Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Сомовой Е.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Бердникова В.Г. дов. от 26.10.2015
от заинтересованного лица: не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19452/2016) ГЖИ Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N А26-312/2016 (судья Васильева Л.А.)
по заявлению ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным предписания
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (административный орган) от 20.10.2015 N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушения действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" требования удовлетворены. Признано недействительным предписание ГЖИ Республики Карелия от 20.10.2015 N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства. Суд обязал ГЖИ Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта". С ГЖИ Республики Карелия в пользу ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей. Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Республики Карелия направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований по тем основаниям, что общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения 2 к Правилам N 354, пункта 2 примечаний к приложению, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47.
Представитель ГЖИ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы инспекция извещена надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена проверка ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" по вопросу правильности исчисления платежей за горячее водоснабжение многоквартирных домов по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 5, ул. Победы, д. 11.
По результатам проверки составлен акт от 20.10.2015 N 029/052/13-12 ГЖИи, из которого следует, что в спорных многоквартирных домах действует закрытая система водоразбора, производство коммунальной услуги "горячее водоснабжение" осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с участием холодной воды и тепловой энергии, а договор горячего водоснабжения отсутствует.
01.09.2012 между ООО "Петербургтеплоэнерго" (теплоснабжающая организация) и обществом заключен договор теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ) N 2864-4-12/1005.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в спорных домах является общество, как управляющая организация.
Многоквартирный дом N 5 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, срок проверки - 2017 г. В период с января по июнь 2015 прибор учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию. Общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с июля 2015 года, что подтверждается актом ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 02.07.2015 года.
Многоквартирный дом N 11 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию с ноября 2014 года по октябрь 2015, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 07.11.2014 года. Однако данным актом также подтверждается, что дата окончания проверки приборов узла учета Т1.1 КТС-Б и Т2.1 КТС-Б - 04.02.2015. Доказательства, что данные приборы прошли поверку в установленный срок, не представлены.
Однако в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме 11 заявитель указывает, что начисление платы за ГВС с июля 2015 года потребителям коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом производилось исходя из показаний приборов узла учета тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию установлен постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10.12.2014 года N 182 и составляет: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1 890,90 рублей /Гкал, а с 01.07.2015 по 31.12.2015-2 021,37 рублей /Гкал.
Тариф на холодное водоснабжение установлен постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 11.12.2014 N 194 и составляет с 01.01.2015 по 30.06.2015 22, 54 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2015 по 31.12.2015-25 рублей за 1 куб. м.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 27.05.2013 N 21-2, 9 куб. м/чел. в месяц.
Общество указывает, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды рассчитывается по формуле 20.1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и использовать формулу 20.1 для расчета возможно при одновременном производстве тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В спорных многоквартирных жилых домах производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не осуществляется.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в МКД 5 разъясняет, что в г. Питкяранта для домов, оборудованных циркулярными линиями, кр v q = 0,0592 Гкал/м{\super 3.
В период с января 2015 по июнь 2015 при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 5 общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июля 2015 по август 2015 использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
В период с января 2015 по май 2015 при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 11 общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июня 2015 по август 2015 использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
Общество в платежных документах, выставляемых потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению указывает размер платы за горячее водоснабжение:
- - многоквартирного дома N 5, с января 2015 года по июнь 2015 - 134, 48 руб./куб. м; в июле 2015-127, 55 руб./куб. м, в августе - 411, 86 руб./куб. м;
- - многоквартирного дома N 11 - с января 2015 года по май 2015 года - 125, 88 руб./куб. м; в июне 2015 года - 385, 08 руб./куб. м; в июле 2015 года - 220, 76 руб./куб. м, в августе - 522, 90 руб./куб. м.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Приложением N 2 к Правилам N 354, изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
По мнению ГЖИ, общество при расчете платы должно применять положения пунктов 58, 59 Приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ N 47). Общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354, пункта 2 Примечаний к приложению N 2 Правил N 354, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47.
По результатам проверки обществу выдано предписание 030/052/13-12 ГЖИи от 20 октября 2015 года об устранении нарушений действующего законодательства.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" не согласилось с указанным предписанием ГЖИ Республики Карелия и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное обществом требование, дал оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила) во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Формула 20).
Пункт 54 Правил предусматривает порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Таким образом, указанный пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих: 1) произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; 2) стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Порядок расчета и показатели, приведенные в названной формуле (объем потребляемых коммунальных услуг, тариф) для определения размера платы за коммунальную услугу основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).
Пунктом 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
В случае, если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные обоснования, сделал правильный вывод, что ГЖИ Республики Карелия не доказала, что заявителем неправильно производится расчет платы за горячее водоснабжение. Инспекцией не названы законные основания для использования какого-либо иного метода расчета, в том числе перевода тепловой энергии, исчисляемой в Гкал, в расчетные единицы коммунальной услуги по горячему водоснабжению (м куб.) для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил.
Исходя из изложенного, суд обоснованно признал предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015, выданное ГЖИ Республики Карелия, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права общества на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы ГЖИ Республики Карелия, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, указанную в отзыве на заявление, которой дана полная оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N А26-312/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2016 N 13АП-19452/2016 ПО ДЕЛУ N А26-312/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. N 13АП-19452/2016
Дело N А26-312/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Сомовой Е.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Бердникова В.Г. дов. от 26.10.2015
от заинтересованного лица: не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19452/2016) ГЖИ Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N А26-312/2016 (судья Васильева Л.А.)
по заявлению ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным предписания
установил:
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (административный орган) от 20.10.2015 N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушения действующего законодательства.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" требования удовлетворены. Признано недействительным предписание ГЖИ Республики Карелия от 20.10.2015 N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства. Суд обязал ГЖИ Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта". С ГЖИ Республики Карелия в пользу ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей. Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Республики Карелия направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований по тем основаниям, что общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения 2 к Правилам N 354, пункта 2 примечаний к приложению, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47.
Представитель ГЖИ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы инспекция извещена надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена проверка ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" по вопросу правильности исчисления платежей за горячее водоснабжение многоквартирных домов по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 5, ул. Победы, д. 11.
По результатам проверки составлен акт от 20.10.2015 N 029/052/13-12 ГЖИи, из которого следует, что в спорных многоквартирных домах действует закрытая система водоразбора, производство коммунальной услуги "горячее водоснабжение" осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с участием холодной воды и тепловой энергии, а договор горячего водоснабжения отсутствует.
01.09.2012 между ООО "Петербургтеплоэнерго" (теплоснабжающая организация) и обществом заключен договор теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ) N 2864-4-12/1005.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в спорных домах является общество, как управляющая организация.
Многоквартирный дом N 5 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, срок проверки - 2017 г. В период с января по июнь 2015 прибор учета тепловой энергии не был допущен в эксплуатацию. Общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с июля 2015 года, что подтверждается актом ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 02.07.2015 года.
Многоквартирный дом N 11 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который допущен в эксплуатацию с ноября 2014 года по октябрь 2015, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии от 07.11.2014 года. Однако данным актом также подтверждается, что дата окончания проверки приборов узла учета Т1.1 КТС-Б и Т2.1 КТС-Б - 04.02.2015. Доказательства, что данные приборы прошли поверку в установленный срок, не представлены.
Однако в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме 11 заявитель указывает, что начисление платы за ГВС с июля 2015 года потребителям коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом производилось исходя из показаний приборов узла учета тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию установлен постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 10.12.2014 года N 182 и составляет: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1 890,90 рублей /Гкал, а с 01.07.2015 по 31.12.2015-2 021,37 рублей /Гкал.
Тариф на холодное водоснабжение установлен постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 11.12.2014 N 194 и составляет с 01.01.2015 по 30.06.2015 22, 54 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2015 по 31.12.2015-25 рублей за 1 куб. м.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 27.05.2013 N 21-2, 9 куб. м/чел. в месяц.
Общество указывает, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды рассчитывается по формуле 20.1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и использовать формулу 20.1 для расчета возможно при одновременном производстве тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В спорных многоквартирных жилых домах производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не осуществляется.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" в пояснениях к расчету размера платы за горячее водоснабжение в МКД 5 разъясняет, что в г. Питкяранта для домов, оборудованных циркулярными линиями, кр v q = 0,0592 Гкал/м{\super 3.
В период с января 2015 по июнь 2015 при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 5 общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июля 2015 по август 2015 использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
В период с января 2015 по май 2015 при расчете платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 11 общество использует данный удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а с июня 2015 по август 2015 использует удельный расход v-го коммунального ресурса - расчетный.
Общество в платежных документах, выставляемых потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению указывает размер платы за горячее водоснабжение:
- - многоквартирного дома N 5, с января 2015 года по июнь 2015 - 134, 48 руб./куб. м; в июле 2015-127, 55 руб./куб. м, в августе - 411, 86 руб./куб. м;
- - многоквартирного дома N 11 - с января 2015 года по май 2015 года - 125, 88 руб./куб. м; в июне 2015 года - 385, 08 руб./куб. м; в июле 2015 года - 220, 76 руб./куб. м, в августе - 522, 90 руб./куб. м.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Приложением N 2 к Правилам N 354, изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
По мнению ГЖИ, общество при расчете платы должно применять положения пунктов 58, 59 Приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ N 47). Общество осуществляет расчет платы за горячее водоснабжение в спорных многоквартирных домах с нарушением пунктов 42, 54 Правил N 354, пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354, пункта 2 Примечаний к приложению N 2 Правил N 354, пунктов 58, 59 Приказа от 15.02.2011 N 47.
По результатам проверки обществу выдано предписание 030/052/13-12 ГЖИи от 20 октября 2015 года об устранении нарушений действующего законодательства.
ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" не согласилось с указанным предписанием ГЖИ Республики Карелия и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное обществом требование, дал оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила) во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Формула 20).
Пункт 54 Правил предусматривает порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Таким образом, указанный пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих: 1) произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; 2) стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Порядок расчета и показатели, приведенные в названной формуле (объем потребляемых коммунальных услуг, тариф) для определения размера платы за коммунальную услугу основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).
Пунктом 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
В случае, если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные обоснования, сделал правильный вывод, что ГЖИ Республики Карелия не доказала, что заявителем неправильно производится расчет платы за горячее водоснабжение. Инспекцией не названы законные основания для использования какого-либо иного метода расчета, в том числе перевода тепловой энергии, исчисляемой в Гкал, в расчетные единицы коммунальной услуги по горячему водоснабжению (м куб.) для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил.
Исходя из изложенного, суд обоснованно признал предписание N 030/052/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства от 20 октября 2015, выданное ГЖИ Республики Карелия, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права общества на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы ГЖИ Республики Карелия, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, указанную в отзыве на заявление, которой дана полная оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал объективную правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.06.2016 по делу N А26-312/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.СОМОВА
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.А.СОМОВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)