Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N А05-7804/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N А05-7804/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской, области от 13 сентября по делу N А05-7804/2017 (судья Калашникова В.А.),
установил:

Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (место нахождения: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3; ОГРН 1022900841435, ИНН 2902035012; далее - СМУП "ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - Архгосжилинспекция, инспекция) о признании недействительным предписания от 10.05.2017 N СЗ-02/10-06/257 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 13 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
СМУП "ЖКХ" обжаловало решение в апелляционный суд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что действующее законодательство не содержит обязанности именно управляющей компании осуществлять за свой счет ремонт и замену почтовых шкафов. Вопрос ремонта (замены) почтовых ящиков и оплаты расходов на него должен решаться на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Архгосжилинспекция отзыв на жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебных слушаний, представителей для участия не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, СМУП "ЖКХ" оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом N 120 по улице Ломоносова в городе Северодвинске Архангельской области на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2015 (л. д. 13 - 35).
По обращению жителя, проживающего в данном доме, Архгосжилинспекцией проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирных домов. В ходе проверки выявлено, что на лестничных клетках в подъездах блоков АБВ, ГД, ЖИК данного дома имеются неисправные почтовые ящики, а именно, у ящиков отсутствуют дверки либо дверки повреждены, на них имеются вмятины. Нарушение отражено в акте проверки от 10.05.2017 СЗ-02/10-02/257 и подтверждено материалами фотофиксации (л. д. 71 - 80).
На этом основании инспекцией выдано предписание от 10.05.2017 N СЗ-02/10-06/257, в котором СМУП "ЖКХ" предложено устранить выявленные нарушения до 24.10.2016 и представить в срок до 25.06.2017 отчет об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов (л. д. 6).
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2).
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3).
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и т.д.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно разделу второму Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Статьей 2 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что почтовый абонентский ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
В силу подпункта "д" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). При этом перечисленный перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Таким образом, абонентские почтовые шкафы, которые устанавливаются в многоквартирных жилых домах и предназначены для получения адресатами почтовых отправлений, относятся к общему имуществу многоквартирного дома как иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Управляющая организация в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме обязана обслуживать, ремонтировать и заменять абонентские почтовые шкафы (ящики).
В рассматриваемом споре факт ненадлежащего содержания предприятием общего имущества жилого дома подтвержден материалами дела, поэтому оспариваемое предписание вынесено правомерно.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, доводам предприятия дана полная и всесторонняя оценка, следовательно, основания для апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 сентября 2017 года по делу N А05-7804/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ПОТЕЕВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)