Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017 по делу N А35-11710/2016 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123) о признании незаконным и отмене решения от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016,
установил:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии УФАС по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 о признании Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции от 26.07.2016 N 135-ФЗ в части не размещения в установленном порядке (ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016. Решением Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017, принятым по настоящему делу, было признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 а также взыскано с Федеральной антимонопольной службы по Курской области в пользу Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" 3000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушили часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части неразмещения в установленном порядке (ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016, что является ограничением конкуренции и нарушением прав потенциальных участников торгов на получение информации о закупках на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе.
При этом считает, что указанные нарушения являются значительными, поскольку лица, заинтересованные в участии в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчиков с даты вступления в силу ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о проведении торгов - zakupki.gov.ru, а не на сайте организаторов торгов.
Считает, что нарушения, допущенные при проведении торгов на право заключения договора на выполнение вышеуказанных работ, повлекли нарушение прав потенциальных участников торгов, которые не получили информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в конкурсе.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.07.2017 по 25.05.2017.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ним, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.05.2016 на официальном сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф размещено извещение о проведении открытого конкурса N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Конкурс проводится на основании Постановления Администрации Курской области от 11.07.2014 N 419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок привлечения подрядных организаций), а также Постановления Администрации Курской области от 24.06.2016 N 441-па "Об утверждении Временного порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области "подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Временный порядок).
Организатором конкурса согласно указанному постановлению определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
В ходе анализа конкурсной документации открытого конкурса N 62.КР.2016 Комиссией УФАС по Курской области при рассмотрении дела N 02-08-85-2016 установлено, что Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" при проведении открытого конкурса N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год информация о данных закупках не была размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенной ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
По результатам рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС по Курской области решением от 22.08.2016 (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2016) признал Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не размещения в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Не согласившись с вышеуказанным решением УФАС по Курской области, Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. Оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из недоказанности УФАС нарушений ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства соответствующими органами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на дату размещения информации о проведении конкурса N 62.КР.2016, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 176-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Закон был опубликован 30.06.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 8 статьи 12 названного Закона определено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация, подлежащая размещению региональным оператором в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в такой единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Единая информационная система в сфере закупок была введена в эксплуатацию Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которым утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1414 официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 указанного постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление опубликовано 31.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что довод управления о нарушении фондом требований части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в связи с неразмещением информации о проведении конкурса N 62.КР.2016 в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru обоснован.
Фонд должен был разместить 30 мая 2016 информацию о конкурсе N 62.КР.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети Интернет, однако он разместил информацию только на своем сайте "фондкр46.рф".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа, что указанные нарушения являются значительными, поскольку лица заинтересованные в участие в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчика с даты вступления в силу ч. 1.1. ст. 189 ЖК РФ, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении вышеуказанных торгов www.zakupki.gov.ru, а не на сайте организатора торгов.
Неразмещение информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в вышеуказанном конкурсе.
При таких обстоятельствах, Управление на законных основаниях вынесло решение N 02-08-85-2016, согласно которому в действиях фонда признано нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Необходимость же размещения информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru определена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного Суда Центрального округа от 18.05.2017 по делу N А35-7498/2016.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017 по делу N А35-11710/2016 отменить.
В удовлетворении требований Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 19АП-2986/2017 ПО ДЕЛУ N А35-11710/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А35-11710/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017 по делу N А35-11710/2016 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123) о признании незаконным и отмене решения от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016,
установил:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии УФАС по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 о признании Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции от 26.07.2016 N 135-ФЗ в части не размещения в установленном порядке (ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016. Решением Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017, принятым по настоящему делу, было признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 а также взыскано с Федеральной антимонопольной службы по Курской области в пользу Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" 3000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что действия Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушили часть 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части неразмещения в установленном порядке (ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016, что является ограничением конкуренции и нарушением прав потенциальных участников торгов на получение информации о закупках на предусмотренном федеральным законодательством информационном ресурсе.
При этом считает, что указанные нарушения являются значительными, поскольку лица, заинтересованные в участии в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчиков с даты вступления в силу ч. 1.1. ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о проведении торгов - zakupki.gov.ru, а не на сайте организаторов торгов.
Считает, что нарушения, допущенные при проведении торгов на право заключения договора на выполнение вышеуказанных работ, повлекли нарушение прав потенциальных участников торгов, которые не получили информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в конкурсе.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.07.2017 по 25.05.2017.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ним, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.05.2016 на официальном сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф размещено извещение о проведении открытого конкурса N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Конкурс проводится на основании Постановления Администрации Курской области от 11.07.2014 N 419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок привлечения подрядных организаций), а также Постановления Администрации Курской области от 24.06.2016 N 441-па "Об утверждении Временного порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области "подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Временный порядок).
Организатором конкурса согласно указанному постановлению определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
В ходе анализа конкурсной документации открытого конкурса N 62.КР.2016 Комиссией УФАС по Курской области при рассмотрении дела N 02-08-85-2016 установлено, что Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" при проведении открытого конкурса N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год информация о данных закупках не была размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенной ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
По результатам рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС по Курской области решением от 22.08.2016 (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2016) признал Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не размещения в установленном порядке (ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации) на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru,) информации об открытом конкурсе N 62.КР.2016 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 год.
Не согласившись с вышеуказанным решением УФАС по Курской области, Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. Оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из недоказанности УФАС нарушений ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства соответствующими органами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на дату размещения информации о проведении конкурса N 62.КР.2016, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 176-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Закон был опубликован 30.06.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 8 статьи 12 названного Закона определено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информация, подлежащая размещению региональным оператором в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в такой единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Единая информационная система в сфере закупок была введена в эксплуатацию Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которым утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1414 официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 указанного постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление опубликовано 31.12.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что довод управления о нарушении фондом требований части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в связи с неразмещением информации о проведении конкурса N 62.КР.2016 в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru обоснован.
Фонд должен был разместить 30 мая 2016 информацию о конкурсе N 62.КР.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети Интернет, однако он разместил информацию только на своем сайте "фондкр46.рф".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа, что указанные нарушения являются значительными, поскольку лица заинтересованные в участие в программе капитального ремонта многоквартирных домов, в качестве подрядчика с даты вступления в силу ч. 1.1. ст. 189 ЖК РФ, были осведомлены о том, что информацию о торгах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо отслеживать именно на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении вышеуказанных торгов www.zakupki.gov.ru, а не на сайте организатора торгов.
Неразмещение информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, не получивших информацию об их проведении, что не позволило им принять участие в вышеуказанном конкурсе.
При таких обстоятельствах, Управление на законных основаниях вынесло решение N 02-08-85-2016, согласно которому в действиях фонда признано нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Необходимость же размещения информации о торгах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru определена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного Суда Центрального округа от 18.05.2017 по делу N А35-7498/2016.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.03.2017 по делу N А35-11710/2016 отменить.
В удовлетворении требований Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22.08.2016 по делу N 02-08-85-2016 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)