Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Раменки 9"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 г.
по делу N А40-99206/14, принятое судьей В.А. Лаптевым (шифр судьи 45-850),
по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Товариществу собственников жилья "Раменки 9"
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Иванова М.П. по доверенности от 16.03.2015;
- от ответчика: Ткач А.Н. по доверенности от 16.03.2015;
- установил:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" к товариществу собственников жилья "Раменки 9" с иском о взыскании задолженности в размере 1 490 987 руб. 89 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 696 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2015 года, иск удовлетворен.
Постановлением АС Московского округа от 06 мая 2015 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела, суд кассационной инстанции указал на необходимость предложить сторонам представить расчет объема тепловой энергии в соответствии с условиями договора от 01.10.2010 N 08.706218-ТЭ и требованиями Правил N 354 и N 124, а также расчет суммы задолженности и расчет размера процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 года по делу N А40-99206/14 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 г. по делу N А40-99206/14 подлежит изменению, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 01.10.2010 N 08.706218-ТЭ.
В соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Пунктом 3.1 предусмотрено, что учет принятой абонентом тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями правил учета энергии и теплоносителя и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
При отсутствии приборов учета в точке поставке или выходе из строя, учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется прибором учета, установленном на ЦТП. При отсутствии или выходе из строя прибора учета установленного в точке поставки и на ЦТП, учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя производится по расчетным тепловым нагрузкам (п. 3.2 и 3.3).
Расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных у абонента и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (п. 6.1).
Оплата поставляемой абоненту в расчетном периоде тепловой энергии, теплоносителя и воды для нужд горячего водоснабжения, производится абонентом в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставляемых истцом платежных требований или платежных поручений абонента.
Неполучение ответчиком платежных документов не освобождает его от надлежащего исполнения им своих обязательств по своевременной и полной оплате потребленной тепловой энергии (п. 7.6).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с договором истец осуществлял поставку тепловой энергии в адрес ответчика, а ответчик принял тепловую энергию без претензий и возражений к количеству и качеству за период январь 2013 года, февраль - апрель 2014 года на общую сумму в размере 1 490 987 рублей 89 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ответчиком оказанные ему услуги по теплоснабжению оплачены не были, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса: по горячему водоснабжению на основании данных о количестве проживающих в жилом фонде; по отоплению исходя из площади занимаемых помещений и утвержденных тарифов (подпункт "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)).
Поскольку тепловая энергия и горячая вода приобретались ответчиком в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, то к отношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 8, абзацем 2 пункта 15, пунктом 19, пунктом 22 Правил N 307, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Расчет нормативов четко регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг Постановление Правительства РФ N 258 от 28.03.2012 г., соответственно при издании постановления Правительства Москвы N 468-ПП от 10.09.2012 г. "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" был произведен расчет норматива исходя из вышеуказанных правил, и утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 г. N 41 - норматив установлен 0,016 Гкал/кв. м в месяц.
Поскольку коммунальная услуга по отоплению фактически предоставляется 7 месяцев отопительного периода, то норматив установлен в месяц отопительного периода.
Пункт 43 главы 6 Правил N 258 устанавливает, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 1, 2 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 1, в случае принятия органом государственной власти решения об осуществлении потребителем оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода (7 месяцев) в году на количество календарных месяцев (12 месяцев) в году.
При расчетах за услугу по отоплению жителями в г. Москве коэффициент периодичности платежа равен 7/12, вследствие чего норматив потребления за услугу отопление при оплате жителями 12 месяцев году в г. Москве равен 0,016 Гкал/кВ.м x 7/12, в соответствии с формулой 1 вышеуказанного Постановления.
В связи с вышеизложенным, примененная истцом методика расчета потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению является верной и обоснованной.
Расчет встречного искового требования был произведен истцом на основании п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом постановления Правительства Москвы N 468-ПП от 10.09.2012 г., которым установлено, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Для расчетов объемов по услуге отопления была использована формула, приведенная в приложении N 2 к вышеуказанным Правилам.
Использованная при расчетах методика согласуется Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, арбитражный суд пришел к тому, что произведенный ответчиком расчет является неверным и необоснованным.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, суд первой инстанции удовлетворил требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 969 рублей 42 коп.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения N 08.706218-ТЭ от 01.10.2010 года.
Из содержания Договора следует, что истец обязался поставлять тепловую энергию ответчику, а ответчик обязался оплачивать ее по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В спорный период поставка коммунальных ресурсов осуществлялась по ценам, установленным постановлениями Правительства г. Москвы от 27.11.2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" и от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" (на 2014 год).
Данные постановления приняты в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, так же как и в пункте 1 статьи 544 ГК РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Следовательно, подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой пункта 1 статьи 544 ГК РФ, а императивным правилом части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организаций энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ принято Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), которые вступили в силу 07.03.2012 г. (далее Правила N 124).
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, то есть с 01.09.2012 г.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Ошибочна и не соответствует нормам материального права позиция истца о правильности расчета им объема отпущенной тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7.
Истец осуществил расчет объема тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7, то есть норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв. м в месяц умножили на 12 месяцев календарного года и поделили на 7 месяцев отопительного периода.
Таким образом, при расчете истцом был установлен новый ежемесячный норматив - 0,027 Гкал/кв. м в месяц, который применяется в каждый месяц отопительного периода, при этом указанный норматив противоречит положениям ЖК РФ и Правилам N 124, 306, 307, 354.
Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится, подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является отчетный месяц.
Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений данного многоквартирного дома осуществляется равными платежами в течение 12 месяцев календарного года, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ТСЖ "Раменки-9".
Договор не предусматривает иной период и порядок расчетов за тепловую энергию. Договор также не предоставляет истцу право расчета тепловой энергии только в отопительный период и с применением коэффициента 12/7.
Правила N Вк-4936, на которые ссылается истец, применению не подлежат, т.к. установленный в них порядок определения количества тепловой энергии для отопления нежилых помещений в МКД в отсутствие общедомового УУТЭ не соответствует нормам права, регулирующим этот же предмет, содержащимся в Правилах N 307.
Кроме того, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 федеральным органам исполнительной власти предписано обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
После принятия и введения в действия Правил N 307 Минтопэнерго РФ должно было привести свои Правила N Вк-4936 в соответствие с имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актом Правительства РФ - Правилами N 307.
Правила N 1034 устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 1 Правил N 1034), и утверждены на основании ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как установлено п. 3.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О теплоснабжении", к полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относится утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
При этом согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О теплоснабжении" федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Таким образом, Федеральный закон "О теплоснабжении" и Правила N 1034 имеют общий предмет правового регулирования, в то время как ЖК РФ и Правила N 307 имеют специальный предмет правового регулирования - жилищные правоотношения, а также правоотношения, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
При таких обстоятельствах Правила N Вк-4936 и N 1034 применению в настоящем споре не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года ТСЖ "Раменки-9" обязано было ежемесячно перечислять ОАО "МОЭК" в счет ежемесячной платы за отопление жилых помещений 153 331 руб. 49 коп. (расчет ответчика).
Соответственно, общая сумма платы за отопление жилых помещений в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года - то есть за 3 месяца - составляет 459 994 руб. 47 коп. (расчет: 153 331,49 x 3 = 459 994,47).
Применение истцом расчетного механизма по нагрузкам в нарушение договора и нормативных актов в данном случае привело к значительному увеличению объема и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление. Данная стоимость тепловой энергии ложится на конечных потребителей, что не отвечает принципам законности и справедливости.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 Правительство г. Москвы в постановлении от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 г. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
В связи изложенным вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности расчета истца, которым порядок расчетов между теплоснабжающей организацией и потребителем предусмотрен только за отопительный период и размер платы за коммунальный ресурс - тепловую энергию на отопление определен по объему, рассчитанному по нормативным нагрузкам с использованием методики применения коэффициента 12/7, основан на ошибочном толковании условий договора и сделан без учета указанных выше норм права.
Кроме того, при разрешении спора арбитражному суду необходимо учитывать правовые позиции, сформулированные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.11.2011 г. N 8413/11, от 25.02.2014 г. N 15259/13.
Истец рассчитал объем тепловой энергии, отпущенной ТСЖ "Раменки-9" на отопление нежилых (прочих) помещений, по тепловым нагрузкам по ЦТП.
Однако указанная методика расчета является неправомерной, поскольку она противоречит императивным нормам жилищного законодательства и правовым актам об оказании жилищно-коммунальных услуг населению.
Согласно пп. "г" п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Данная правовая позиция подтверждается, в частности, определениями ВАС РФ от 22.07.2014 г. N ВАС-8901/14, N ВАС-8835/14, от 21.06,2013 г. N ВАС-7107/13.
Таким образом, размер платы за отопление рассчитывается по одной формуле, но с применением разных исходных данных - тарифов и размера площади - отдельно по жилым помещениям и отдельно - по нежилым (прочим) помещениям.
Таким образом, в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года ТСЖ "Раменки-9" обязано было ежемесячно перечислять ОАО "МОЭК" в счет ежемесячной платы за отопление нежилых помещений 10 443 руб. 82 коп. (расчет ответчика).
Соответственно, общий ежемесячный размер платы за отопление жилых и нежилых помещений составляет 163 775 рублей 31 копейка (расчет: 153 331,49 + 10 443,82 = 163 775,31).
Проверив расчет ответчика, апелляционная коллегия считает его правильным и обоснованным.
Постановление Правительства г. Москвы от 14.07.2015 г. N 435-ПП, на которое ссылается ПАО "МОЭК" при повторном рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857, имеющему большую юридическую силу.
Доказательств оплаты поставленной тепловой энергии ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку в силу статей 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, апелляционная коллегия считает, что требование истца о взыскании 491 326,23 руб. (сумма основного долга за период январь 2013 г., февраль 2014 года - апрель 2014 года) задолженности законно, доказано и подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, подлежит удовлетворению в размере 6 755,72 руб.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 года по делу N А40-99206/14 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 г. по делу N А40-99206/14 изменить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Раменки 9" (ОГРН 1087746515350, 119607, г. Москва, ул. Раменки, д. 9 корп. 4) в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10) задолженность в размере 491 326 (четыреста девяносто одна тысяча триста двадцать шесть) руб. 23 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 755 (шесть тысяч семьсот пятьдесят пять) руб. 72 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 9 272 (девять тысяч двести семьдесят два) руб. 68 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10) в пользу Товарищества собственников жилья "Раменки 9" (ОГРН 1087746515350, 119607, г. Москва, ул. Раменки, д. 9 корп. 4) расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.А.САЗОНОВА
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 N 09АП-54304/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-99206/14
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. N 09АП-54304/2015-ГК
Дело N А40-99206/14
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Раменки 9"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 г.
по делу N А40-99206/14, принятое судьей В.А. Лаптевым (шифр судьи 45-850),
по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Товариществу собственников жилья "Раменки 9"
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Иванова М.П. по доверенности от 16.03.2015;
- от ответчика: Ткач А.Н. по доверенности от 16.03.2015;
- установил:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" к товариществу собственников жилья "Раменки 9" с иском о взыскании задолженности в размере 1 490 987 руб. 89 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 696 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2015 года, иск удовлетворен.
Постановлением АС Московского округа от 06 мая 2015 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела, суд кассационной инстанции указал на необходимость предложить сторонам представить расчет объема тепловой энергии в соответствии с условиями договора от 01.10.2010 N 08.706218-ТЭ и требованиями Правил N 354 и N 124, а также расчет суммы задолженности и расчет размера процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 года по делу N А40-99206/14 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 г. по делу N А40-99206/14 подлежит изменению, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 01.10.2010 N 08.706218-ТЭ.
В соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, горячего водоснабжения (подогрев), вентиляции, кондиционирования, сушки, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Пунктом 3.1 предусмотрено, что учет принятой абонентом тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями правил учета энергии и теплоносителя и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
При отсутствии приборов учета в точке поставке или выходе из строя, учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя осуществляется прибором учета, установленном на ЦТП. При отсутствии или выходе из строя прибора учета установленного в точке поставки и на ЦТП, учет тепловой энергии, воды для нужд горячего водоснабжения и теплоносителя производится по расчетным тепловым нагрузкам (п. 3.2 и 3.3).
Расчет стоимости полученной абонентом тепловой энергии осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных у абонента и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (п. 6.1).
Оплата поставляемой абоненту в расчетном периоде тепловой энергии, теплоносителя и воды для нужд горячего водоснабжения, производится абонентом в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставляемых истцом платежных требований или платежных поручений абонента.
Неполучение ответчиком платежных документов не освобождает его от надлежащего исполнения им своих обязательств по своевременной и полной оплате потребленной тепловой энергии (п. 7.6).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с договором истец осуществлял поставку тепловой энергии в адрес ответчика, а ответчик принял тепловую энергию без претензий и возражений к количеству и качеству за период январь 2013 года, февраль - апрель 2014 года на общую сумму в размере 1 490 987 рублей 89 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ответчиком оказанные ему услуги по теплоснабжению оплачены не были, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса: по горячему водоснабжению на основании данных о количестве проживающих в жилом фонде; по отоплению исходя из площади занимаемых помещений и утвержденных тарифов (подпункт "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)).
Поскольку тепловая энергия и горячая вода приобретались ответчиком в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, то к отношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 8, абзацем 2 пункта 15, пунктом 19, пунктом 22 Правил N 307, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Расчет нормативов четко регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг Постановление Правительства РФ N 258 от 28.03.2012 г., соответственно при издании постановления Правительства Москвы N 468-ПП от 10.09.2012 г. "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" был произведен расчет норматива исходя из вышеуказанных правил, и утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 г. N 41 - норматив установлен 0,016 Гкал/кв. м в месяц.
Поскольку коммунальная услуга по отоплению фактически предоставляется 7 месяцев отопительного периода, то норматив установлен в месяц отопительного периода.
Пункт 43 главы 6 Правил N 258 устанавливает, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 1, 2 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 1, в случае принятия органом государственной власти решения об осуществлении потребителем оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода (7 месяцев) в году на количество календарных месяцев (12 месяцев) в году.
При расчетах за услугу по отоплению жителями в г. Москве коэффициент периодичности платежа равен 7/12, вследствие чего норматив потребления за услугу отопление при оплате жителями 12 месяцев году в г. Москве равен 0,016 Гкал/кВ.м x 7/12, в соответствии с формулой 1 вышеуказанного Постановления.
В связи с вышеизложенным, примененная истцом методика расчета потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению является верной и обоснованной.
Расчет встречного искового требования был произведен истцом на основании п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом постановления Правительства Москвы N 468-ПП от 10.09.2012 г., которым установлено, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Для расчетов объемов по услуге отопления была использована формула, приведенная в приложении N 2 к вышеуказанным Правилам.
Использованная при расчетах методика согласуется Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, арбитражный суд пришел к тому, что произведенный ответчиком расчет является неверным и необоснованным.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, суд первой инстанции удовлетворил требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 969 рублей 42 коп.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения N 08.706218-ТЭ от 01.10.2010 года.
Из содержания Договора следует, что истец обязался поставлять тепловую энергию ответчику, а ответчик обязался оплачивать ее по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В спорный период поставка коммунальных ресурсов осуществлялась по ценам, установленным постановлениями Правительства г. Москвы от 27.11.2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" и от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" (на 2014 год).
Данные постановления приняты в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, так же как и в пункте 1 статьи 544 ГК РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Следовательно, подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой пункта 1 статьи 544 ГК РФ, а императивным правилом части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организаций энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ принято Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), которые вступили в силу 07.03.2012 г. (далее Правила N 124).
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, то есть с 01.09.2012 г.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Ошибочна и не соответствует нормам материального права позиция истца о правильности расчета им объема отпущенной тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7.
Истец осуществил расчет объема тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7, то есть норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв. м в месяц умножили на 12 месяцев календарного года и поделили на 7 месяцев отопительного периода.
Таким образом, при расчете истцом был установлен новый ежемесячный норматив - 0,027 Гкал/кв. м в месяц, который применяется в каждый месяц отопительного периода, при этом указанный норматив противоречит положениям ЖК РФ и Правилам N 124, 306, 307, 354.
Установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится, подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является отчетный месяц.
Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений данного многоквартирного дома осуществляется равными платежами в течение 12 месяцев календарного года, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ТСЖ "Раменки-9".
Договор не предусматривает иной период и порядок расчетов за тепловую энергию. Договор также не предоставляет истцу право расчета тепловой энергии только в отопительный период и с применением коэффициента 12/7.
Правила N Вк-4936, на которые ссылается истец, применению не подлежат, т.к. установленный в них порядок определения количества тепловой энергии для отопления нежилых помещений в МКД в отсутствие общедомового УУТЭ не соответствует нормам права, регулирующим этот же предмет, содержащимся в Правилах N 307.
Кроме того, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 федеральным органам исполнительной власти предписано обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
После принятия и введения в действия Правил N 307 Минтопэнерго РФ должно было привести свои Правила N Вк-4936 в соответствие с имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актом Правительства РФ - Правилами N 307.
Правила N 1034 устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 1 Правил N 1034), и утверждены на основании ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как установлено п. 3.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О теплоснабжении", к полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относится утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
При этом согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О теплоснабжении" федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Таким образом, Федеральный закон "О теплоснабжении" и Правила N 1034 имеют общий предмет правового регулирования, в то время как ЖК РФ и Правила N 307 имеют специальный предмет правового регулирования - жилищные правоотношения, а также правоотношения, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
При таких обстоятельствах Правила N Вк-4936 и N 1034 применению в настоящем споре не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года ТСЖ "Раменки-9" обязано было ежемесячно перечислять ОАО "МОЭК" в счет ежемесячной платы за отопление жилых помещений 153 331 руб. 49 коп. (расчет ответчика).
Соответственно, общая сумма платы за отопление жилых помещений в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года - то есть за 3 месяца - составляет 459 994 руб. 47 коп. (расчет: 153 331,49 x 3 = 459 994,47).
Применение истцом расчетного механизма по нагрузкам в нарушение договора и нормативных актов в данном случае привело к значительному увеличению объема и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление. Данная стоимость тепловой энергии ложится на конечных потребителей, что не отвечает принципам законности и справедливости.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 Правительство г. Москвы в постановлении от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 г. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
В связи изложенным вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности расчета истца, которым порядок расчетов между теплоснабжающей организацией и потребителем предусмотрен только за отопительный период и размер платы за коммунальный ресурс - тепловую энергию на отопление определен по объему, рассчитанному по нормативным нагрузкам с использованием методики применения коэффициента 12/7, основан на ошибочном толковании условий договора и сделан без учета указанных выше норм права.
Кроме того, при разрешении спора арбитражному суду необходимо учитывать правовые позиции, сформулированные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.11.2011 г. N 8413/11, от 25.02.2014 г. N 15259/13.
Истец рассчитал объем тепловой энергии, отпущенной ТСЖ "Раменки-9" на отопление нежилых (прочих) помещений, по тепловым нагрузкам по ЦТП.
Однако указанная методика расчета является неправомерной, поскольку она противоречит императивным нормам жилищного законодательства и правовым актам об оказании жилищно-коммунальных услуг населению.
Согласно пп. "г" п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Данная правовая позиция подтверждается, в частности, определениями ВАС РФ от 22.07.2014 г. N ВАС-8901/14, N ВАС-8835/14, от 21.06,2013 г. N ВАС-7107/13.
Таким образом, размер платы за отопление рассчитывается по одной формуле, но с применением разных исходных данных - тарифов и размера площади - отдельно по жилым помещениям и отдельно - по нежилым (прочим) помещениям.
Таким образом, в период с февраля 2014 года по апрель 2014 года ТСЖ "Раменки-9" обязано было ежемесячно перечислять ОАО "МОЭК" в счет ежемесячной платы за отопление нежилых помещений 10 443 руб. 82 коп. (расчет ответчика).
Соответственно, общий ежемесячный размер платы за отопление жилых и нежилых помещений составляет 163 775 рублей 31 копейка (расчет: 153 331,49 + 10 443,82 = 163 775,31).
Проверив расчет ответчика, апелляционная коллегия считает его правильным и обоснованным.
Постановление Правительства г. Москвы от 14.07.2015 г. N 435-ПП, на которое ссылается ПАО "МОЭК" при повторном рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857, имеющему большую юридическую силу.
Доказательств оплаты поставленной тепловой энергии ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку в силу статей 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, апелляционная коллегия считает, что требование истца о взыскании 491 326,23 руб. (сумма основного долга за период январь 2013 г., февраль 2014 года - апрель 2014 года) задолженности законно, доказано и подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, подлежит удовлетворению в размере 6 755,72 руб.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2015 года по делу N А40-99206/14 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 г. по делу N А40-99206/14 изменить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Раменки 9" (ОГРН 1087746515350, 119607, г. Москва, ул. Раменки, д. 9 корп. 4) в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10) задолженность в размере 491 326 (четыреста девяносто одна тысяча триста двадцать шесть) руб. 23 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 755 (шесть тысяч семьсот пятьдесят пять) руб. 72 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 9 272 (девять тысяч двести семьдесят два) руб. 68 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10) в пользу Товарищества собственников жилья "Раменки 9" (ОГРН 1087746515350, 119607, г. Москва, ул. Раменки, д. 9 корп. 4) расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.А.САЗОНОВА
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)