Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Моисеевой И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от акционерного общества "НордЭнерго" Солдатовой Е.В. по доверенности от 05.05.2017 N 05/05/2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 марта 2017 года по делу N А44-9296/2016 (судья Киселева М.С.),
открытое акционерное общество "НордЭнерго" (ныне - акционерное общество "НордЭнерго"; ОГРН 5067847490057, ИНН 7804348591; Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 4, лит. А; далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (ОГРН 1065321078833, ИНН 5321109143; Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; далее - Департамент) о признании незаконными действий по вынесению требования от 08.11.2016 N КХ-4481-И о возврате денежных средств и отмене данного требования.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.03.2017 заявление удовлетворено.
Департамент с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Департамент извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.02.2015 и 17.02.2016 между Департаментом, ОГКУ "Региональный центр по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Новгородской области", Обществом заключены соглашения N 3-ТВ и N 5-ТВ на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения.
На основании приказов Департамента от 01.09.2015 N 254, от 28.10.2015 N 331 (в редакции приказов от 09.12.2015 N 379, от 12.01.2016 N 6), от 23.11.2015 N 355 (в редакции приказов от 09.12.2015 N 380, от 15.01.2016 N 12), от 15.01.2016 N 14, от 17.02.2016 N 42, от 25.04.2016 N 135, от 10.05.2016 N 155, от 19.05.2016 N 168, от 26.07.2016 N 283 Обществу предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения за период с июля 2015 года по март 2016 года в размере 511440,49 руб. (за июль 2015 года), 470 929,78 руб. (за август 2015 года), 492 858,17 руб. (за сентябрь 2015 года), 5 616 792,10 руб. (за октябрь и ноябрь 2015 года), 2 975 211,70 руб. (за декабрь 2015 года), 5 429 825,08 руб. (за январь 2016 года), 3 271 256,50 руб. (за февраль 2016 года), 3 455 742 руб. (за март 2016 года).
Данные субсидии перечислены Обществу.
В последующем по результатам проведенной проверки 27.10.2016 произведен перерасчет субсидий, в том числе по Обществу, согласно которому по услуге горячего водоснабжения сумма субсидии за период с июля 2015 года по апрель 2016 года должна была составить 2 220 094,56 руб. исходя из базового норматива без учета ОДН.
Поэтому Департаментом 08.11.2016 в адрес Общества выставлено требование о возврате денежных средств в размере 352 285,46 руб. за период с июля 2015 года по март 2016 года по причине применения Обществом нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом повышающего коэффициента.
Не согласившись с данным требованием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данное заявление.
В соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Данные субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2014 N 679 утвержден Порядок предоставления субсидий в 2015 - 2018 годах на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком субсидии предоставляются в целях возмещения организациям недополученных доходов, образующихся из-за разницы между тарифами для потребителей, кроме населения, и тарифами за коммунальные услуги для населения, установленными комитетом по ценовой и тарифной политике области.
Субсидии рассчитываются на основании показаний приборов учета (ОДПУ и/или ИПУ), которыми оборудованы жилые дома (домовладения), а в случае их отсутствия - исходя из показаний ИПУ, которыми оборудованы жилые помещения многоквартирных домов, либо из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 8.2 Порядка предусмотрен порядок расчета недополученных доходов по услуге горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае при подаче Обществом заявления на предоставление субсидии и при издании приказов Департамента о выделении субсидии Общество и Департамент исходили из применения при расчете субсидии норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (куб. м в месяц на человека) - "3,07", "3,14", "3,22", "0,05" (с 01.07.2015 по 31.12.2015), "3,58", "3,67", "3,75", "0,06" (с 01.01.2016 по 30.06.2016), утвержденных постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172.
Постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172 утверждены и введены в действие с 01.07.2015 определенные с применением расчетного метода в расчете на один месяц потребления коммунального ресурса нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещениях, и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды.
Указанным постановлением Правительства области от 23.04.2015 N 172 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещения (применяются при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета), в том числе:
- - "3,07" куб. м (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,58" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной сидячей длиной 1200 мм с душем, без водонагревателя;
- - "3,14" (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,67" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1500 - 1550 мм с душем, без водонагревателя;
- - "3,22" (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,75" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1650 - 1700 мм с душем, без водонагревателя.
В таблицах N 7 и N 8 указаны утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых на общедомовые нужды (применяются при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе "0,05" куб. м в месяц на кв. м общей площади (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "0,06" куб. м в месяц на кв. м общей площади (с 01.01.2016 по 30.06.2016).
Из оспариваемого требования следует, что расчет субсидии должен был произведен в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещения (таблица N 1), в том числе:
- - "2,56" куб. м в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной сидячей длиной 1200 мм с душем, без водонагревателя;
- - "2,62" в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1500 - 1550 мм с душем, без водонагревателя;
- - "2,68" в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1650 - 1700 мм с душем, без водонагревателя.
По мнению Департамента, применение при расчете субсидий объемов начислений выпадающих доходов на общедомовые нужды не предусмотрено Порядком.
Однако постановлением Правительства Новгородской области от 28.12.2016 N 462 внесены изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещениях, и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды, утвержденные постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172, в виде исключения таблиц 2 - 5, 7 - 10. При этом, действие указанного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.07.2016.
Следовательно, в рассматриваемый период (с июля 2015 года по март 2016 года) утвержденные постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172 нормативы, в том числе таблицы N 2, 3, 7, 8, подлежали применению.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электроэнергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1.
Как указано в пункте 5(1) Приложения N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", в редакции действующей в период с 01.03.2015 по 30.06.2016, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- - с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1;
- - с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2;
- - с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4;
- - с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5;
- - с 2017 года - 1,6.
Пунктом 7 Приложения N 1 определена формула расчета норматива при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета.
Таким образом, названными выше нормативными актами установлено применение повышающего коэффициента, а также применение норматива на общедомовые нужды.
Пунктами 5 и 6 Порядка, предусмотрено, что субсидии из областного бюджета предоставляются при условии:
- - оказания коммунальных услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения по установленным тарифам для населения в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354);
- - заключения соглашения с Департаментом.
Этим требованиям Общество соответствует, так как Обществом:
- - оказаны услуги по горячему водоснабжению по тарифам для населения;
- - заключены с Департаментом соглашения о предоставлении субсидии - соглашения на 2015 и 2016 годы на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения, в том числе и на период с июля 2015 года по март 2016 года, и В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента.
Не оспаривается факт применения Обществом нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом повышающего коэффициента.
На основании изложенного нет нарушений Обществом требований Правил предоставления коммунальных услуг N 354, которое в силу пункта 5 Порядка является условием предоставления субсидии. Доказательств, свидетельствующих о несоблюдении Обществом каких-либо условий предоставления субсидии, суду не представлено.
Обществом плата за горячее водоснабжение, в том числе на нужды ОДН была обосновано рассчитана в соответствии с действующими на тот момент законодательством, исходя из нормативов, установленных полномочным государственным органом, а также по формуле, предусмотренной для случаев отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды и в случае наличия технической возможности установки такого прибора учета.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что применение в расчетах выпадающих доходов нормативов с повышающими коэффициентами противоречит законодательству, так как денежные средства, полученные за счет повышающего коэффициента подлежат расходованию исключительно на энергосбережение того дома, потребителям которого плата за соответствующие коммунальные услуги рассчитывалась с применением повышающего коэффициента.
Данные доводы являются необоснованными.
Департамент ссылается на подпункт "у1" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 (в редакции, действующей до 26.12.2016), в силу которой Исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако Общество не является исполнителем коммунальной услуги.
Как разъяснено в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов к "базовым нормативам", осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Между тем Общество является ресурсоснабжающей организацией.
Обязанность направлять денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности возникает исключительно у исполнителя коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК). Общество же в данном случае не является исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией).
Ссылка Департамента на новую редакцию Порядка (в редакции постановления Правительства Новгородской области от 27.12.2016 N 453), вступившую в силу с 31.12.2016, а также на постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, правомерно отклонена судом, поскольку в силу статьи 6 ЖК РФ, статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского и жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Новгородской области от 27.12.2016 N 453 не содержит указание на распространение его действия на правоотношения, возникшие ранее.
Положения Порядка, вступившие в силу 31.12.2016, не могут распространяться на правоотношения, возникшие как в период предоставления субсидии, так и в момент принятия оспариваемого требования Департамента.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление, выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 марта 2017 года по делу N А44-9296/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 ПО ДЕЛУ N А44-9296/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. по делу N А44-9296/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Моисеевой И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от акционерного общества "НордЭнерго" Солдатовой Е.В. по доверенности от 05.05.2017 N 05/05/2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 марта 2017 года по делу N А44-9296/2016 (судья Киселева М.С.),
установил:
открытое акционерное общество "НордЭнерго" (ныне - акционерное общество "НордЭнерго"; ОГРН 5067847490057, ИНН 7804348591; Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 4, лит. А; далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (ОГРН 1065321078833, ИНН 5321109143; Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 29/10; далее - Департамент) о признании незаконными действий по вынесению требования от 08.11.2016 N КХ-4481-И о возврате денежных средств и отмене данного требования.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.03.2017 заявление удовлетворено.
Департамент с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Департамент извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.02.2015 и 17.02.2016 между Департаментом, ОГКУ "Региональный центр по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Новгородской области", Обществом заключены соглашения N 3-ТВ и N 5-ТВ на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения.
На основании приказов Департамента от 01.09.2015 N 254, от 28.10.2015 N 331 (в редакции приказов от 09.12.2015 N 379, от 12.01.2016 N 6), от 23.11.2015 N 355 (в редакции приказов от 09.12.2015 N 380, от 15.01.2016 N 12), от 15.01.2016 N 14, от 17.02.2016 N 42, от 25.04.2016 N 135, от 10.05.2016 N 155, от 19.05.2016 N 168, от 26.07.2016 N 283 Обществу предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения за период с июля 2015 года по март 2016 года в размере 511440,49 руб. (за июль 2015 года), 470 929,78 руб. (за август 2015 года), 492 858,17 руб. (за сентябрь 2015 года), 5 616 792,10 руб. (за октябрь и ноябрь 2015 года), 2 975 211,70 руб. (за декабрь 2015 года), 5 429 825,08 руб. (за январь 2016 года), 3 271 256,50 руб. (за февраль 2016 года), 3 455 742 руб. (за март 2016 года).
Данные субсидии перечислены Обществу.
В последующем по результатам проведенной проверки 27.10.2016 произведен перерасчет субсидий, в том числе по Обществу, согласно которому по услуге горячего водоснабжения сумма субсидии за период с июля 2015 года по апрель 2016 года должна была составить 2 220 094,56 руб. исходя из базового норматива без учета ОДН.
Поэтому Департаментом 08.11.2016 в адрес Общества выставлено требование о возврате денежных средств в размере 352 285,46 руб. за период с июля 2015 года по март 2016 года по причине применения Обществом нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом повышающего коэффициента.
Не согласившись с данным требованием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данное заявление.
В соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Данные субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2014 N 679 утвержден Порядок предоставления субсидий в 2015 - 2018 годах на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком субсидии предоставляются в целях возмещения организациям недополученных доходов, образующихся из-за разницы между тарифами для потребителей, кроме населения, и тарифами за коммунальные услуги для населения, установленными комитетом по ценовой и тарифной политике области.
Субсидии рассчитываются на основании показаний приборов учета (ОДПУ и/или ИПУ), которыми оборудованы жилые дома (домовладения), а в случае их отсутствия - исходя из показаний ИПУ, которыми оборудованы жилые помещения многоквартирных домов, либо из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 8.2 Порядка предусмотрен порядок расчета недополученных доходов по услуге горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае при подаче Обществом заявления на предоставление субсидии и при издании приказов Департамента о выделении субсидии Общество и Департамент исходили из применения при расчете субсидии норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (куб. м в месяц на человека) - "3,07", "3,14", "3,22", "0,05" (с 01.07.2015 по 31.12.2015), "3,58", "3,67", "3,75", "0,06" (с 01.01.2016 по 30.06.2016), утвержденных постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172.
Постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172 утверждены и введены в действие с 01.07.2015 определенные с применением расчетного метода в расчете на один месяц потребления коммунального ресурса нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещениях, и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды.
Указанным постановлением Правительства области от 23.04.2015 N 172 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещения (применяются при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета), в том числе:
- - "3,07" куб. м (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,58" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной сидячей длиной 1200 мм с душем, без водонагревателя;
- - "3,14" (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,67" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1500 - 1550 мм с душем, без водонагревателя;
- - "3,22" (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "3,75" (с 01.01.2016 по 30.06.2016) в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1650 - 1700 мм с душем, без водонагревателя.
В таблицах N 7 и N 8 указаны утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых на общедомовые нужды (применяются при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе "0,05" куб. м в месяц на кв. м общей площади (с 01.07.2015 по 31.12.2015) и "0,06" куб. м в месяц на кв. м общей площади (с 01.01.2016 по 30.06.2016).
Из оспариваемого требования следует, что расчет субсидии должен был произведен в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещения (таблица N 1), в том числе:
- - "2,56" куб. м в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной сидячей длиной 1200 мм с душем, без водонагревателя;
- - "2,62" в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1500 - 1550 мм с душем, без водонагревателя;
- - "2,68" в месяц на человека, если жилое помещение оборудовано унитазом, раковиной, мойкой кухонной, ванной длиной 1650 - 1700 мм с душем, без водонагревателя.
По мнению Департамента, применение при расчете субсидий объемов начислений выпадающих доходов на общедомовые нужды не предусмотрено Порядком.
Однако постановлением Правительства Новгородской области от 28.12.2016 N 462 внесены изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставляемых в жилых помещениях, и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставляемых на общедомовые нужды, утвержденные постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172, в виде исключения таблиц 2 - 5, 7 - 10. При этом, действие указанного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.07.2016.
Следовательно, в рассматриваемый период (с июля 2015 года по март 2016 года) утвержденные постановлением Правительства Новгородской области от 23.04.2015 N 172 нормативы, в том числе таблицы N 2, 3, 7, 8, подлежали применению.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электроэнергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1.
Как указано в пункте 5(1) Приложения N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", в редакции действующей в период с 01.03.2015 по 30.06.2016, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
- - с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1;
- - с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2;
- - с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4;
- - с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5;
- - с 2017 года - 1,6.
Пунктом 7 Приложения N 1 определена формула расчета норматива при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета.
Таким образом, названными выше нормативными актами установлено применение повышающего коэффициента, а также применение норматива на общедомовые нужды.
Пунктами 5 и 6 Порядка, предусмотрено, что субсидии из областного бюджета предоставляются при условии:
- - оказания коммунальных услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения по установленным тарифам для населения в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354);
- - заключения соглашения с Департаментом.
Этим требованиям Общество соответствует, так как Обществом:
- - оказаны услуги по горячему водоснабжению по тарифам для населения;
- - заключены с Департаментом соглашения о предоставлении субсидии - соглашения на 2015 и 2016 годы на возмещение недополученных доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения по тарифам для населения, в том числе и на период с июля 2015 года по март 2016 года, и В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента.
Не оспаривается факт применения Обществом нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом повышающего коэффициента.
На основании изложенного нет нарушений Обществом требований Правил предоставления коммунальных услуг N 354, которое в силу пункта 5 Порядка является условием предоставления субсидии. Доказательств, свидетельствующих о несоблюдении Обществом каких-либо условий предоставления субсидии, суду не представлено.
Обществом плата за горячее водоснабжение, в том числе на нужды ОДН была обосновано рассчитана в соответствии с действующими на тот момент законодательством, исходя из нормативов, установленных полномочным государственным органом, а также по формуле, предусмотренной для случаев отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды и в случае наличия технической возможности установки такого прибора учета.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что применение в расчетах выпадающих доходов нормативов с повышающими коэффициентами противоречит законодательству, так как денежные средства, полученные за счет повышающего коэффициента подлежат расходованию исключительно на энергосбережение того дома, потребителям которого плата за соответствующие коммунальные услуги рассчитывалась с применением повышающего коэффициента.
Данные доводы являются необоснованными.
Департамент ссылается на подпункт "у1" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 (в редакции, действующей до 26.12.2016), в силу которой Исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако Общество не является исполнителем коммунальной услуги.
Как разъяснено в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов к "базовым нормативам", осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Между тем Общество является ресурсоснабжающей организацией.
Обязанность направлять денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности возникает исключительно у исполнителя коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК). Общество же в данном случае не является исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией).
Ссылка Департамента на новую редакцию Порядка (в редакции постановления Правительства Новгородской области от 27.12.2016 N 453), вступившую в силу с 31.12.2016, а также на постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, правомерно отклонена судом, поскольку в силу статьи 6 ЖК РФ, статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского и жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Новгородской области от 27.12.2016 N 453 не содержит указание на распространение его действия на правоотношения, возникшие ранее.
Положения Порядка, вступившие в силу 31.12.2016, не могут распространяться на правоотношения, возникшие как в период предоставления субсидии, так и в момент принятия оспариваемого требования Департамента.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление, выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 марта 2017 года по делу N А44-9296/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
И.Н.МОИСЕЕВА
И.В.КУТУЗОВА
И.Н.МОИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)