Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-4584/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2016 г. по делу N А60-4584/2016


Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 июня 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании 26.05.2016 - 30.05.2016 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" (ИНН 6623024427, ОГРН 1056601268910) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 29-24-06/02 от 20.01.2016 г.
при участии в судебном заседании
от заявителя: Мустафина Н.И., представитель по доверенности от 14.12.2015 г.
от заинтересованного лица: Лотова Н.В., представитель по доверенности N 29-05-35 от 19.01.2016 г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству заявителя к материалам дела приобщена копия постановления. В судебном заседании 26.05.2016 года объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 30 мая 2016 года. После перерыва судебное заседание продолжено 30.05.2016 г., в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым. После перерыва явились те же представители заявителя и заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица к материалам дела приобщены дополнения к отзыву. Других заявлений и ходатайств не поступало.

Общество с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" обратилось в суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности N 29-24-06/02 от 20.01.2016 г.
Заинтересованное лицо считает заявленные требования незаконными и необоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

На основании обращения гр. Губаревой Л.Ф., проживающей по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного технического состояния многоквартирного жилого дома, приказа Директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-06-02/173 от 22.10.2015 г., специалистом Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО КС "Мой дом".
В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований, выразившееся в несоблюдении требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, жилой дом по адресу: <...> не оснащен общедомовыми (коллективными) приборами учета коммунальных ресурсов: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, тепловой энергии.
Установлено, что ООО КС "Мой дом" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> на основании договор управления многоквартирным жилым домом N 6, заключенным 07.07.2015 г. между заявителем и ТСЖ "Фаворит".
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-06-03/513 от 28.10.2015 г.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" составлен протокол об административном правонарушении N 41 от 23.11.2015 г.
20 января 2016 года Заместителем Директора Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесено постановление N 29-24-05/2 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, или заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечивать оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 г. N 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 5 данного Перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний.
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество заключило договор с ТСЖ "Фаворит" в том числе и в отношении многоквартирного дома N <...> на управление многоквартирным домом 07.07.2015 г., в связи с чем, для выполнения обязанности по оснащению дома общедомовыми приборами учета, общество должно было принять все необходимые меры, независимо от наличия, либо отсутствия предложений со стороны ресурсоснабжающей организации или собственников помещений.
С даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ работы по установке прибора учета являются текущими работами по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме или прямая ссылка на такую обязанность в договоре управления.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным договором и нормативными правовыми актами ООО КС "Мой дом" является лицом, ответственным за содержание вышеуказанного многоквартирного жилого дома и, следовательно, надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено надлежащим лицом - заместителем директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Вадим Григорьевичем Камышан, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Положением Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27 мая 2015 N 431-ПП, должностным регламентом заместителя директора Департамента, с соблюдением всех процессуальных действий.
Таким образом, довод заявителя о вынесении оспариваемого постановления ненадлежащим лицом, судом отклоняется.
Возражая относительно заявленных требований, в части сроков рассмотрения дела об административном правонарушении, заинтересованное лицо ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" (в редакции, действующей по 26.11.2009, то есть до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, виновные в нарушении положений Закона N 28-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона N 28-ФЗ, законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из Закона N 28-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона N 28-ФЗ непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.
Исходя из ст. 9.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или: иными правовыми или нормативно-техническими документами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением постановлений по делам о нарушении ряда отраслей законодательства, указанного в данной норме, - они не могут быть вынесены по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ закреплено, что при длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не указано законодательство об энергосбережении. В связи с изданием Закона N 261-ФЗ, вступающего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 27.11.2009), Закон N 28-ФЗ признается утратившим силу (ст. 47 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона N 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Закона N 261-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ст. 29 Закона N 261-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 37 Закона N 261-ФЗ ст. 9.12 КоАП РФ по истечении 180 дней после дня официального опубликования Закона N 261-ФЗ признается утратившей силу, одновременно в гл. 9 КоАП РФ вводится ст. 9.16, устанавливающая административную ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Также ст. 37 Закона N 261-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности организации за правонарушения в сфере законодательства РФ об энергосбережении: - до вступления в силу поправок, вносимых Законом N 261-ФЗ в КоАП РФ, и применительно к привлечению к ответственности по ст. 9.12 КоАП РФ составляет два месяца; после вступления в силу поправок, вносимых Законом N 261-ФЗ в КоАП РФ, и применительно к привлечению к ответственности по соответствующему основанию ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности составляет один год.
Таким образом, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, размер штрафа определен в минимальном размере наказания, установленного для юридических лиц.
Доводы заявителя о процессуальных нарушениях в ходе проведенной проверки (не направление распоряжения, не ознакомление с актом проверки и т.д.) опровергаются представленными в материалы дела заинтересованным лицом документами.
Приказ о проведении внеплановой проверке от 22.10.15 N 29-06-02/1783, уведомление о проведении проверки от 17.11.15 N 29-02-10/14349 были направлены заявителю по электронной почте и факсимильным сообщением.
Акт проверки был направлен по адресу заявителя и получен последним 01.12.15.
Таким образом, суд пришел к выводу, что процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, а обществу предоставлена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Отсутствие денежных средств на установку приборов учета, по мнению суда, не является обстоятельством исключающим вину в совершенном правонарушении. При этом суд отмечает, что данное обстоятельство заявителем не подтверждено документально.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах постановление N 29-24-06/02 от 20.01.2016 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 руб. 00 коп. является законным и не подлежит отмене, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Постановление заместителя Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-24-06/02 от 20.01.2016 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "МОЙ ДОМ" к административной ответственности по. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 20000 руб. 00 коп. признать законным и отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Н.КИРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)