект жилищного фонда (3-комнатная квартира) общей площадью 60,9 кв. м, реестровый N 51:О:Ж-001:002:000-018:0 (квартира N 18); объект жилищного фонда (2-комнатная квартира) общей площадью 50,4 кв. м, реестровый N 51:О:Ж-001:002:000-050:0 (квартира N 50).
Бойлер, питающий Дом, размещен в многоквартирном доме N 19 по пр. Ленина г. Мурманска.
В ходе обследования, проведенного 10.06.2015 комиссией в составе представителей ММБУ "НФУ", ООО "Северный Город", ОАО "Мурманская ТЭЦ", проведен осмотр общего технического состояния кожухотрубного водоподогревателя в доме N 19 по пр. Ленина, обеспечивающего горячим водоснабжением указанный многоквартирный дом и дом N 2 по улице Полярные Зори, по результатам которого бойлер признан не выдержавшим испытание давлением на герметичность. Выработка трубных досок составляет 70-90%. Дальнейшая эксплуатация бойлера не разрешена (т. 2 л.д. 94).
В 2015 году ГЖИ Мурманской области в отношении ТСН "ПЗ 2" проведена проверка ввиду обращения граждан с жалобами на некачественное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе проверки выявлено, что горячее водоснабжение в Доме отсутствует с 09.06.2015 в связи с выбраковкой бойлера, установленного в доме 19 по пр. Ленина.
Результаты проверки оформлены актом от 15.09.2015 N 1337 (т. 2 л.д. 124-126).
В связи с выявленными нарушениями ГЖИ Мурманской области в адрес ТСН "ПЗ 2" выдано предписание от 16.09.2015 N 662/24 выполнить все необходимые мероприятия по обеспечению собственников Дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению в соответствии с нормативными требованиями (т. 2 л.д. 130).
Письмом от 02.09.2015 N 28-08-03/4715 КЖП г. Мурманска на обращение ТСН "ПЗ 2" сообщило, что принятие решения по вопросу монтажа теплового пункта в многоквартирном доме 19 по пр. Ленина в г. Мурманске и порядке финансирования указанных работ относится к компетенции общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах. В сложившейся ситуации обслуживание (ремонт) бойлера должны осуществлять не только ООО "Северный город", являющееся управляющей организацией многоквартирного дома N 19 по пр. Ленина, но и ТСН "ПЗ 2", осуществляющее управление многоквартирным домом N 2 по ул. Полярные Зори (т. 2 л.д. 95-96).
В октябре 2015 года проведено общее собрание собственников помещений Дома в форме очно-заочного голосования. Результаты голосования оформлены протоколом от 02.11.2015 N 4 (т. 1 л.д. 18-20).
По вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, собственниками приняты следующие решения:
1) Утверждено проведение работ по установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения для многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 19 и ул. Полярные Зори, д. 2 в долевом участии (Вопрос N 3 повестки);
2) Утверждена смета расходов на выполнение работ по установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения для многоквартирного дома N 2 по ул. Полярные Зори в сумме 319 291 руб. 55 коп. (Вопрос N 4 повестки);
3) Утвержден источник финансирования работ по установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения для многоквартирного дома N 2 по ул. Полярные Зори за счет дополнительных средств собственников помещений (Вопрос N 5 повестки);
4) Утвержден следующий порядок финансирования работ по установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения для многоквартирного дома N 2 по ул. Полярные Зори:
- - 1-й взнос (предоплата 50%) - 159 645,77 руб. - 46,38 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащей собственнику - до 01.12.2015;
- - 2-й взнос - 53 215,26 руб. - 15,46 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащей собственнику - до 01.01.2016;
- - 3-й взнос - 53 215,26 руб. - 15,46 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащей собственнику - до 01.02.2016;
- - 4-й взнос - 53 215,26 руб. - 15,46 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащей собственнику - до 01.01.2016;
- - итого 319 291,55 руб. - 92,76 руб. с 1 кв. м общей площади помещения, принадлежащей собственнику (Вопрос N 6 повестки).
От имени муниципального образования город Мурманск в собрании собственников участвовало ММБУ "НФУ" в лице представителя Грачикова А.Н., действующего на основании доверенности от 29.10.2015 N 05-09/3261 (т. 1 л.д. 22).
Доля муниципального образования город Мурманск в общем имуществе многоквартирного дома составляет 13,96%.
Возражений по вопросам повестки дня у муниципального образования не имелось. Представитель собственника голосовал "ЗА" по всем вопросам повестки общего собрания собственников, что подтверждается представленным в материалы дела листом решений (т. 1 л.д. 21).
Для выполнения работ по установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения между ООО "Актив-Энерго" (Подрядчик) и ТСН "ПЗ 2" (Заказчик) заключен договор подряда N 85 от 12.11.2015 (далее - Договор).
Обязательства по договору подряда исполнены обеими сторонами, 23.12.2015 между Заказчиком и Подрядчиком подписан акт N 171 приемки выполненных работ, в соответствии с которым работы по Договору выполнены в полном объеме и в срок (т. 1 л.д. 29).
ТСН "ПЗ 2" перечислило ООО "Актив-Энерго" 319 291,55 руб. стоимости работ по Договору (т. 1 л.д. 154-157).
При проведении ГЖИ Мурманской области в отношении ТСН "ПЗ 2" повторной проверки составлен акт от 28.12.2015 N 2507, в котором зафиксировано выполнение мероприятий, указанных в предписании от 16.09.2015 N 662/24, и отсутствие нарушений в части оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению (т. 2 л.д. 127-129).
Направленные в адрес ответчика счета от 29.02.2016 NN 12, 13 на оплату целевого взноса (установка пластинчатого теплообменного аппарата системы ГВС) оставлены без оплаты.
Письмом от 26.02.2016 N 05-16-05/558 Администрация сообщила ТСН "ПЗ 2" о том, что финансирование работ, связанных с установкой пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения в Доме, сводной бюджетной росписью расходов бюджета муниципального образования г. Мурманск на 2016 год не предусмотрено, что послужило основанием для обращения ТСН "ПЗ 2" в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В силу пункта 1.1. статьи 158 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты.
Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (пункт 3 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 3 статьи 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (пункт 2 статьи 158 ЖК РФ).
В рассматриваемом деле речь идет не о расчетах между собственником помещения и фондом капитального ремонта по уплате взносов на капитальный ремонт, а о взыскании неосновательного обогащения, возникшего на стороне собственника, принявшего решение о финансировании работ по проведению срочного капитального ремонта, но уклоняющегося от возмещения ТСН фактически понесенных им расходов.
В данном случае, о необходимости проведения срочного капитального ремонта и несения собственниками помещений расходов на капитальный ремонт свидетельствуют представленные в материалы дела акт приемки кожухотрубного бойлера от 10.06.2015 и предписание ГЖИ Мурманской области в адрес ТСН "ПЗ 2" от 16.09.2015 N 662/24.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что утвержденный целевой взнос на капитальный ремонт бойлера, не является средствами фонда капитального ремонта по смыслу Главы 15 ЖК РФ.
Судом обоснованно учтено, что согласно программе, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы" многоквартирный дом N 2 по ул. Полярные Зори включен в программу для выполнения работ по ремонту системы ГВС со сроком 2038 - 2040 гг.
Тот факт, что формирование фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома N 2 по ул. Полярные Зори осуществляется на счете НКО "ФКР МО", не может служить основанием для освобождения муниципального образования город Мурманск как собственника жилых и нежилых помещений, расположенных в данном жилом многоквартирном доме, от возмещения фактически понесенных ТСН расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Решение об установке пластинчатого теплообменного аппарата системы горячего водоснабжения для Дома за счет дополнительных средств собственников помещений принято общим собранием собственников, в том числе и муниципальным образованием город Мурманск.
В данном случае именно Комитет является лицом, обязанным произвести оплату, что в том числе подтверждается Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484, которым утверждено положение о комитете, согласно которому комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере. Комитет осуществляет возмещение управляющим организациям расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно доле пустующих жилых муниципальных помещений в праве общей собственности, а также оплату коммунальных услуг по данным помещениям в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации города.
Одной из основных задач комитета, является решение вопросов организации в границах города Мурманска, в том числе, теплоснабжения населения и водоотведения (пункт 3.12. Положения).
Пунктом 4.28.3 Положения о комитете по жилищной политике администрации города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска N 37-484 от 31.05.2014, предусмотрено, что осуществление уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в части муниципальных помещений в многоквартирных домах от лица муниципального образования город Мурманск осуществляет КЖП г. Мурманск.
Указанное свидетельствует о том, что в спорных правоотношениях от имени муниципального образования выступает именно Комитет, который, как справедливо установил суд первой инстанции, является надлежащим ответчиком по делу.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2017 по делу N А42-3626/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.САВИНА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)