Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "12" сентября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Макарова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда" (400011, г. Волгоград, ул. Краснопресненская, д. 1А, ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15),
заинтересованное лицо: главный специалист инспекционного отдела управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколова А.А. (400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
без участия в судебном заседании представителей:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - ООО "ГК "ЮРВ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание главного специалиста инспекционного отдела Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколовой А.А. (далее - Управление) от 23.03.2016 N 495-р-2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Управлением проведена проверка исполнения предписания от 09.02.2016 N 155-П-2, выданного ООО ГК "ЮРВ". Проверка проведена на основании распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 16.03.2016 N 495-р. Проверкой установлено, что требования предписания от 09.02.2016 N 155-П-2 об устранении нарушений по многоквартирному дому N 60 по пр-ту Университетский в г. Волгограде не исполнены. Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.03.2016 N 495-Р.
ООО ГК "ЮРВ" является лицом, осуществляющим управление указанным многоквартирным домом. Обществу выдано предписание от 23.03.2016 N 495-р-2 устранить ранее выявленные нарушения в срок до 18.04.2016:
- принять все меры по вводу в эксплуатацию прибора учета по тепловой энергии в многоквартирном доме N 60 по пр-ту Университетский в г. Волгограде, а также предоставить акт ввода в эксплуатацию прибора учета по тепловой энергии в указанном многоквартирном доме в соответствии с требованиями пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 11, 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), подпунктов "а", "в", "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
ООО "ГК "ЮРВ", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО ГК "ЮРВ" требований, Арбитражный суд Волгоградской области, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 23.03.2016 N 495-р-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Суд первой инстанции отклонил доводы ООО ГК "ЮРВ" о том, что работы, указанные в предписании, относятся к работам капитального характера; работы не могут быть выполнены в период отопительного сезона. Указанные доводы являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель должен доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т Университетский, 60, на момент совершения правонарушения находился в управлении ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание 3 общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
До 1 июля 2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В случае неисполнения данных требований законодательства и при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу положений статьи 39 ЖК РФ и статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества относятся к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов проверки, на момент ее проведения общедомовой прибор учета по отоплению установлен, опломбирован, при этом управляющей организацией не предоставлены документы на допуск к эксплуатации. Факт разукомплектованности прибора учета не выявлен. Доказательства, свидетельствующие о разукомплектовании прибора учета, в материалах дела отсутствуют. Обществу предписано принять все меры по вводу в эксплуатацию прибора учета, а не по проведению работ по восстановлению комплектности прибора учета.
В соответствии с договором от 28 апреля 2015 года управления многоквартирным домом заявитель взял на себя обязательство по надлежащему содержанию общего имущества в данном доме, что им не оспаривается. Поэтому общество, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано было проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, однако не приняло необходимых мер по соблюдению требований законодательства. Установленный в доме прибор учета использованной тепловой энергии не введен в эксплуатацию и его показания не применяются при осуществлении расчетов за тепловую энергию.
Так, частями 4, 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
После вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме и ввод их в эксплуатацию отнесены к обязательным работам по содержанию многоквартирного дома, указанные работы должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Таким образом, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах предписание главного специалиста инспекционного отдела управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколова А.А. 23.03.2016 N 495-р-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признанию незаконным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта при рассмотрении дела не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Южные районы Волгограда" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда" государственную пошлину в размере 1500 рублей как излишне уплаченную на основании платежного поручения N 348 от 21.07.2016 г. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 ПО ДЕЛУ N А12-24170/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N А12-24170/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "12" сентября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Макарова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда" (400011, г. Волгоград, ул. Краснопресненская, д. 1А, ОГРН 1113460000060, ИНН 3446040768)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15),
заинтересованное лицо: главный специалист инспекционного отдела управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколова А.А. (400066, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 15)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
без участия в судебном заседании представителей:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" (далее - ООО "ГК "ЮРВ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание главного специалиста инспекционного отдела Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколовой А.А. (далее - Управление) от 23.03.2016 N 495-р-2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Южные районы Волгограда" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Управлением проведена проверка исполнения предписания от 09.02.2016 N 155-П-2, выданного ООО ГК "ЮРВ". Проверка проведена на основании распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 16.03.2016 N 495-р. Проверкой установлено, что требования предписания от 09.02.2016 N 155-П-2 об устранении нарушений по многоквартирному дому N 60 по пр-ту Университетский в г. Волгограде не исполнены. Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.03.2016 N 495-Р.
ООО ГК "ЮРВ" является лицом, осуществляющим управление указанным многоквартирным домом. Обществу выдано предписание от 23.03.2016 N 495-р-2 устранить ранее выявленные нарушения в срок до 18.04.2016:
- принять все меры по вводу в эксплуатацию прибора учета по тепловой энергии в многоквартирном доме N 60 по пр-ту Университетский в г. Волгограде, а также предоставить акт ввода в эксплуатацию прибора учета по тепловой энергии в указанном многоквартирном доме в соответствии с требованиями пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 11, 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), подпунктов "а", "в", "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
ООО "ГК "ЮРВ", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО ГК "ЮРВ" требований, Арбитражный суд Волгоградской области, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 23.03.2016 N 495-р-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Суд первой инстанции отклонил доводы ООО ГК "ЮРВ" о том, что работы, указанные в предписании, относятся к работам капитального характера; работы не могут быть выполнены в период отопительного сезона. Указанные доводы являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель должен доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т Университетский, 60, на момент совершения правонарушения находился в управлении ООО "Группа компаний "Южные районы Волгограда".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание 3 общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
До 1 июля 2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В случае неисполнения данных требований законодательства и при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу положений статьи 39 ЖК РФ и статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества относятся к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов проверки, на момент ее проведения общедомовой прибор учета по отоплению установлен, опломбирован, при этом управляющей организацией не предоставлены документы на допуск к эксплуатации. Факт разукомплектованности прибора учета не выявлен. Доказательства, свидетельствующие о разукомплектовании прибора учета, в материалах дела отсутствуют. Обществу предписано принять все меры по вводу в эксплуатацию прибора учета, а не по проведению работ по восстановлению комплектности прибора учета.
В соответствии с договором от 28 апреля 2015 года управления многоквартирным домом заявитель взял на себя обязательство по надлежащему содержанию общего имущества в данном доме, что им не оспаривается. Поэтому общество, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано было проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, однако не приняло необходимых мер по соблюдению требований законодательства. Установленный в доме прибор учета использованной тепловой энергии не введен в эксплуатацию и его показания не применяются при осуществлении расчетов за тепловую энергию.
Так, частями 4, 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
После вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме и ввод их в эксплуатацию отнесены к обязательным работам по содержанию многоквартирного дома, указанные работы должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Таким образом, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах предписание главного специалиста инспекционного отдела управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда Соколова А.А. 23.03.2016 N 495-р-2 основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признанию незаконным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта при рассмотрении дела не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Южные районы Волгограда" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июля 2016 года по делу N А12-24170/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью группы компаний "Южные районы Волгограда" государственную пошлину в размере 1500 рублей как излишне уплаченную на основании платежного поручения N 348 от 21.07.2016 г. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
И.А.МАКАРОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
И.А.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)