Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 18АП-728/2016 ПО ДЕЛУ N А07-13685/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 18АП-728/2016

Дело N А07-13685/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Компания "Эрмитаж" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 по делу N А07-13685/2015 (судья Абдуллина Э.Р.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Компания "Эрмитаж" Чехова Е.А. (доверенность от 27.01.2016).

Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Компания "Эрмитаж" (далее - общество ИСК "Эрмитаж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 13.08.2014 N 3687 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории квартала, ограниченной улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части изъятия для муниципальных нужд земельных участков под жилыми домами N N 71, 75, 77, 77/2 по ул. Пушкина, N N 13, 15, 17/19 по ул. К. Маркса и жилых помещений в указанных домах (с учетом уточнения требований заявителя, т. 1 л.д. 80).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика и технического надзора" городского округа город Уфы Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфы Республики Башкортостан, Хасанова Клара Бариевна.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 (резолютивная часть от 03.12.2015) в удовлетворении заявления общества отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество ИСК "Эрмитаж" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Податель апелляционной жалобы считает обжалуемый ненормативный акт незаконным в силу противоречия процедуры изъятия земельного участка нормам ст. 49, п. п. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку до принятия муниципальным образованием решения об изъятии земельного участка у собственников жилых помещений не было принято решение о признании аварийными многоквартирных домов, расположенных на изъятом земельном участке, и не были предъявлены требования, указанные в п. 10 и п. 11 ст. 32 ЖК РФ, о сносе или реконструкции многоквартирного дома самостоятельно. В силу этого, апеллянт полагает, что предусмотренная названными нормами совокупность юридических условий, при которых допускается изъятие для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом или жилое помещение, при принятии оспариваемого постановления не соблюдены. Ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2014 N 2026-О, апеллянт указывает на отсутствие оснований для изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий для нужд частных лиц.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование ненормативного акта, который, по мнению апеллянта, подлежит исчислению с момента, когда ему стало реально известно о нарушении своего права, что при отсутствии в материалах дела доказательств уведомления собственников жилых помещений о принятии решения об изъятии земельного участка в соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 32 ЖК РФ возможно было установить только при ознакомлении с содержанием оспариваемого постановления.
Отзывы на апелляционную жалобу заявителя от участвующих в деле лиц в суд апелляционной инстанции не поступили.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 судебное разбирательство отложено на 14.03.2016, судом у Администрации запрошены дополнительные документы и доказательства.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.20106 судебное разбирательство отложено на 07.04.2016 для представления вышеуказанных доказательств.
Во исполнение определений суда сторонами дополнительно представлены дополнительные пояснения и доказательства (т. 2 л.д. 106, т. 3 л.д. 2-20).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание 07.04.2016 представители Администрации и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, обществу ИСК "Эрмитаж" на праве собственности принадлежат:
- - квартира N 47 площадью 63,7 кв. м, расположенная в доме N 17/19 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 1 площадью 28,6 кв. м, расположенная в доме N 15 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 10 площадью 65,2 кв. м, расположенная в доме N 13 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 5 площадью 30,3 кв. м, расположенная в доме N 77 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - доля в праве на жилой дом площадью 258,1 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, 75;
- - доля в праве на индивидуальный жилой дом площадью 539,4 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, 71;
- - квартира N 4 площадью 62,1 кв. м, расположенная в доме N 71 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - квартира N 17 площадью 22,2 кв. м, расположенная в доме N 77 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:17 площадью 1 065 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса, д. 13;
- - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:37 площадью 1 445 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, д. 75.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 20-27) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 81-92, 99-100, 103, т. 3 л.д. 11-13).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2004 N 756-р определено: Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан в установленном порядке провести работу по снятию с государственной охраны объекта историко-культурного наследия - здания, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 17/19; разрешить Администрации городского округа город Уфа произвести снос зданий, расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Пушкина, дома 71, 73, 75, 77/2, 77/3; ул. К. Маркса, д. 13/1; ул. Гоголя, д. 32; провести по согласованию с Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан реконструкцию зданий-памятников, расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Пушкина, дома 77, 79; ул. К. Маркса, дома 13, 15, с приспособлением под новое функциональное использование (с возведением пристроя и надстроя новых объектов со стороны дворовой части) при условии обязательного сохранения и реставрации их главных фасадов (т. 1 л.д. 132).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.04.2013 N 156 утверждены: адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 год (т. 1 л.д. 56, 59-61), согласно которым в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включены дома по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 77 и 77 корп. 2; г. Уфа, ул. К. Маркса, 17.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 утверждены: адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы (т. 1 л.д. 52-54), согласно которым в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включены дома по адресу: г. Уфа, ул. К. Маркса, 17 корп. 19.
13.01.2014 между Администрацией и муниципальным унитарным предприятием "Служба заказчика и технического надзора" городского округа город Уфы Республики Башкортостан подписан договор о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 43-РТ (т. 1 л.д. 126).
Согласно п. 1.1 указанного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, условиями аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, утвержденными постановлениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.07.2013 N 3846 "О развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", от 22.11.2013 N 5945 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и опубликованными в газете "Вечерняя Уфа" N 228-229 от 28.11.2013, на основании протокола N 2 от 27.12.2013, настоящим договором Администрация предоставляет право на заключение договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а муниципальное предприятие, получая указанные права, принимает на себя обязательства в установленные разделом 3 настоящего договора сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства, предусмотренные пунктом 3.1 и соответствующими подпунктами настоящего договора по развитию вышеуказанной территории, в том числе подготовить в установленном порядке проект планировки и проект межевания застроенной территории, оформить права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, а Администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения таких обязательств в соответствии с пунктами 3.3.1 - 3.3.5 настоящего договора.
Администрацией принято постановление от 13.08.2014 N 3687 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории квартала, ограниченной улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", согласно которому определено изъять для муниципальных нужд в установленном порядке земельные участки у землепользователей, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений, а также сами жилые и нежилые помещения в жилых домах N N 71, 73, 75, 77, 77/2, 77/3 по ул. Пушкина, N N 13, 15, 17/19 по ул. К. Маркса в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан изъяты для муниципальных нужд (т. 1 л.д. 18).
Считая принятое Администрацией постановление незаконным, нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество ИСК "Эрмитаж" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта, поскольку судом установлено, что о принятии оспариваемого постановления и его содержании обществу стало известно при участии в судебных заседаниях по делу N А07-1089/2015 не позднее 05.02.2015, при отсутствии со стороны заявителя ходатайства о восстановлении срока.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что обществу ИСК "Эрмитаж" на праве собственности принадлежат:
- - квартира N 47 площадью 63,7 кв. м, расположенная в доме N 17/19 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 1 площадью 28,6 кв. м, расположенная в доме N 15 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 10 площадью 65,2 кв. м, расположенная в доме N 13 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса;
- - квартира N 5 площадью 30,3 кв. м, расположенная в доме N 77 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - доля в праве на жилой дом площадью 258,1 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, 75;
- - доля в праве на индивидуальный жилой дом площадью 539,4 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, 71;
- - квартира N 4 площадью 62,1 кв. м, расположенная в доме N 71 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - квартира N 17 площадью 22,2 кв. м, расположенная в доме N 77 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина;
- - доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:17 площадью 1 065 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса, д. 13;
- - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:37 площадью 1 445 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина, д. 75.
Из дополнительно представленных в апелляционный суд доказательств (т. 3 л.д. 5, 15-20) судом установлено, что под указанными многоквартирными домами сформированы следующие земельные участки:
- - под многоквартирным домом N 71 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:35;
- - под многоквартирным домом N 17/19 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:34;
- - под многоквартирным домом N 15 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:15;
- - под многоквартирным домом N 13 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Карла Маркса - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:17;
- - под многоквартирным домом N 77 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Пушкина - земельный участок с кадастровым номером 02:55:010150:38.
Названные земельные участки поставлены на кадастровый учет до 01.03.2005, что в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" свидетельствует о возникновении права собственности на земельные участки.
Администрацией принято постановление от 13.08.2014 N 3687 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории квартала, ограниченной улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", которым решено изъять для муниципальных нужд земельные участки у землепользователей, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений, а также сами жилые и нежилые помещения в жилых домах N N 71, 73, 75, 77, 77/2, 77/3 по ул. Пушкина, N N 13, 15, 17/19 по ул. К. Маркса в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан изъяты для муниципальных нужд (т. 1 л.д. 18).
Из заявленных обществом ИСК "Эрмитаж" требований, апелляционной жалобы с учетом дополнений и пояснений (т. 2 л.д. 96, т. 3 л.д. 2) следует, что общество считает оспариваемый ненормативный акт принятым с нарушением порядка признания жилых домов аварийными, а также с нарушением процедуры уведомления собственника жилых помещений о добровольном сносе либо реконструкции жилых домов в порядке ч. 11 ст. 32 ЖК РФ.
Нормой ст. 49 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельного участка для муниципальных нужд в исключительных случаях и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
В силу части 3 той же статьи решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенным условием договора о развитии застроенной территории является среди прочего обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
Порядок принятия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируется ст. 16 Федерального закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно части 1 которой указанная региональная программа утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 16 названного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы и пр.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 от 28.03.2014 (т. 1 л.д. 52) утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 гг., в которой среди прочего предусмотрено переселение граждан из жилых домов, расположенных в г. Уфа по ул. Пушкина (N N 71, 75, 77) и по ул. К. Маркса (N N 13, 15, 17/19).
В соответствии с постановлениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.07.2013 N 3846 "О развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", от 22.11.2013 N 5945 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" оформлен договор N 43-рт от 13.01.2014 о развитии застроенной территории - квартала, ограниченного улицами Гоголя, Свердлова, Карла Маркса, Пушкина в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 126), пунктом 2.5. которого предусмотрен снос или реконструкция в том числе жилых домов по ул. Пушкина (N N 71, 75, 77) и по ул. К. Маркса (N N 13, 15, 17/19) в г. Уфа.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 05.07.2007 N 25/8 утверждена подпрограмма "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007-2015 гг. по городскому округу г. Уфа Республики Башкортостан (т. 2 л.д. 46), в которую среди прочего включены и спорные дома (года постройки - до 1917, 1934, 1935).
Ранее распоряжением Совета Министров Башкирской советской социалистической республики от 05.08.1991 N 615-р принято решение по сносу существующей застройки в связи с отводом площадок под новое строительство в том числе в отношении домов по ул. Пушкина (N 71, 73, 75 и 3 дома N 77).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2004 N 756-р было принято решение разрешить Администрации городского округа г. Уфа произвести снос зданий, расположенных в г. Уфа по ул. Пушкина N 71, 75, 77/2, заказчиком-застройщиком определено государственное унитарное предприятие Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан.
Тем же распоряжением предусмотрено произвести реконструкцию зданий-памятников, расположенных по адресам: г. Уфа, ул. Пушкина, 77, и по ул. К. Маркса, д. д. 13, 15.
Из письма прокуратуры г. Уфа в адрес Хасановой К.Б. от 19.05.2015 (т. 1 л.д. 146) следует, что названным распоряжением также предусмотрена реконструкция жилого дома N 17/19 по ул. К. Маркса, поскольку ранее рядом административных актов - распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26.04.2004 N 320-р, постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы от 14.04.2000 N 734 - названный жилой дом 1932 года постройки был признан непригодным для проживания, а граждане - подлежащими расселению.
Из изложенных обстоятельств следует, что жилые дома, принадлежащие на праве собственности заявителю, включены в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, что в силу ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения о развитии застроенной территории и решения об изъятии жилых домов и земельных участков под ними.
Ссылки апеллянта на то, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2004 N 756-р принималось для реализации конкретной программы конкретным застройщиком - Фондом жилищного строительства Республики Башкортостан, отклоняются, поскольку нормами ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не предусмотрена возможность исключения жилых домов, включенных в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, из такого перечня и программы.
Доказательств отмены ранее принятых решений об утверждении адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе в части спорных жилых домов, в дело не представлено, в силу чего следует признать, что названные решения являются действующими.
Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят в соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявленные обществом ИСК "Эрмитаж" в заявлении и апелляционной жалобе (с учетом дополнений, т. 3 л.д. 2) правовые основания, по которым заявитель считает ненормативные акты незаконными, апелляционным судом признаются необоснованными.
Так, доводы заявителя о противоречии оспариваемого ненормативного акта положениям ст. 32 ЖК РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление Правительства РФ N 47) подлежат отклонению в силу следующего.
В силу части 11 статьи 32 ЖК РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления Администрации) в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения; жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ жилищные права реализуются гражданами.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ N 47 настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, нормы ст. 32 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ N 47 в их нормативном единстве со ст. ст. 1, 15, 17 ЖК РФ направлены на защиту жилищных прав граждан, ключевым из которых является право проживания в жилом помещении, и которые в случае признания жилого дома аварийным реализуется путем предоставления гражданину гарантий его переселения в другое помещение, тогда как общество ИСК "Эрмитаж", являясь юридическим лицом, такие правомочия реализовать не может.
Более того, применительно к рассматриваемой ситуации такие жилищные права не могут быть реализованы юридическим лицом в принципе, поскольку спорные жилые дома были включены в программу переселения из аварийного жилья, то есть не были предназначены для проживания в них граждан.
В силу изложенного, заявленные апеллянтом в качестве основания оспаривания нормативные акты не подлежат применению к спорным правоотношениям, которые не связаны с защитой жилищных прав обществом ИСК "Эрмитаж", в то время как защита прав общества как собственника жилых помещений может быть осуществлена в порядке норм общегражданского законодательства.
В силу этого, непредставление Администрацией доказательств признания принадлежащих заявителю домов ветхими и аварийными в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 47, само по себе не нарушает прав заявителя как собственника жилых домов.
Апелляционный суд также полагает, что по смыслу нормы ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предусматривающей включение в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, включение в названную адресную программу иных домов, кроме как признанных аварийными, не предусмотрено.
Кроме того, как следует из распоряжения Совета Министров Башкирской советской социалистической республики от 05.08.1991 N 615-р, которым принято решение по сносу существующей застройки в связи с отводом площадок под новое строительство в том числе в отношении домов по ул. Пушкина (N 71, 73, 75 и 3 дома N 77), решение о сносе названных домов было принято задолго до принятия действующих нормативных актов, регулирующих порядок признания домов аварийными и изъятия жилых домов и земельных участков для муниципальных нужд в случае развития застроенной территории.
Исходя из изложенного следует также отметить, что по смыслу нормы ч. 10 и ч. 11 ст. 32 ЖК РФ уведомление о сносе или реконструкции направлено на обеспечение прав собственников жилых помещений с целью обращения в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство, снос или реконструкцию жилого дома, в то время как обществом ИСК "Эрмитаж", несмотря на утверждения представителя о намерении произвести снос или реконструкцию спорных домов самостоятельно, не представлено доказательств совершения фактических действий, направленных на реализацию такого права как с момента, когда заявитель стал собственников домов, так и в течение установленного ч. 11 ст. 32 ЖК РФ срока с момента, когда заявитель узнал о принятии решения об изъятии домов и земельных участков.
По тем же основаниям подлежат отклонению ссылки апеллянта на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2012, поскольку, исходя из фактических обстоятельств рассмотренного дела, спорные правоотношения обусловлены защитой жилищных прав гражданина, проживающего в многоквартирном доме.
Доводы апеллянта о незаконности оспариваемого ненормативного акта в связи с невозможностью принудительного изъятия индивидуального жилого дома N 75 по ул. Пушкина в г. Уфа, поскольку положения ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации распространяются только на отношения, связанные со сносом многоквартирных жилых домов, со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 2026-О от 07.10.2014, подлежат отклонению по тем же мотивам, поскольку правовая позиция, изложенная в названном определении, применима к случаям защиты жилищных прав граждан, использующих жилое помещение для проживания, тогда как таких обстоятельств применительно к настоящему спору апелляционным судом не установлено.
Оценивая обстоятельство нарушения прав и законных интересов общества ИСК "Эрмитаж" оспариваемым ненормативным актом, апелляционный суд также отмечает следующее.
Распоряжением Совета Министров Башкирской советской социалистической республики от 05.08.1991 N 615-р принято решение по сносу существующей застройки в связи с отводом площадок под новое строительство в том числе в отношении домов по ул. Пушкина (N 71, 73, 75 и 3 дома N 77).
Из принятых впоследствии распорядительных актов - постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 (т. 1 л.д. 52), распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2004 N 756-р, а также письма прокуратуры г. Уфа в адрес Хасановой К.Б. от 19.05.2015 (т. 1 л.д. 146) следует, что в отношении территории, в границах которой расположены жилые дома, принадлежащие заявителю, предпринимались неоднократные попытки ее освоения для целей застройки квартала, в том числе одним из таких застройщиков выступало общество ИСК "Эрмитаж".
Так, судебными актами по делу N А07-1089/2014 (т. 2 л.д. 10) установлено, что общество ИСК "Эрмитаж" на основании договора от 16.11.2006 выполнения условий аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка под реконструкцию застройки квартала по адресу: Кировский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, квартал N 478, ограниченный улицами К. Маркса, Пушкина, Гоголя, Свердлова, договора аренды земельного участка от 28.12.2016, инвестиционного контракта от 28.09.2007 осуществляло землепользование и застройку земельного участка в границах указанной территории, и которыми среди прочего были предусмотрены условия, регулирующие правоотношения застройщика и муниципального образования по расселению и сносу многоквартирных домов, расположенных на застраиваемой территории, и такие мероприятия также должны были осуществляться самим застройщиком.
В рамках реализации названных договоров обществом ИСК "Эрмитаж" произведены мероприятия по расселению граждан из жилых домов, в результате которых общество стало собственником жилых домов, являющихся спорными по настоящему делу.
При изложенной совокупности обстоятельств следует признать, что общество ИСК "Эрмитаж", приобретая спорные жилые дома в порядке реализации проекта застройки квартала путем расселения граждан из жилых домов, знало о том, что жилые дома планируются под проведение работ по их сносу.
Из системного толкования норм ст. 49 ЗК РФ, ст. 270 ГК РФ, ст. 32 ЖК РФ следует, что последовательность мероприятий по изъятию строений и земельных участков для муниципальных нужд, в том числе уведомление собственника о планируемом изъятии, обусловлена принципами правовой определенности и разумных ожиданий, поскольку изъятие недвижимого имущества сопряжено с прекращением права собственности частного лица на него, в силу чего такое лицо должно быть защищено от возложения на него необоснованных рисков ведения хозяйственной деятельности в отношении имущества, планируемого к изъятию.
В данном случае апелляционный суд не может прийти к выводу о том, что оспариваемым заявителем ненормативным актом нарушаются его интересы, поскольку долгосрочное планирование мероприятий по сносу и реконструкции жилых домов, приобретенных заявителем в собственность, свидетельствует о невозможности получения какого-либо экономического эффекта от его использования в предпринимательской деятельности кроме того, который обусловлен самими мероприятиями по сносу объекта.
Ссылки апеллянта в пояснениях суду при оценке указанного обстоятельства на его намерение самостоятельно осуществить снос домов с последующим возведением экономически ликвидных объектов недвижимости, не свидетельствуют о нарушении правового интереса общества, поскольку такой интерес подлежит защите при определении выкупной цены изымаемого имущества.
Таким образом, апелляционным судом не установлено совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного акта публичного органа власти, в силу чего основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2 ст. 116 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Доводы апеллянта о том, что им не пропущен процессуальный срок на обжалование ненормативного акта признаются обоснованными с учетом правовой позиции, сформированной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 N 1908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Строй-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", поскольку о содержании оспариваемого ненормативного акта, и в силу этого - о нарушении своих прав заявитель мог узнать не ранее получения копии документа.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе, оплаченная по платежному поручению от 18.12.2015 N 393 в сумме 1 500 рублей подлежит возврату заявителю на основании п. п. 3, 12 ч. 1 ст. 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне уплаченная.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 по делу N А07-13685/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Компания "Эрмитаж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционно-Строительная Компания "Эрмитаж" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)