Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 ПО ДЕЛУ N А33-18762/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. по делу N А33-18762/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "04" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" мая 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Сервис Лайн") - Зиминой Е.В., представителя по доверенности от 05.05.2016, директора Кислициной Л.П.,
от ответчика (администрации города Минусинска) - Ольховской Г.В., представителя по доверенности от 28.02.2017 N 45-пр,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" января 2017 года по делу N А33-18762/2016, принятое судьей Шевцовой Т.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Сервис Лайн" ИНН 2455030940, ОГРН 1102455001362 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Минусинска ИНН 2455010630, ОГРН 1022401538840 (далее - администрация) о признании незаконным выраженного в письме от 13.05.2016 N АГ-2081-01-09 отказа в установлении тарифа на содержание и ремонт многоквартирного дома по ул. Кретова, д. 1, в городе Минусинске и обязании администрации установить размер платы на содержание общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 22 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" января 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе заявитель приводит следующие доводы:
- - документы, подтверждающие технические характеристики многоквартирного дома, представление которых предусмотрено пунктом 4.7 Положения, утвержденного постановлением администрации г. Минусинска от 21.02.2014 N АГ-271-п, имеются в общем доступе и размещены на сайте управляющей компании и на государственном информационном ресурсе-сайте, определенном Правительством Российской Федерации;
- - включение в состав платы за содержание имущества общего имущества в многоквартирном доме расходов на оплату за холодную, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не влияет на размер тарифа, который общество просило установить;
- - обязанность администрации установить тариф на содержание и ремонт многоквартирного дома, собственниками которого на общем собрании такой тариф не утвержден, прямо установлена статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае несогласия администрации с расчетами общества, она должна произвести самостоятельные расчеты для установления тарифа.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.04.2017 был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 04.05.2017.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Из протокола от 07.05.2015 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, 1, следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе способа управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией ООО "Сервис Лайн" с 01.04.2015.
В материалы дела представлен проект договора на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по адресу: ул. Кретова, 1, по условиям которого управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию, ремонту и управлению общим имуществом дома по адресу: ул. Кретова, 1, в соответствии с существующими правилами и законодательством Российской Федерации, настоящим договором, утвержденными нормативами, калькуляциями, сметами, а собственники осуществляют оплату работ и услуг, выполненных управляющей организацией. Подписанный договор управления в материалы дела не представлен. При этом в проекте договора указана стоимость услуг и работ по содержанию общедомового имущества, текущему ремонту и управлению из расчета 12 рублей 18 копеек за 1 м{\super 2.
Письмом от 09.09.2014 общество уведомило председателя Совета многоквартирного жилого дома по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, о том, что Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края и Службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю сделан вывод о несоответствии действующему законодательству тарифов, утвержденных решением общего собрания собственников от 09.07.2014.
В ответ на указанное письмо председатель Совета многоквартирного жилого дома сообщил, что тарифы, принятые решением общего собрания собственников от 09.07.2014, обязательны для применения управляющей организацией до проведения нового собрания. Следующее общее собрание состоится не ранее 2015 года.
Обществом 11.05.2015 в адрес председателя Совета многоквартирного жилого дома по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, направлено письмо с предложением о проведении общего собрания собственников многоквартирного жилого дома для приведения тарифов на жилищные услуги в соответствие с решением Минусинского городского Совета депутатов от 21.08.2013 N 10-82р, установить тарифы в размере 17 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2.
Письмом от 13.12.2015 общество повторно обратилось к председателю Совета многоквартирного жилого дома с аналогичным предложением об утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 22 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2.
Очное собрание собственников, назначенное на 30.12.2015, не состоялось ввиду отсутствия кворума для принятия решения. В соответствии с протоколом от 05.02.2016 N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, 1, по вопросу принятия решения об установлении размера платы за жилищные услуги с 01.01.2016 в размере 22 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2 проголосовало "за" 11,94% от общего числа голосов собственников, решение не принято, поскольку отсутствует кворум собрания.
Письмом от 15.02.2016 общество обратилось к Главе администрации города Минусинска с просьбой утвердить тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, в размере 22 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2.
Из ответа администрации от 16.03.2016 N АГ-908-01-19 следует, что для установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме необходимо направить в администрацию пакет документов в соответствии с постановлением администрации города Минусинска от 21.02.2014 N АГ-271-п "Об утверждении Положения о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном образовании город Минусинск".
В ответ на указанное письмо обществом направлено письмо от 16.03.2016, которым дополнительно направлен протокол общего собрания собственников от 07.05.2015 о выборе способа управления, а также указано, что остальные документы были представлены в администрацию сопроводительным письмом от 15.02.2016.
Кроме того, заявителем в письме отражено, что собственниками помещений дома по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, не проводилось собраний по исключению части услуг, включенных в минимальный перечень услуг по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в связи с чем ООО "Сервис Лайн" исходит из указанного минимального перечня услуг.
Общество 22.03.2016 обратилось в Минусинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об оказании содействия в утверждении администрацией тарифа на содержание и ремонт указанного многоквартирного дома.
Письмом от 19.04.2016 N 2750ж-2015 Минусинская межрайонная прокуратура сообщила заявителю о том, что его обращение от 15.02.2016 получено администрацией 16.02.2016 и направлено в МКУ "Управление городского хозяйства" 18.02.2016, однако в связи с тем, что отсутствовали предусмотренные подпунктами 4.2, 4.7 постановления администрации города Минусинска от 21.02.2014 N АГ-271-п документы, заявителю направлено письмо от 16.03.2016 N АГ-908-01-09 с предложением представить полный пакет документов.
Письмом от 14.04.2016 общество повторно обратилось в администрацию с просьбой утвердить тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, на 2016 год в размере 22 рублей 16 копеек за 1 м{\super 2. К письму приложен пакет документов, составляющий 9 позиций, в том числе копия первоначального обращения от 15.02.2016, копия сопроводительного письма от 17.03.2016 о представлении дополнительного документа, копии писем на имя председателя Совета дома от 09.09.2014, от 11.05.2015, от 13.12.2015, уведомление о проведении общего собрания собственников, протокол общего собрания от 05.02.2016 N 2, расчет тарифа на жилищные услуги на 2016 год, протокол от 07.05.2015 общего собрания собственников о выборе способа управления.
Расчет тарифа содержит сведения о составе управленческих расходов на 2016 год, которые в 2016 году составляют 1 249 437 рублей 65 копеек; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2016 год с подробным указанием трудозатрат и стоимости по каждому виду услуг, а также расчет тарифа на 1 м{\super 2 общей площади дома.
Согласно указанному расчету годовые затраты составили 5 794 907 рублей 49 копеек, затраты на 1 м{\super 2 общей площади в месяц составили 27 рублей 27 копеек.
Письмом от 06.05.2016 N 611 муниципальным казенным учреждением "Управление городского хозяйства" администрации города Минусинска в адрес Главы города Минусинска направлено заключение о несоответствии представленного ООО "Сервис Лайн" пакета документов действующему законодательству по ряду требований, в связи с чем определить экономическую обоснованность и целесообразность предложенного обществом расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не представляется возможным.
Письмом от 13.05.2016 N АГ-2081-01-09 администрация сообщила заявителю, что по результатам рассмотрения пакета документов, представленного для установления размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в установлении размера платы отказано по основаниям, отраженным в заключении МКУ "Управление городского хозяйства" от 06.05.2016 и протоколе заседания комиссии от 06.05.2016.
ООО "Сервис Лайн" оспорило в судебном порядке отказ администрации в установлении тарифа на содержание и ремонт многоквартирного дома по ул. Кретова, д. 1 в г. Минусинске, изложенный в письме от 13.05.2016 N АГ-2081-01-09, указывая, что администрация располагала необходимыми документами, а также доступом к сведениям, размещенным в открытом доступе, для установления размера платы на содержание общего имущества указанного многоквартирного в размере 22 рублей 16 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно подпункту 1.13 пункта 1 статьи 43 Устава города Минусинска при осуществлении местного самоуправления администрация города наделена полномочиями по установлению (согласованию) тарифов на услуги, оказываемые юридическими лицами различных форм собственности в случаях, предусмотренных федеральным и краевым законодательством.
Постановлением администрации города Минусинска Красноярского края от 21.02.2014 N АГ-271-п утверждено Положение о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном образовании город Минусинск (далее - Положение N АГ-271-п).
В пунктах 4, 6 данного постановления указано, что оно подлежит опубликованию в газете "Власть Труда" и размещению на официальном сайте муниципального образования город Минусинск в сети Интернет, вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
В соответствии с пунктом 2 Положения N АГ-271-п в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается постановлением администрации при реализации следующих условий: собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме провели общее собрание собственников в целях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; общим собранием собственников помещений утверждены перечень, объемы работ и услуг, условия их оказания и выполнения.
В силу пункта 3 Положения N АГ-271-п заявление об установлении размера платы за содержание и ремонт помещения подается управляющей компанией, товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в администрацию.
В пункте 4 Положения N АГ-271-п приведен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Положения N АГ-271-п администрация в течение одного рабочего дня передает представленные документы в МКУ "Управление городского хозяйства". Уполномоченный орган в течение 15 дней рассматривает представленные документы и после рассмотрения готовит заключение о соответствии утвержденного перечня требованиям действующего законодательства, об экономической обоснованности размера платы и целесообразности его установления.
Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня передает заключение для рассмотрения в комиссию об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном образовании город Минусинск.
В пунктах 8, 9 Положения N АГ-271-п указано, что по итогам рассмотрения комиссия принимает решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников в многоквартирном доме либо об отказе в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия комиссией решения, указанного в пункте 8 Положения, готовит проект постановления администрации.
Суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением N АГ-271-п администрация должна утвердить плату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников в многоквартирном доме только при документальном подтверждении управляющей организацией экономической обоснованности размера данной платы.
ООО "Сервис Лайн" с 01.04.2015 осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1, что подтверждается протоколом от 07.05.2015 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, включением данного дома в перечень домов, которыми управляет общество согласно лицензии. В связи с этим не имеет значения непредставление обществом подписанного договора управления указанным многоквартирным домом.
Поскольку общие собрания собственников, назначенные на 30.12.2015 и на 05.02.2016, не состоялись в связи с отсутствием кворума, решение об утверждении тарифов собственниками не принято, общество правомерно обратилось в уполномоченный орган местного управлению - администрацию с заявлением об установлении соответствующего тарифа.
В оспариваемом письме от 13.05.2016 N АГ-2081-01-09 администрация одним из оснований отказа в установлении тарифа указывает непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктами 4.4 и 4.7 Положения N АГ-271-п.
Пунктом 4.4 Положения N АГ-271-п предусмотрено представление протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении перечня, объемы работы и услуг с указанием периодичности их выполнения и стоимости в разрезе по видам работ и услуг.
Действительно, протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, содержащий конкретный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, не был приложен к заявлению об установлении тарифа.
Вместе с тем суд первой инстанции, признавая необоснованным отказ в установлении тарифа по данному основанию, правильно исходил из следующего.
Заявителем предпринимались необходимые меры для утверждения указанного перечня на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, в том числе дважды инициировалось проведение общего собрание, однако собрания не проведены и решения не приняты в связи с отсутствием кворума, что подтверждается протоколами собраний, у заявителя не было объективной возможности представить протокол собрания, содержащий подробный перечень работ и услуг, в связи с его отсутствием.
При этом в письме от 16.03.2016 общество указывало, что услуги им оказываются в соответствии с минимальным перечнем услуг, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, собственниками помещений доме по ул. Кретова, 1, не проводились собрания по исключению части услуг, включенных в этот минимальный перечень услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ при управлении жилым многоквартирным домом.
Поскольку перечень и виды работ предусмотрены вышеуказанными нормами жилищного законодательства, а также не представлены доказательства в подтверждение того, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме поручали управляющей организации проведение работ, не предусмотренных минимальным перечнем, в данном случае непредставление документа, подтверждающего утверждение собственниками помещений многоквартирного дома перечня услуг и работ, не является препятствием для принятия решения об утверждении тарифа.
Пунктом 4.7 Положения N АГ-271-п предусмотрено представление документов, подтверждающих технические характеристики многоквартирного дома:
- - адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир;
- - площадь жилых и нежилых помещений, площадь мест общего пользования, в том числе лестничных клеток;
- - сведения о кадастровом номере (при его наличии), площади земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома;
- - сведения о материале стен и кровли;
- - сведения о наличии внутридомовых инженерных систем;
- - другие сведения о состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, признавая законным отказ администрации в утверждении тарифа, исходил из непредставления обществом документов, подтверждающих технические характеристики многоквартирного дома.
При этом суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что он не обязан представлять указанные документы в администрацию, поскольку они размещены на сайте https://www.reformagkh.ru/.

























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)