Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2017 N 11АП-14479/2017 ПО ДЕЛУ N А65-9207/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N А65-9207/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Заляевой Д.Р. (доверенность от 30.06.2017),
от ООО "Мегаполис"- представитель не явился, извещено,
от ООО "УК "Территория комфорта"- представителя Гладких А.И. (доверенность от 11.05.2017), Рожко М.В. (протокол),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 по делу N А65-9207/2017 (судья Хафизов И.А.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000054, ИНН 1655065579), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
третьи лица: ООО "Мегаполис", г. Казань, ООО "УК "Территория комфорта", г. Казань,
о признании незаконным решения по делу N Т04-70/2017, об отмене предписания от 27.03.2017 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства по делу N Т04-70/2017,
установил:

Муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N Т04-70/2017, а также о признании незаконным и отмене предписания от 27.03.2017 по делу N Т04-70/2017, выданного в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает, что Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, не обязывают орган местного самоуправления запрашивать сведения о выборе и реализации выбранного способа управления по вновь введенному многоквартирному дому.
Уполномоченный орган обязан провести такой конкурс и лишь соблюсти установленный Правилами порядок (процедуру) их проведения.
Сведений о реализации выбранного способа управления в Комитет до дня проведения открытого конкурса не представлено, что свидетельствует о том, что выбранный способ управления дольщиками не был реализован.
Передача части объекта долевого строительства участнику долевого строительства по акту к иным моментам возникновения права собственности не относится и подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке.
Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такой собственности.
По мере регистрации права собственности на жилые помещения собственники не лишены права отказаться от управляющей организации, выбранной по результатам открытого конкурса, и на своем общем собрании выбрать иной способ управления или выбрать другую управляющую многоквартирным домом организацию и заключить с ней договор управления.
В судебном заседании представители антимонопольного органа, ООО "УК "Территория комфорта" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.01.2017 было выдано разрешение N RU16301000-2-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома (далее - МКЖД) N 13 по ул. Азата Аббасова в г. Казани. Данный дом строился в рамках долевого строительства, после введения дома в эксплуатацию между застройщиком и дольщиками были подписаны акты приема-передачи помещений данного МКЖД.
После ввода в эксплуатацию МКЖД и подписания владельцами помещений в многоквартирном доме актов приема-передачи состоялся выбор управляющей организации в отношении указанного дома. В частности, собственники (владельцы) помещений в указанном МКЖД N 13 приняли решение о выборе способа управления данным МКЖД и о выборе управляющей организации, что подтверждается Протоколом общего собрания собственников помещений от 24.02.2017 и бюллетенями голосования. В голосовании приняли участие собственники помещений МКЖД, обладающие общей площадью 16 848, 2 кв. м, что составляет 69,1% от общего числа голосов. Кворум для проведения голосования имелся.
Согласно указанному выше протоколу собрания от 24.02.2017 способом управления МКЖД определен - управляющая организация, в качестве управляющей организации выбрана ООО "УК "Территория комфорта" (1660243227).
В январе 2017 года между гражданами, являющимися участниками долевого строительства, и ООО "УК "Территория комфорта" заключены договоры управления МКЖД.
06.02.2017 Комитет на официальном сайте в сети Интернет https://torgi.gov.ru/ разместил извещение N 060217/2662054/01 о проведении конкурса по отбору управляющей организации в отношении МКЖД N 13 по ул. Азата Аббасова в г. Казани.
07.03.2017 ООО "УК "Территория комфорта" в адрес Комитета направило письмо от 07.03.2017 исх. N 1718 о том, что собственниками помещений МКЖД проведены общие собрания, на которых были выбраны способ управления МКЖД и управляющая организация. Данное письмо получено Комитетом 07.03.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Несмотря на указанное письмо, 09.03.2017 состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации (протокол N 89вс от 09.03.2017), а 13.03.2017 состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации (протокол N 89з от 13.03.2017).
Конкурсной комиссией установлено, что на участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО "Управляющая компания "МЕГАПОЛИС", которая была признана победителем конкурса, что подтверждается протоколами N 89вс от 09.03.2017 и N 89з от 13.03.2017.
Решением комиссии антимонопольного органа по делу N Т04-70/2017 признана обоснованной жалоба ООО "УК "Территория комфорта" на действия заявителя при проведении торгов 13.03.2017 в форме открытого аукциона N 060217/2662054/01, Комитет был признан нарушившим требования ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Указанным решением антимонопольного органа установлено, что поскольку дольщики многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Азата Аббасова, д. 13, принявшие от застройщика по акту жилые помещения, выбрали способ управления многоквартирным домом и управляющую многоквартирным домом организацию на общем собрании (протокол от 24.02.2017), о чем Комитет был уведомлен 07.03.2017 письмом ООО "УК "Территория комфорта" за N 1718, то у Комитета отсутствовали основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.
На основании данного решения антимонопольным органом Комитету выдано предписание от 27.03.2017 N РХ-04/4759 о прекращении нарушения при организации и проведении конкурса, а именно: о необходимости отмены (аннулировании) торгов N 060217/2662054/01 на предмет "Право заключения договора управления многоквартирным домом 13 по ул. Азата Аббасова".
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Кодекса).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 Правил N 75 конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Пунктом 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что законодатель установил обязанность органа местного самоуправления по проведению конкурса только в тех случаях, когда собственники многоквартирного дома не выбрали способ его управления, либо такое решение не реализовали. Таким образом, приоритет отдается решению собственников дома.
Как уже отмечено выше, собственниками помещений в МКЖД на общем собрании, состоявшемся 24.02.2017, выбраны способ управления МКЖД и управляющая организация.
В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае решение общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме в установленном законом порядке не оспорено.
Поскольку на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и на дату рассмотрения заявок на участие в конкурсе Комитет был уведомлен о принятом собственниками помещений в МКЖД N 13 по ул. Азата Аббасова решении о выборе способа управления и управляющей организации, то у Комитета отсутствовали основания для проведения конкурса.
Довод заявителя о том, что сведений о реализации выбранного способа управления в Комитет до дня проведения открытого конкурса не представлено, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку на письме ООО "УК "Территория комфорта" N 1718 от 07.03.2017, направленном в Комитет, стоит входящий номер и дата Комитета: N р732/17 от 07.03.2017.
Непредставление заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов и иных сведений не может являться основанием для отказа в непроведении конкурса, поскольку невозможность представления договоров управления многоквартирным домом при обращении с письмом от 07.03.2017 была вызвана объективными обстоятельствами, а именно: с момента проведения собрания (24.02.2017) до момента обращения в Комитет с сообщением о выборе управляющей компании (07.03.2017) прошло незначительное количество времени (7 рабочих дней) для того, чтобы оформить и подписать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Между тем при рассмотрении в антимонопольном органе 23.03.2017 жалобы ООО "УК "Территория комфорта" были представлены оригиналы договоров управления, заключенных в январе 2017 года. Согласно пояснениям ООО "УК "Территория комфорта", данным в суде первой инстанции, управляющая компания в настоящее время продолжает осуществлять функции по управлению МКЖД и заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Доказательств того, что в спорном МКЖД коммунальные услуги не оказывались и не оказываются, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что Правила N 75 не обязывают орган местного самоуправления запрашивать сведения о выборе и реализации выбранного способа управления по вновь введенному многоквартирному дому и что уполномоченный орган обязан провести такой конкурс и лишь соблюсти установленный Правилами порядок (процедуру) их проведения, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, так как пункт 39 Правил N 75 обязывает не проводить конкурс в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что участник долевого строительства не вправе принимать на общем собрании решения о выборе способа управления домом и управляющей компании до момента государственной регистрации права собственности на помещение в МКЖД.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (пункт 2 статьи 16 Закона N 214-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов.
Следовательно, момент возникновения права собственности зависит непосредственно от действий участника долевого строительства.
Передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (статья 8 Закона N 214-ФЗ).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости с момента его передачи по подписываемому сторонами передаточному акту и, следовательно, с этого момента вправе реализовывать свое право на выбор управляющей организации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Принимая во внимание, что определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 Муниципальному казенному учреждению "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то с учетом положений ст. 110 АПК РФ, главы 25.3 НК РФ с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 по делу N А65-9207/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000054, ИНН 1655065579), г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)