Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой А.М.
при участии:
- от заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): Митягин А.Ю. по доверенности от 27.02.2017; Данасиенко Е.В. по доверенности от 27.02.2017;
- от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): Попонина Л.В. по доверенности от 02.12.2016; Скакодуб И.О. по доверенности от 02.12.2016;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 июня 2017 года по делу N А71-4530/2017,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 22.02.2017 N 262/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность и правильность указанной в платежных документах за январь 2017 года корректировки платы за отопление за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года с применением положений п. 59 (1), п. 60 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Присутствовавшие судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копий письма ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 28.06.2017 N 700-07-00341, копии письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.08.2017 N 27510-ЭТ/04; представителями заинтересованного лица заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2017 N 28022-ЭТ/04. Данные ходатайства рассмотрены судом апелляционной инстанции и удовлетворены, указанные документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.02.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение ООО УК "Ареола" по вопросу нарушения ПАО "Т Плюс" требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова в г. Ижевске.
Исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в данном многоквартирном является ПАО "Т Плюс", поскольку договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии, заключенный между ООО УК "Ареола" и ПАО "Т Плюс" отсутствует.
На основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 15.02.2017 N 262/06-02 в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что многоквартирный дом N 33 по ул. Сабурова имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Взлет ТСР-М, заводской номер 716748, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.11.2016. В данном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях.
В период с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова отсутствовали, поскольку срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек в летний период 2015 года. После поверки общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 17.11.2016.
При анализе поступившей информации (письмо ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 08.02.2017 N 71400-13-02670) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям многоквартирного дома N 33 по ул. Сабурова, которая отражена в платежных документах за январь 2017 года, Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший 2016 год и за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, ПАО "Т Плюс" определен исходя из положений пунктов 59 (1) и 60 (1) Правил N 354, что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, было установлено, что ПАО "Т Плюс" при расчете помесячного объема тепловой энергии в период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года был необоснованно применен повышающий коэффициент к нормативам коммунальных услуг в связи с отсутствием в указанный период времени показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме. Также выявлено, что при расчете корректировки размера платы за отопление, сумма корректировки необоснованно увеличена на сумму снижения размера платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи отопления в феврале 2016 года (акт проверки от 22.02.2017 N 262/06-02).
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 22.02.2017 N 262/06-02 об устранении в срок до 31.03.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо привести порядок определения размеров платы за отопление в соответствии с установленными требованиями; снизить размер платы за отопление на величину предъявленной корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в платежных документах за январь 2017 года.
ПАО "Т Плюс", полагая, что данное предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Имеющимися в материалах дела доказательствами и пояснениями представителей лиц, участвующих в деле подтверждается, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за 2016 год и за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, ПАО "Т Плюс" определен в целом за весь указанный период исходя из положений Правил N 354, без учета того, что до 01.07.2016 действовали Правила N 307.
В п. 42 (1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) было установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
(Постановлением Правительством Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в Удмуртской Республике равномерно за все расчетные месяцы календарного года).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 (2) и 2 (3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В п. 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2):
S
i
P = P x --- - P
i k.пр S fn.i,
об
где:
- P{\sub kiпр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- P{\sub fn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
В ходе проверки установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в период с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова отсутствовали, поскольку срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек в летний период 2015 года. После поверки общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 17.11.2016.
Как следует из материалов дела и подтверждено представителями заявителя ПАО "Т Плюс" в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в связи с отсутствием поверки прибора учета плата за отопление жителям указанного многоквартирного дома в период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года начислялась по нормативу (п. 59 (1), п. 60 (1) Правил N 354).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Управления ЖКХ Администрации года Ижевска о том, что с учетом положений Правил N 307, Правил N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" при отсутствии показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, не может быть произведена потребителям указанного многоквартирного дома. Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 304-КГ15-4090.
Также суд первой инстанции правомерно поддержал позицию Управления ЖКХ Администрации года Ижевска о том, что, что ПАО "Т Плюс" при расчете помесячного объема тепловой энергии в период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года необоснованно применен повышающий коэффициент к нормативам коммунальных услуг со ссылкой на отсутствие в указанный период показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова. Судом первой инстанции данным доводам дана правовая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств. Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что при корректировке платы за отопление в январе 2017 года данная плата не должна увеличиваться на сумму перерасчета платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи отопления в феврале 2016 года, поскольку это не соответствует п. 101, п. 14 Приложения N 1 Правил N 354.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае проведенная ПАО "Т Плюс" в платежных документах за январь 2017 года корректировка платы за отопление за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года не соответствует положениям законодательства. В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации года Ижевска обоснованно выдано предписание об устранении выявленных нарушений; оснований для признания оспариваемого предписания недействительным судом не установлено.
Ссылки заявителя и заинтересованного лица на представленные в материалы дела письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные письма не являются ненормативными правовыми актами, а содержат лишь позицию должностных лиц указанного государственного органа; кроме того, из данных писем невозможно сделать вывод о том, что должностными лицами излагалась позиция с учетом всех конкретных обстоятельств настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
ПАО "Т Плюс" представлено платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июня 2017 года по делу N А71-4530/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 7319 от 28.06.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 17АП-11994/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-4530/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 17АП-11994/2017-АК
Дело N А71-4530/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой А.М.
при участии:
- от заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): Митягин А.Ю. по доверенности от 27.02.2017; Данасиенко Е.В. по доверенности от 27.02.2017;
- от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): Попонина Л.В. по доверенности от 02.12.2016; Скакодуб И.О. по доверенности от 02.12.2016;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 июня 2017 года по делу N А71-4530/2017,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 22.02.2017 N 262/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность и правильность указанной в платежных документах за январь 2017 года корректировки платы за отопление за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года с применением положений п. 59 (1), п. 60 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Присутствовавшие судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копий письма ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 28.06.2017 N 700-07-00341, копии письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.08.2017 N 27510-ЭТ/04; представителями заинтересованного лица заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2017 N 28022-ЭТ/04. Данные ходатайства рассмотрены судом апелляционной инстанции и удовлетворены, указанные документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.02.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение ООО УК "Ареола" по вопросу нарушения ПАО "Т Плюс" требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова в г. Ижевске.
Исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в данном многоквартирном является ПАО "Т Плюс", поскольку договор ресурсоснабжения на поставку тепловой энергии, заключенный между ООО УК "Ареола" и ПАО "Т Плюс" отсутствует.
На основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 15.02.2017 N 262/06-02 в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что многоквартирный дом N 33 по ул. Сабурова имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Взлет ТСР-М, заводской номер 716748, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.11.2016. В данном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях.
В период с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова отсутствовали, поскольку срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек в летний период 2015 года. После поверки общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 17.11.2016.
При анализе поступившей информации (письмо ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" от 08.02.2017 N 71400-13-02670) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям многоквартирного дома N 33 по ул. Сабурова, которая отражена в платежных документах за январь 2017 года, Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший 2016 год и за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, ПАО "Т Плюс" определен исходя из положений пунктов 59 (1) и 60 (1) Правил N 354, что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, было установлено, что ПАО "Т Плюс" при расчете помесячного объема тепловой энергии в период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года был необоснованно применен повышающий коэффициент к нормативам коммунальных услуг в связи с отсутствием в указанный период времени показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме. Также выявлено, что при расчете корректировки размера платы за отопление, сумма корректировки необоснованно увеличена на сумму снижения размера платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи отопления в феврале 2016 года (акт проверки от 22.02.2017 N 262/06-02).
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 22.02.2017 N 262/06-02 об устранении в срок до 31.03.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо привести порядок определения размеров платы за отопление в соответствии с установленными требованиями; снизить размер платы за отопление на величину предъявленной корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в платежных документах за январь 2017 года.
ПАО "Т Плюс", полагая, что данное предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Имеющимися в материалах дела доказательствами и пояснениями представителей лиц, участвующих в деле подтверждается, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за 2016 год и за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, ПАО "Т Плюс" определен в целом за весь указанный период исходя из положений Правил N 354, без учета того, что до 01.07.2016 действовали Правила N 307.
В п. 42 (1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) было установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
(Постановлением Правительством Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в Удмуртской Республике равномерно за все расчетные месяцы календарного года).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 (2) и 2 (3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В п. 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2):
S
i
P = P x --- - P
i k.пр S fn.i,
об
где:
- P{\sub kiпр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- P{\sub fn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
В ходе проверки установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в период с сентября 2015 года по ноябрь 2016 года показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова отсутствовали, поскольку срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек в летний период 2015 года. После поверки общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 17.11.2016.
Как следует из материалов дела и подтверждено представителями заявителя ПАО "Т Плюс" в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в связи с отсутствием поверки прибора учета плата за отопление жителям указанного многоквартирного дома в период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года начислялась по нормативу (п. 59 (1), п. 60 (1) Правил N 354).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Управления ЖКХ Администрации года Ижевска о том, что с учетом положений Правил N 307, Правил N 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" при отсутствии показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, не может быть произведена потребителям указанного многоквартирного дома. Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 304-КГ15-4090.
Также суд первой инстанции правомерно поддержал позицию Управления ЖКХ Администрации года Ижевска о том, что, что ПАО "Т Плюс" при расчете помесячного объема тепловой энергии в период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года необоснованно применен повышающий коэффициент к нормативам коммунальных услуг со ссылкой на отсутствие в указанный период показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 33 по ул. Сабурова. Судом первой инстанции данным доводам дана правовая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств. Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что при корректировке платы за отопление в январе 2017 года данная плата не должна увеличиваться на сумму перерасчета платы за отопление в связи с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи отопления в феврале 2016 года, поскольку это не соответствует п. 101, п. 14 Приложения N 1 Правил N 354.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае проведенная ПАО "Т Плюс" в платежных документах за январь 2017 года корректировка платы за отопление за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года не соответствует положениям законодательства. В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации года Ижевска обоснованно выдано предписание об устранении выявленных нарушений; оснований для признания оспариваемого предписания недействительным судом не установлено.
Ссылки заявителя и заинтересованного лица на представленные в материалы дела письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные письма не являются ненормативными правовыми актами, а содержат лишь позицию должностных лиц указанного государственного органа; кроме того, из данных писем невозможно сделать вывод о том, что должностными лицами излагалась позиция с учетом всех конкретных обстоятельств настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
ПАО "Т Плюс" представлено платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июня 2017 года по делу N А71-4530/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 7319 от 28.06.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)