Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Кропачевой, рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-25965/2016 по заявлению Акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500) к Главному Управлению МЧС России по Свердловской области Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" (ИНН 6672206726, ОГРН 1069672040877) о признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 7 Предписания N 1-66/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Копылова С.Н., представитель по доверенности N 3 от 15.10.2015 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Пильникова Е.К., представитель по доверенности N 1089-15-9 от 25.03.2016 г., удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Акционерное общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Свердловской области Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" о признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 7 Предписания N 1-66/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016.
По мнению заявителя, содержащиеся в указанных пунктах предписания требования о восстановлении системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию; кроме того, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, пояснив, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компанией.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
На основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-66 Отделением надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "Управляющая компания "Стандарт" в части деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес общества направлено предписание от 29.02.20-16 N 1-66/1/1 об устранении в срок до 01.02.2017 этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на следующие нарушения:
- - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4 НПБ 110-03 (пункт 1 предписания);
- - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 2 предписания);
- - руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода), что является нарушением пункта 61 Правил противопожарного режима (пункт 3 предписания);
- - не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками пожарные краны; пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением пункта 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (пункт 4 предписания);
- - не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении, задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом, что является нарушением части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 7 предписания)
Не согласившись с предписанием в указанной части, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
АО "Управляющая компания "Стандарт" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки, подписанным стороной без возражений. Доказательств, опровергающих выводы проверяющих, суду не представлено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 указанного Закона).
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
В силу ч. 11 ст. 84 Федерального закона N 123-ФЗ системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Частью 3 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, какие выходы и проходы относятся к эвакуационным выходам из зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР).
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ)
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
На основании п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу пункта 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (пункт 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (пункт 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2016 N Ф09-8072/16.
Указанные обстоятельства, а также ссылка заявителя на то, что указанные в п.п. 1, 2, 3, 4, 7 работы относятся к капитальным, не свидетельствуют об отсутствии обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности.
На основании позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, при наличии угрозы жизни и здоровью граждан, которую влечет нарушение требований пожарной безопасности к системам и средствам противопожарной защиты, общество обязано было принять меры к восстановлению автоматической системы дымоудаления и водяного пожаротушения. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Неисполнение обязанности по обеспечению исправного состояния систем и средств противопожарной защиты не исключает обязанности по организации по проведению проверки их работоспособности.
Довод заявителя о том, что том, что многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1, введен в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем на данный объект не распространяются указанные требования, подлежит отклонению.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Таким образом, в данном случае время ввода в эксплуатацию многоквартирного дом, находящегося в управлении АО "УК "Стандарт", не имеет значения, поскольку противопожарные требования подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
То обстоятельство, что многоквартирный дом был построен до или после введения в действие указанных выше документов, не освобождает управляющую компанию от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания дома в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
Таким образом, основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-25965/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N А60-25965/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Кропачевой, рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-25965/2016 по заявлению Акционерного общества "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500) к Главному Управлению МЧС России по Свердловской области Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" (ИНН 6672206726, ОГРН 1069672040877) о признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 7 Предписания N 1-66/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Копылова С.Н., представитель по доверенности N 3 от 15.10.2015 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Пильникова Е.К., представитель по доверенности N 1089-15-9 от 25.03.2016 г., удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Акционерное общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Свердловской области Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" о признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 7 Предписания N 1-66/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 29.02.2016.
По мнению заявителя, содержащиеся в указанных пунктах предписания требования о восстановлении системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию; кроме того, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, пояснив, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компанией.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
На основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-66 Отделением надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "Управляющая компания "Стандарт" в части деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес общества направлено предписание от 29.02.20-16 N 1-66/1/1 об устранении в срок до 01.02.2017 этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на следующие нарушения:
- - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4 НПБ 110-03 (пункт 1 предписания);
- - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 2 предписания);
- - руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода), что является нарушением пункта 61 Правил противопожарного режима (пункт 3 предписания);
- - не укомплектованы рукавами, стволами и полугайками пожарные краны; пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу, что является нарушением пункта 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (пункт 4 предписания);
- - не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении, задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом, что является нарушением части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", части 1 статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 7 предписания)
Не согласившись с предписанием в указанной части, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
АО "Управляющая компания "Стандарт" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки, подписанным стороной без возражений. Доказательств, опровергающих выводы проверяющих, суду не представлено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 указанного Закона).
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
В силу ч. 11 ст. 84 Федерального закона N 123-ФЗ системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Частью 3 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, какие выходы и проходы относятся к эвакуационным выходам из зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР).
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ)
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
На основании п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В силу пункта 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (пункт 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (пункт 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2016 N Ф09-8072/16.
Указанные обстоятельства, а также ссылка заявителя на то, что указанные в п.п. 1, 2, 3, 4, 7 работы относятся к капитальным, не свидетельствуют об отсутствии обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности.
На основании позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, при наличии угрозы жизни и здоровью граждан, которую влечет нарушение требований пожарной безопасности к системам и средствам противопожарной защиты, общество обязано было принять меры к восстановлению автоматической системы дымоудаления и водяного пожаротушения. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Неисполнение обязанности по обеспечению исправного состояния систем и средств противопожарной защиты не исключает обязанности по организации по проведению проверки их работоспособности.
Довод заявителя о том, что том, что многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 25, кор. 1, введен в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем на данный объект не распространяются указанные требования, подлежит отклонению.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
Таким образом, в данном случае время ввода в эксплуатацию многоквартирного дом, находящегося в управлении АО "УК "Стандарт", не имеет значения, поскольку противопожарные требования подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
То обстоятельство, что многоквартирный дом был построен до или после введения в действие указанных выше документов, не освобождает управляющую компанию от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания дома в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
Таким образом, основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)