Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2016 N Ф03-4779/2016 ПО ДЕЛУ N А04-1170/2016

Требование: О признании частично недействительным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В связи с выявленными при проверке нарушениями выдано предписание о включении в документы собственникам домов сведений по услуге "электроснабжение", о перерасчете платы за услугу электроснабжения, об изготовлении технических паспортов на дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. N Ф03-4779/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
- от заявителя: ООО "УК Концепт" - Егорова А.Г., представитель по доверенности от 06.09.2016;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области - Романова О.Е., представитель по доверенности от 15.01.2016; Кузьмин П.В., представитель по доверенности от 05.06.2015;
- от ПАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" - Лагутинская Е.В., представитель по доверенности от 01.01.2016;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Концепт"
на решение от 22.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016
по делу N А04-1170/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чумаков П.А.. в апелляционном суде судьи: Харьковская Е.Г., Пескова Т.Д.. Сапрыкина Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ОГРН 1062801070826, ИНН 2801112870, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Партизанская, 25)
к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24)
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
о признании недействительным предписания
ООО "Городская Управляющая Компания" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области N 781 от 30.12.2015 в части пунктов 1, 2, 3 (с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК", третье лицо).
Решением от 22.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 признано недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу РФ предписание Государственной жилищной инспекции Амурской области N 781 от 30.12.2015 в части пункта 1. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела в неудовлетворенной части применительно к действующему законодательству ошибочными, а судебные акты в оспариваемой части подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Общество в жалобе и его представитель в судебном заседании выразили несогласие с выводами судов в отношении пункта 2 предписания, поскольку считают, что плата за услугу электроснабжения должна рассчитываться с учетом площади подвальных помещений; пункт 3 незаконен, так как волеизъявления собственников МКД на изготовление технических паспортов на жилые дома не было.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 124 АПК РФ произведена замена наименования заявителя по делу - ООО "Городская Управляющая Компания" на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Концепт" в связи с переименованием юридического лица, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Инспекция в отзыве и ее представитель в суде округа доводы общества полагали несостоятельными, судебные акты, как принятые с правильным применением правовых норм, подлежащими оставлению без изменений.
ПАО "ДЭК" в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали доводы подателя кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "ДЭК" и общество состоят в договорных отношениях по снабжению электрической энергией (договор энергоснабжения от 01.08.2015 N БЕООЭ0002823), где ПАО "ДЭК" выступает в качестве ресурсоснабжающей организации, а управляющая компания - потребителем.
Кроме этого, между обществом и ПАО "ДЭК" заключен агентский договор от 01.06.2015, по условиям которого ПАО "ДЭК" как агент выполняет поручения управляющей компании и действует в ее интересах и за ее счет, в том числе формирует, печатает и направляет потребителям от имени общества соответствующие требованиям законодательства платежные документы на оплату коммунальной услуги - электроснабжение.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении общества государственным жилищным инспектором составлен акт проверки от 30.12.2015, вынесено предписание N 781 об устранении выявленных нарушений.
В предписании от 30.12.2015 N 781 инспекция указала, что в нарушение требований ЖК РФ общество передало полномочия на выполнение комплекса работ по учету, начислению, предъявлению начислений к оплате, приему платежей и взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, а также по расчету объема электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества многоквартирного дома ПАО "ДЭК" (п. 1 предписания); при расчете норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды применяются площади мест общего пользования с учетом площадей подвалов (п. 2 предписания); деятельность по управлению многоквартирными домами обществом осуществляется без надлежащим образом оформленной технической документации на многоквартирные дома по ул. Чехова 39Б и ул. Кирова 304В в г. Белогорске (п. 3 предписания).
В целях устранения выявленных нарушений инспекция предписала обществу: привести платежные документы, выставляемые собственникам помещений МКД N 396 по ул. Чехова в г. Белогорске, МКД N 304В по ул. Кирова в г. Белогорске, в соответствие с положениями ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); произвести перерасчет за услугу электроснабжение на ОДН без учета подвального помещения жителям указанных домов; привести техническую документацию на МКД по ул. Чехова N 39Б и ул. Кирова N 304В в г. Белогорск в соответствие с п. 24, п. 26 Правил N 491.
Решением от 10.02.2016 инспекцией внесены изменение в предписание, согласно которым во исполнение предписания управляющей компании следует включить в документы собственникам МКД N 396, МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорск на оплату жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией общества, сведения, предусмотренные пп. в, г, д, е, ж, л п. 69 Правил N 354, по услуге "Электроснабжение" (пункт 1); изготовить (внести изменения) актуальные технические паспорта на многоквартирные дома N 396 по ул. Чехова, МКД N 304в по ул. Кирова в г. Белогорске (пункт 3).
Не согласившись с требованиями инспекции, изложенными в пунктах 1, 2, 3 предписания управляющая компания обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пункт 1 предписания признал незаконным, в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 2 и 3 ненормативного правового акта - отказал.
Выводы суда первой инстанции, по результатам апелляционного обжалования в части пунктов 2 и 3 предписания, поддержаны апелляционным судом.
При этом, по мнению суда округа, в оспариваемой части суды правомерно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
- - коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
- - и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 1 пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

одн одн кр
P = V x T ,
i i

где:
одн
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за
i
расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся
- на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- Т{\super кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 Правил N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) объем (количество) коммунального ресурса (в данном случае - электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

S
одн.5 одн ои i
V = N x S x ----,
i об
S

где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В указанных формулах определение содержания понятия "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" относительно электроэнергии не дано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Таким образом, для установления размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в МКД, следует принимать во внимание установленный уполномоченным органом в соответствии с Правилами N 306 норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, объем оказанной услуги, который в силу пункта 44 Правил N 354 распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, и рассчитывается с учетом значения площадей помещений (квартир) в МКД, отраженных в формуле N 15.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ, Правил N 306 и других нормативных документов Правительство Амурской области постановлением от 30.08.2012 N 466 установило нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Амурской области, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающим организациям (при непосредственном способе управления многоквартирным домом) в целях соблюдения единого методологического подхода при определении и применении нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения рекомендовано при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходить из площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Как установили суды и подтверждено письмом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.02.2016 N 01-06-478, норматив потребления электроэнергии на ОДН, был определен в постановлении Правительства N 466 из расчета общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, состоящей из межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и без дифференциации в зависимости от наличия либо отсутствия подвалов в многоквартирных домах.
Указанное постановление принято Правительством Амурской области во исполнение федерального законодательства, то есть в соответствии с предоставленными полномочиями. Доказательств тому, что оно признано недействующим в установленном законом порядке, заявителем не представлено. Следовательно, оснований для признания его необязательным для исполнения, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов о том, что при расчете платы за потребление ресурса на ОДН следует руководствоваться специальным правовым регулированием, а не положениями статьи 36 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае суды установили, что в техническом паспорте многоквартирного дома по ул. Чехова, 39Б имеются сведения о площади технического подполья 1 161 кв. м, в отношении дома по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, 304В - технический паспорт отсутствует.
Кроме того, согласно актам обследования подвальных помещений от 14.03.2016, составленным МКУ "Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск" в подвальных помещениях дома по ул. Чехова, 39Б кладовки отсутствуют, имеются осветительные приборы (патроны), в доме по ул. Кирова, 304 В - подвальные помещения отсутствуют, имеется техническое подполье.
Однако, как установили суды, даже данные обстоятельства не были приняты во внимание управляющей организацией и при расчете платы за потребленный ресурс на ОДН специальное законодательство последним учтено не было.
В этой связи выводы судов о том, что инспекция правомерно в пункте 2 предписания предписала обществу произвести пересчет платы за услугу электроснабжения на ОДН без учета подвальных помещений жителям указанных домов, обоснованны.
Выводы суда соответствуют и разъяснениям Министерства регионального развития в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, согласно которым используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Соглашается суд кассационной инстанции и с заключениями судов относительно пункта 3 предписания.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят, в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации, отсутствие волеизъявления собственников помещений в МКД на изготовление технической документации не могут являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Судами установлено, что общество добровольно приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорные дома.
Материалами дела подтверждено, что технический паспорт многоквартирного жилого дома по ул. Чехова, 39Б составлен по состоянию на 1984 год, по форме, утвержденной приказом от 06.05.1968 N 167. В отношении дома расположенного по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, 304В технический паспорт отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов о том, что отсутствие паспортов на МКД и недостаточная их актуальность приводит к невозможности объективно отражать и предоставлять в уполномоченные органы требуемую, в том числе для расчета норматива потребления и размера платы за потребленный ресурс информацию.
Следовательно, подобное неисполнение обязанностей, является недобросовестным поведением управляющей компании, а поэтому нарушением положений действующего законодательства.
При установленном суды обоснованно заключили, что требования пункта 3 предписания инспекции (с учетом изменений) являются законными.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 22.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу N А04-1170/2016 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)