Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмиян С.И.
судей Жукова Т.В., Попова Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Жарковым Р.П..,
при участии:
- от истца: Слепченок В.О., доверенность от 25.03.2015, Калинина Е.В., доверенность от 01.09.2015;
- от ответчика: Лебедев А.Е., доверенность от 03.12.2015; Кравченко Е.А., доверенность от 13.11.2015;
- рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10988/2016) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2016 года по делу N А56-66711/2015 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН: 1089847179950; ИНН: 7811405931)
к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254; ИНН: 7830000426)
о взыскании 5 908 рублей 24 копеек,
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") 5 908 рублей 24 копеек неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой за ноябрь 2013 года за услуги по канализованию.
Решением от 03.03.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" просит решение суда от 03.03.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" полагает, что в отсутствие общедомовых приборов сточных вод, организация ВКХ не правомерно определила объем водоотведения на общедомовые нужды равным объему водопотребления (по общим приборам учета воды). ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" приводит расчет объема услуги водоотведения в соответствии с формулой подпункта "в" пункта 21 Правил N 124.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" пояснило, что расчет ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" объема услуги водоотведения не соответствует формуле подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, выполнен не корректно, а представляет собой разницу между показаниями общедомовых приборов учета холодной и горячей воды и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета и нормативов. Не доказано, что полученная разница могла быть использована на общедомовые нужды.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ставит под сомнение корректность показаний индивидуальных приборов учета, в отсутствие сведений о их надлежащей поверке. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оспаривает факт перечисления на его расчетный счет платы за услуги коммунального водоснабжения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2016 проверяются в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в июне 2013 года - феврале 2015 года оказало услуги по водоотведению сточных бытовых вод жилых многоквартирных домов под управлением ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" и выставило к оплате от счета - фактуры на общую сумму 248 982 115 рублей 28 копеек.
В отсутствие приборов коллективных (общедомовых) приборов учета сточных вод, расчет объема сточных вод определен организацией ВКХ равным объему воды, поданной абонентом из всех источников центрального водоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета.
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" представило контррасчет стоимости услуг при применении формулы подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, в результате которого выявило неосновательное обогащение ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за счет ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" и предъявило иск о взыскании 5 908 рублей 24 копеек.
На разрешение суда поставлен вопрос выбора методики определения объема услуги водоотведения на общедомовые нужды в отсутствие общедомовых приборов учета сточных вод.
В производстве суда кассационной инстанции находится дело N А56-19191/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строитель" к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" об изменении условий договора в том числе об определении порядка норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.
Определением от 07.06.2016 апелляционный суд отложил рассмотрение настоящего дела до принятия постановления суда кассационной инстанции судебного акта по делу N А56-19191/2015 до 11.07.2016. На время судебного заседания суда апелляционной инстанции известна резолютивная часть постановления суда кассационной инстанции по делу N А56-19191/2015, что является достаточным для определения правовой позиции кассационного суда и рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 31.03.2013 по 31.08.2013 истец осуществлял водоснабжение и водоотведение в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Правила N 124 вступили в силу 07.03.2012.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (то есть до 01.09.2012), Положения Правил N 124 применяются с соблюдением особенностей, заключающихся в том, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (далее - индивидуальные приборы учета), а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
С 01.09.2012 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса, применяемый арбитражными судами при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с учетом сложившейся судебной практики (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
В Решении ВС РФ от 08.06.2012 N АКПИ12-604 разъяснено: размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления. А это означает, что у исполнителя коммунальных услуг не должно возникать разницы между платой за услуги водоотведения, перечисляемой водоканалу, и совокупной платой за данную услугу, выставляемой собственникам помещений в МКД.
Пунктами 1 и 36 Правил N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги. При этом определение размера платы поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению (пункт 40 Правил N 354).
Пунктом 42 Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, установлено, что размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывался исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении.
Из материалов дела следует, что Предприятие, руководствуясь пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), рассчитало объем водоотведения по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета водоснабжения, где объем водоотведения был принят равным объему водопотребления. Расчет не соответствует требованиям пунктов 42 и 43 Правил N 354. Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления либо по показаниям счетчиков, либо расчетным путем исходя из количества граждан и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Постановление N 344), согласно которым из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону N 416 (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителю не предоставляется. С 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее.
С учетом отсутствия услуги водоотведения на общедомовые нужды потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме в части услуги водоотведение такая составляющая как плата за услугу, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не может быть предъявлена потребителю. Таким образом, с 01.06.2013 у потребителей отсутствует обязанность оплачивать коммунальную услугу по водоотведению на общедомовым приборам учета, которая с указанной даты не может им предоставляться в силу прямого указания в законе.
Поскольку в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, у Предприятия не было правовых оснований для применения его в расчетах и включения его в счета, выставляемые Обществу для оплаты, следовательно на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Отклоняется довод Предприятия о том, что Обществом не доказаны показания индивидуальных приборов учета, поскольку документы подтверждающие проведение проверок работы приборов в материалы дела не представлены, а его на проведение указанных проверок не приглашали, поскольку расчет основан на данных потребителей, переданных в ВЦКП и достоверен, пока не доказано обратное.
Обязанность представления ресурсоснабжающей организации документов, подтверждающих приемку индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, не предусмотрена нормами жилищного законодательства.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2016 по делу N А56-66711/2015 отменить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254; ИНН: 7830000426) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН: 1089847179950; ИНН: 7811405931) 5 908 рублей 24 копейки неосновательного обогащения, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления, 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2016 N 13АП-10988/2016 ПО ДЕЛУ N А56-66711/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. N 13АП-10988/2016
Дело N А56-66711/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмиян С.И.
судей Жукова Т.В., Попова Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Жарковым Р.П..,
при участии:
- от истца: Слепченок В.О., доверенность от 25.03.2015, Калинина Е.В., доверенность от 01.09.2015;
- от ответчика: Лебедев А.Е., доверенность от 03.12.2015; Кравченко Е.А., доверенность от 13.11.2015;
- рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10988/2016) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2016 года по делу N А56-66711/2015 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН: 1089847179950; ИНН: 7811405931)
к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254; ИНН: 7830000426)
о взыскании 5 908 рублей 24 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") 5 908 рублей 24 копеек неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой за ноябрь 2013 года за услуги по канализованию.
Решением от 03.03.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" просит решение суда от 03.03.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" полагает, что в отсутствие общедомовых приборов сточных вод, организация ВКХ не правомерно определила объем водоотведения на общедомовые нужды равным объему водопотребления (по общим приборам учета воды). ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" приводит расчет объема услуги водоотведения в соответствии с формулой подпункта "в" пункта 21 Правил N 124.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" пояснило, что расчет ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" объема услуги водоотведения не соответствует формуле подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, выполнен не корректно, а представляет собой разницу между показаниями общедомовых приборов учета холодной и горячей воды и суммарными показаниями индивидуальных приборов учета и нормативов. Не доказано, что полученная разница могла быть использована на общедомовые нужды.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ставит под сомнение корректность показаний индивидуальных приборов учета, в отсутствие сведений о их надлежащей поверке. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оспаривает факт перечисления на его расчетный счет платы за услуги коммунального водоснабжения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2016 проверяются в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в июне 2013 года - феврале 2015 года оказало услуги по водоотведению сточных бытовых вод жилых многоквартирных домов под управлением ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" и выставило к оплате от счета - фактуры на общую сумму 248 982 115 рублей 28 копеек.
В отсутствие приборов коллективных (общедомовых) приборов учета сточных вод, расчет объема сточных вод определен организацией ВКХ равным объему воды, поданной абонентом из всех источников центрального водоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета.
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" представило контррасчет стоимости услуг при применении формулы подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, в результате которого выявило неосновательное обогащение ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за счет ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" и предъявило иск о взыскании 5 908 рублей 24 копеек.
На разрешение суда поставлен вопрос выбора методики определения объема услуги водоотведения на общедомовые нужды в отсутствие общедомовых приборов учета сточных вод.
В производстве суда кассационной инстанции находится дело N А56-19191/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строитель" к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" об изменении условий договора в том числе об определении порядка норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.
Определением от 07.06.2016 апелляционный суд отложил рассмотрение настоящего дела до принятия постановления суда кассационной инстанции судебного акта по делу N А56-19191/2015 до 11.07.2016. На время судебного заседания суда апелляционной инстанции известна резолютивная часть постановления суда кассационной инстанции по делу N А56-19191/2015, что является достаточным для определения правовой позиции кассационного суда и рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 31.03.2013 по 31.08.2013 истец осуществлял водоснабжение и водоотведение в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Правила N 124 вступили в силу 07.03.2012.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (то есть до 01.09.2012), Положения Правил N 124 применяются с соблюдением особенностей, заключающихся в том, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (далее - индивидуальные приборы учета), а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
С 01.09.2012 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, установленной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса, применяемый арбитражными судами при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с учетом сложившейся судебной практики (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
В Решении ВС РФ от 08.06.2012 N АКПИ12-604 разъяснено: размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления. А это означает, что у исполнителя коммунальных услуг не должно возникать разницы между платой за услуги водоотведения, перечисляемой водоканалу, и совокупной платой за данную услугу, выставляемой собственникам помещений в МКД.
Пунктами 1 и 36 Правил N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги. При этом определение размера платы поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению (пункт 40 Правил N 354).
Пунктом 42 Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, установлено, что размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывался исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении.
Из материалов дела следует, что Предприятие, руководствуясь пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), рассчитало объем водоотведения по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета водоснабжения, где объем водоотведения был принят равным объему водопотребления. Расчет не соответствует требованиям пунктов 42 и 43 Правил N 354. Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления либо по показаниям счетчиков, либо расчетным путем исходя из количества граждан и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Постановление N 344), согласно которым из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону N 416 (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителю не предоставляется. С 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее.
С учетом отсутствия услуги водоотведения на общедомовые нужды потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме в части услуги водоотведение такая составляющая как плата за услугу, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не может быть предъявлена потребителю. Таким образом, с 01.06.2013 у потребителей отсутствует обязанность оплачивать коммунальную услугу по водоотведению на общедомовым приборам учета, которая с указанной даты не может им предоставляться в силу прямого указания в законе.
Поскольку в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, у Предприятия не было правовых оснований для применения его в расчетах и включения его в счета, выставляемые Обществу для оплаты, следовательно на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Отклоняется довод Предприятия о том, что Обществом не доказаны показания индивидуальных приборов учета, поскольку документы подтверждающие проведение проверок работы приборов в материалы дела не представлены, а его на проведение указанных проверок не приглашали, поскольку расчет основан на данных потребителей, переданных в ВЦКП и достоверен, пока не доказано обратное.
Обязанность представления ресурсоснабжающей организации документов, подтверждающих приемку индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, не предусмотрена нормами жилищного законодательства.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2016 по делу N А56-66711/2015 отменить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254; ИНН: 7830000426) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН: 1089847179950; ИНН: 7811405931) 5 908 рублей 24 копейки неосновательного обогащения, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления, 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
Т.В.ЖУКОВА
Н.М.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)