Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2017 N Ф09-2020/17 ПО ДЕЛУ N А76-10706/2016

Требование: О признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации многоквартирного дома предписано выполнить ремонт в местах повреждений; инициировать и провести собрание собственников дома по вопросу переноса срока ремонта кровли по программе регионального оператора; оформить документы и подать заявку региональному оператору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. N Ф09-2020/17

Дело N А76-10706/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-10706/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными п. 2, 3 предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16.
Решением суда от 17.10.2016 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судами неверно дана оценка ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления, то есть данная норма говорит о праве, а не об обязанности управляющих компаний созывать общее собрание собственников, следовательно, требование инспекции о проведении общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, д. 48, по вопросу переноса срока ремонта кровли, не предусмотрено действующим законодательством.
Общество считает, что поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N 48, расположенного в г. Челябинске по ул. Героев Танкограда, формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора (согласно информации, раскрытой на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства www.reformagkh.ru, www.gosuslugi.ru), соответственно, управляющая организация не имеет обязательств перед собственниками по проведению капитального ремонта в силу закона; кроме того, согласно ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования, однако собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, д. 48, осуществляется перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (согласно информации, раскрытой на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства www.reformagkh.ru), в связи с этим право переноса проведения капитального ремонта кровли на более ранние сроки для собственников помещений многоквартирного дома N 48, расположенного в г. Челябинске по ул. Героев Танкограда, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, жилищным законодательством, не предусмотрено. Таким образом, требование о проведении общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта кровли в более ранние сроки незаконно.
Заявитель жалобы указывает на то, что исполнение предписания приведет к возникновению у общества дополнительных расходов, не предусмотренных договором управления, что влечет нецелевое расходование денежных средств, собранных собственниками помещения в целях обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества; кроме того, результаты общего собрания невозможно реализовать, поскольку собственники помещений указанного жилого дома не имеют права переносить срок проведения капитального ремонта без изменения способа формирования его фонда.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением 03.03.2016 собственника жилого помещения в многоквартирном доме N 48, расположенном в г. Челябинске по ул. Героев Танкограда, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 21.03.2016 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 22.03.2016 и выдано предписание от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16, в соответствии с которым обществу предписано выполнить ремонт в местах повреждений (п. 1, 2 предписания) со сроком исполнения до 30.06.2016; инициировать и провести собрание собственников жилого дома по вопросу переноса срока ремонта кровли по программе регионального оператора; оформить документы и подать заявку региональному оператору с копией в правительство области (п. 3 предписания) со сроком исполнения до 01.05.2016.
Полагая, что п. 2, 3 предписания инспекции от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16 вынесены незаконно и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия п. 2, 3 оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подп. 6 п. 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, жилищной инспекции для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Судами сделан правильный вывод о том, что проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Челябинской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений отнесены к полномочиям инспекции.
В силу положений п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ч. 1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора, и осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта является правовым ориентиром и федеральное законодательство не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объема, и при наличии к тому оснований - соответствующих изменений (дополнений) региональной программы путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации.
Согласно ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу с 30.06.2015, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из разъяснений Министерства строительства Российской Федерации, изложенных в письме от 28.08.2015 N 27535-ОЛ/04, следует, что из взаимосвязанных положений ч. 4 и ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник(и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на указанных лиц, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по осуществлению всех необходимых процедур.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, на управляющей организации лежит обязанность по инициированию проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу необходимости проведения капитального ремонта с возложением на нее обязанности по осуществлению всех необходимых процедур, связанных с проведением такого собрания.
Суды, установив, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и является лицом, действующим в данных отношениях в интересах собственников помещений, при наличии к тому оснований она правомочна предложить собственникам включить в повестку общего собрания вопрос о переносе срока капитального ремонта кровли по программе регионального оператора, пришли к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-10706/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)