Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общество (абонент) не оплатило оказанные предприятием услуги, а комитет не возместил разницу в тарифах, установленных для граждан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мартемьянова Д.П. (доверенность от 20.04.2017 N 05/ЗГДС/255), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2016 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А56-50990/2015,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12 лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Федосеенко, д. 31, ОГРН 1089847191752, ИНН 7806387476; далее - Общество) о взыскании 25 603 руб. 91 коп. долга по оплате тепловой энергии в рамках договора от 01.04.2012 N 12855.036.1 по тарифу для населения и к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (место нахождения: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199; далее - Комитет) о взыскании 24 890 руб. 23 коп. долга в виде разницы в тарифах (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 24.11.2016 требования к Обществу удовлетворены в полном объеме, в сумме 25 603 руб. 91 коп., а к Комитету - частично, в сумме 7 679 руб. 31 коп., с учетом применения срока исковой давности.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2017 решение от 24.11.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение от 24.11.2016 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2017, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предприятию в удовлетворении исковых требований к Комитету, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение от 24.11.2016 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2017 без изменения. полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Предприятия подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Общество и Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием и Обществом заключен договор от 01.04.2012 N 12855.036.1 теплоснабжения в горячей воде, по которому Предприятие обязалось обеспечивать подачу Обществу (абонент) через присоединенную сеть тепловой энергии, а Общество - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Пунктом 8.6 договора стороны распространили его действие на отношения, возникшие с 01.01.2012.
Предприятие, ссылаясь на надлежащее исполнение принятых им по договору от 01.04.2012 N 12855.036.1 обязательств и неоплату Обществом в полном объеме оказанных услуг, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, определив период взыскания с 01.01.2012 по 30.04.2015, включая долг Комитета по возмещению разницы в тарифах.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
По правилам статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (статья 157 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в спорный период регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (вступили в силу с сентября 2012 года).
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 510-р; от 20.12.2012 N 576-р и от 18.12.2013 N 502-р Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2012, 2013 и 2014 годы соответственно.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 497-р; от 20.12.2012 N 589-р и от 18.12.2013 N 527-р установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2012, 2013 и 2014 годы для граждан.
Применение Предприятием при расчетах с Обществом тарифов, установленных для граждан, повлекло возникновение "межтарифной разницы".
Субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В период с июня 2011 по март 2013 года порядок предоставления субсидий на территории Санкт-Петербурга регламентировался постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50; от 06.02.2012 N 95; от 22.03.2013 N 179, согласно которым предоставление субсидий должно осуществляться за счет средств, выделяемых Жилищному комитету статьей расходов "Субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским". Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в период с 01.04.2013 по 31.12.2014 регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших в 2014 году и (или) за период с апреля по декабрь 2013 года, ресурсоснабжающим организациям любой организационно-правовой формы, заключившим договор теплоснабжения с управляющей организацией.
Публично-правовое образование обязано компенсировать ресурсоснабжающим организациям финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, поскольку регулирование цен осуществляется именно в отношении деятельности ресурсоснабжающих организаций.
Доказательства выплаты Комитетом причитающейся компенсации разницы в тарифах в пользу Предприятия либо Общества в дело не представлены.
Довод Комитета о непредставлении договора, предусматривающего обязательства получателей субсидий перечислять их на счета ресурсоснабжающей организации, обоснованно не принят судом в качестве исключающего ответственность Комитета по выплате соответствующей компенсации.
При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств оплаты Обществом долга в сумме 25 603 руб. 91 коп. за поставленную тепловую энергию и Комитетом разницы в тарифах в сумме 7 679 руб. 31 коп. кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований за счет Общества и Комитета в установленном размере и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А56-50990/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2017 N Ф07-6167/2017 ПО ДЕЛУ N А56-50990/2015
Требование: О взыскании: 1) с общества долга по договору теплоснабжения; 2) с жилищного комитета - межтарифной разницы.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общество (абонент) не оплатило оказанные предприятием услуги, а комитет не возместил разницу в тарифах, установленных для граждан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А56-50990/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мартемьянова Д.П. (доверенность от 20.04.2017 N 05/ЗГДС/255), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2016 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А56-50990/2015,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12 лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Федосеенко, д. 31, ОГРН 1089847191752, ИНН 7806387476; далее - Общество) о взыскании 25 603 руб. 91 коп. долга по оплате тепловой энергии в рамках договора от 01.04.2012 N 12855.036.1 по тарифу для населения и к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (место нахождения: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199; далее - Комитет) о взыскании 24 890 руб. 23 коп. долга в виде разницы в тарифах (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 24.11.2016 требования к Обществу удовлетворены в полном объеме, в сумме 25 603 руб. 91 коп., а к Комитету - частично, в сумме 7 679 руб. 31 коп., с учетом применения срока исковой давности.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2017 решение от 24.11.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение от 24.11.2016 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2017, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предприятию в удовлетворении исковых требований к Комитету, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение от 24.11.2016 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2017 без изменения. полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Предприятия подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Общество и Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием и Обществом заключен договор от 01.04.2012 N 12855.036.1 теплоснабжения в горячей воде, по которому Предприятие обязалось обеспечивать подачу Обществу (абонент) через присоединенную сеть тепловой энергии, а Общество - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Пунктом 8.6 договора стороны распространили его действие на отношения, возникшие с 01.01.2012.
Предприятие, ссылаясь на надлежащее исполнение принятых им по договору от 01.04.2012 N 12855.036.1 обязательств и неоплату Обществом в полном объеме оказанных услуг, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, определив период взыскания с 01.01.2012 по 30.04.2015, включая долг Комитета по возмещению разницы в тарифах.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
По правилам статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (статья 157 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в спорный период регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (вступили в силу с сентября 2012 года).
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 510-р; от 20.12.2012 N 576-р и от 18.12.2013 N 502-р Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2012, 2013 и 2014 годы соответственно.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 497-р; от 20.12.2012 N 589-р и от 18.12.2013 N 527-р установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2012, 2013 и 2014 годы для граждан.
Применение Предприятием при расчетах с Обществом тарифов, установленных для граждан, повлекло возникновение "межтарифной разницы".
Субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В период с июня 2011 по март 2013 года порядок предоставления субсидий на территории Санкт-Петербурга регламентировался постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50; от 06.02.2012 N 95; от 22.03.2013 N 179, согласно которым предоставление субсидий должно осуществляться за счет средств, выделяемых Жилищному комитету статьей расходов "Субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским". Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в период с 01.04.2013 по 31.12.2014 регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших в 2014 году и (или) за период с апреля по декабрь 2013 года, ресурсоснабжающим организациям любой организационно-правовой формы, заключившим договор теплоснабжения с управляющей организацией.
Публично-правовое образование обязано компенсировать ресурсоснабжающим организациям финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, поскольку регулирование цен осуществляется именно в отношении деятельности ресурсоснабжающих организаций.
Доказательства выплаты Комитетом причитающейся компенсации разницы в тарифах в пользу Предприятия либо Общества в дело не представлены.
Довод Комитета о непредставлении договора, предусматривающего обязательства получателей субсидий перечислять их на счета ресурсоснабжающей организации, обоснованно не принят судом в качестве исключающего ответственность Комитета по выплате соответствующей компенсации.
При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств оплаты Обществом долга в сумме 25 603 руб. 91 коп. за поставленную тепловую энергию и Комитетом разницы в тарифах в сумме 7 679 руб. 31 коп. кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований за счет Общества и Комитета в установленном размере и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А56-50990/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
М.В.ПАСТУХОВА
Е.О.МАТЛИНА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)