Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Моисеевой И.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу N А05-3002/2017 (судья Меньшикова И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
товарищество собственников жилья "Полет" (ОГРН 1102901001940, ИНН 2901200739; место нахождения: 163061, г. Архангельск, ул. Воронина, д. 45, кв. 197; далее - заявитель, товарищество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 07.02.2017 N 01-10/46, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20 июня 2017 года признано незаконным и отменено постановление Инспекции от 7 февраля 2017 года N 01-10/46 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении товарищества.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что ограничение доступа Товариществу к общедомовому имуществу собственником квартиры 50 дома N 45 по ул. Воронина для проведения ремонтных работ, зафиксировано актом от 08.09.2016, однако до рассмотрения дела в суде 20.06.2017 Товариществом не предприняты принудительные меры для обеспечения доступа, в том числе в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству по упрощенной процедуре извещены надлежащим образом.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при внеплановой выездной проверке, проведенной в отношении Товарищества по обращению жителя, выявлены нарушения в содержании многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Воронина в г. Архангельске.
Составлен акт от 11 января 2017 года N А08/02-06/25.
Государственный жилищный инспектор составил в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 12 января 2017 года N А-08/02-08/4. Заявителю вменено нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Заместитель руководителя административного органа 7 февраля 2017 года вынес постановление N 01-10/46 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 07.02.2017 N 01-10/46, ссылаясь на отсутствие доказательств виновности заявителя.
Изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В статье 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Материалами дела подтверждается, что для собственников помещений многоквартирного дома N 45 по ул. Воронина в г. Архангельске в качестве способа управления выбрано Товарищество, что подтверждается Уставом Товарищества, утвержденным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава предметом деятельности Товарищества является, в том числе, обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно требованиям пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491) в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан. Содержание общего имущества включает в себя его осмотр ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Судом установлено, что общедомовая система электроснабжения находится в исправном состоянии. Жильцами квартиры N 50 дома 45 по ул. Воронина в г. Архангельске самовольно установлена дверь с врезным замком, перекрывающая доступ к общедомовому имуществу, самовольно демонтирован штатный осветительный прибор, самовольно установлен выключатель. Заявитель представил административному органу подтверждающие документы (акты, предписание жильцам кв. N 50).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановлением мирового судьи от 26 мая 2017 года по делу N 4-291/2017 производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Товарищества прекращено, в нем суд установил, что доступа в тамбур квартиры N 50 Товарищество не имеет.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что Товарищество предпринимало меры по соблюдению установленных законодательством норм по содержанию и обслуживанию жилого фонда до выявления правонарушения контролирующим органом.
Оценив обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие вины Товарищества в вышеназванном правонарушении.
При указанных обстоятельствах наличие в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, материалами дела не доказано.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу N А05-3002/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N А05-3002/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А05-3002/2017
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Моисеевой И.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу N А05-3002/2017 (судья Меньшикова И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
товарищество собственников жилья "Полет" (ОГРН 1102901001940, ИНН 2901200739; место нахождения: 163061, г. Архангельск, ул. Воронина, д. 45, кв. 197; далее - заявитель, товарищество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 07.02.2017 N 01-10/46, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20 июня 2017 года признано незаконным и отменено постановление Инспекции от 7 февраля 2017 года N 01-10/46 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении товарищества.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что ограничение доступа Товариществу к общедомовому имуществу собственником квартиры 50 дома N 45 по ул. Воронина для проведения ремонтных работ, зафиксировано актом от 08.09.2016, однако до рассмотрения дела в суде 20.06.2017 Товариществом не предприняты принудительные меры для обеспечения доступа, в том числе в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству по упрощенной процедуре извещены надлежащим образом.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при внеплановой выездной проверке, проведенной в отношении Товарищества по обращению жителя, выявлены нарушения в содержании многоквартирного жилого дома N 45 по ул. Воронина в г. Архангельске.
Составлен акт от 11 января 2017 года N А08/02-06/25.
Государственный жилищный инспектор составил в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 12 января 2017 года N А-08/02-08/4. Заявителю вменено нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Заместитель руководителя административного органа 7 февраля 2017 года вынес постановление N 01-10/46 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 07.02.2017 N 01-10/46, ссылаясь на отсутствие доказательств виновности заявителя.
Изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в числе прочего соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В статье 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Материалами дела подтверждается, что для собственников помещений многоквартирного дома N 45 по ул. Воронина в г. Архангельске в качестве способа управления выбрано Товарищество, что подтверждается Уставом Товарищества, утвержденным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава предметом деятельности Товарищества является, в том числе, обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно требованиям пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491) в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пунктам 10, 11 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан. Содержание общего имущества включает в себя его осмотр ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Судом установлено, что общедомовая система электроснабжения находится в исправном состоянии. Жильцами квартиры N 50 дома 45 по ул. Воронина в г. Архангельске самовольно установлена дверь с врезным замком, перекрывающая доступ к общедомовому имуществу, самовольно демонтирован штатный осветительный прибор, самовольно установлен выключатель. Заявитель представил административному органу подтверждающие документы (акты, предписание жильцам кв. N 50).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановлением мирового судьи от 26 мая 2017 года по делу N 4-291/2017 производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Товарищества прекращено, в нем суд установил, что доступа в тамбур квартиры N 50 Товарищество не имеет.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что Товарищество предпринимало меры по соблюдению установленных законодательством норм по содержанию и обслуживанию жилого фонда до выявления правонарушения контролирующим органом.
Оценив обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие вины Товарищества в вышеназванном правонарушении.
При указанных обстоятельствах наличие в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, материалами дела не доказано.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу N А05-3002/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.Н.МОИСЕЕВА
И.Н.МОИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)