Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.10.2016 ПО ДЕЛУ N А26-5988/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. по делу N А26-5988/2016


Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 октября 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Пудожского муниципального района
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания N 197 от 08.04.2016,
при участии представителя ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Краузе Е.А. (доверенность от 19.01.2016),

установил:

Администрация Пудожского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания N 197 от 08.04.2016 (далее - предписание).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Неявка представителя ответчика не препятствует проведению судебного заседания в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заявлении о признании недействительным предписания N 197 от 08.04.2016 Администрация указала следующее. 19.11.2015 Администрацией заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах с муниципальным унитарным предприятием "Вариант" (далее - МУП "Вариант") до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Выполнение работ, указанных в оспариваемом предписании, возложено на МУП "Вариант" в соответствии с условиями заключенного договора (Приложение N 2 к договору), в связи с чем предписание надлежит направлять в адрес управляющей организации.
Представитель Инспекции заявленные требования не признала и указала, что Администрация как собственник переданных в пользование по договору найма муниципальных жилых помещений несет обязательства по проведению текущего ремонта жилья. Заключение договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с муниципальным предприятием не освобождает заявителя от исполнения обязанностей по текущему ремонту. Кроме того, МУП "Вариант", с которым Администрацией заключен договор, в соответствии с действующим законодательством не является управляющей организацией.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав все письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Уполномоченным по правам человека в Республике Карелия получено коллективное обращение жителей п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия о непроведении ремонта кровли и повышении стоимости платы за жилые помещения в населенном пункте, которое передано для рассмотрения в Инспекцию.
На основании поступившего обращения граждан в соответствии с распоряжением от 08.04.2016 N 251 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка.
Результаты проверки оформлены актом N 251 от 08.04.2016. В ходе документарной проверки установлено, что согласно акту обследования, проведенному Администрацией 04.04.2016, в доме N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского шиферное покрытие кровли покрыто мхом и хвоей, имеет сколы и трещины, требуется ремонт кровли. Управление многоквартирным домом осуществляет МУП "Вариант", при этом указанный дом не включен в перечень многоквартирных домов Республики Карелия, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие компании, имеющие лицензию на осуществление такого вида деятельности.
По результатам проведенной проверки в адрес заявителя направлено предписание N 197 от 08.04.2016 об устранении действующего законодательства, которым Администрации предписано в срок до 23.05.2016 в многоквартирном доме N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района организовать и обеспечить выполнение работ по ремонту кровельного покрытия кровли (устранение сколов и трещин шифера) и по очистке кровельного покрытия от мха и хвои.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органов местного самоуправления, если полагают, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выданное Инспекцией предписание, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, в том числе возлагает обязанности по проведению ремонта крыши многоквартирного дома, следовательно, заявление Администрации подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.
Названное Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 3 Положения о государственном жилищном надзоре государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 7 Положения о государственном жилищном надзоре государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Пунктом 9 названного Положения регламентировано, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пункт 11 Положения о государственном жилищном надзоре предусматривает перечень требований, соблюдение которых может являться предметом проверок, проводимых в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лицам, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, получение Инспекцией обращения гражданина о нарушении жилищного законодательства (в том числе перенаправленного Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций) является основанием для проведения плановой либо внеплановой проверки в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
Проверка в отношении Администрации проведена на основании распоряжения и.о. руководителя Инспекции в связи с поступившим обращением о нарушении жилищного законодательства. Результаты проверки оформлены актом, по результатам проверки выдано оспариваемое предписание.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что у Инспекции имелись основания для проведения внеплановой проверки в отношении Администрации, порядок проведения проверки соблюден, результаты проверки оформлены Инспекцией в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Республики Карелия от 28.10.2015 N 345-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пяльмского сельского поселения", жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, п. Пудожгорский, ул. Школьная, д. 20, является муниципальной собственностью Пудожского муниципального района.
Администрация в ответе на запрос от 05.04.2016 N 1943 сообщила Инспекции, что квартиры N 1 и N 2 в д. 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района находятся в муниципальной собственности (л.д. 60).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) ситуация, при которой управляющая компания перестала осуществлять управление многоквартирным домом, может повлечь за собой ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, и может рассматриваться как чрезвычайная. В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 3 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, орган местного самоуправления вправе определить муниципальную организацию, имеющую лицензию на управление многоквартирными домами, ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на период проведения конкурса на право заключения договора по управлению многоквартирным домом, и до вступления в силу договора, заключенного по результатам его проведения.
19.11.2015 между Администрацией и МУП "Вариант" заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах, в том числе дома N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия. Открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами объявлен 12 апреля 2016 года.
При этом многоквартирный дом N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района не включен в реестр многоквартирных домов Республики Карелия, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты, размещенном на сайте http://www.dov.karelia.ru/gov/Power/Inspectorate/House/aparts.
В реестре лицензий Республики Карелия, выданных управляющим компаниям, размещенном на официальном портале Республики "Карелия официальная" сведения о многоквартирных домах, находящихся под управлением МУП "Выбор", отсутствуют.
Таким образом, сведения о надлежащем управлении многоквартирным домом N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия управляющей компанией заявителем не представлены.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 4 статьи 19 Закона N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из приведенных правовых норм Администрация как собственник жилых помещений многоквартирного дома N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия и наймодатель по договору социального найма, исполняет обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлению капитального ремонта жилого помещения.
В отсутствие управления многоквартирным домом N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия управляющей компанией по договору, заключенному по результатам проведения открытого конкурса, и размещении сведений об этом на официальном портале Республики Карелия, Администрация, как собственник и наймодатель по договорам социального найма, обязана проводить ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491) в состав общего имущества включаются крыши.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Подпунктом 3 пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11 (1) Правил N 491).
В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Постановление N 290) перечислены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов:
- проверка кровли на отсутствие протечек;
- проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше;
- выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
- проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
- проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке;
- контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек;
- осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий;
- проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;
- проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи;
- проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами;
- проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель;
- проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов;
- проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей;
- при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как установлено актом обследования от 04.04.2016, проведенного комиссией Администрации, осуществлено визуальное обследование д. 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района Республики Карелия, шиферное покрытие кровли покрыто мхом и хвоей, имеет сколы и трещины, требуется ремонт кровли (л.д. 61).
Как указано в пункте 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Администрация, являясь собственником жилых помещений дома N 20 по ул. Школьная в п. Пудожсгорский Пудожского района, не выполнила установленных Постановлением N 491 и Постановлением N 290 обязательных работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно, ремонт кровельного покрытия (устранение сколов и трещин шифера), а также очистку кровельного покрытия от мха и хвои как самостоятельно, так и с привлечением иных лиц. До заключения договора управления домом N 20 по ул. Школьная в п. Пудожгорский Пудожского района по результатам проведения открытого конкурса и внесения сведений об управлении домом организацией, имеющей лицензию, в реестр домов, находящихся под управлением управляющей компанией, Администрация как собственник помещения, обязана выполнять все установленные законодательством ремонтные работы в предоставленных по договорах социального найма квартирах многоквартирных домов. Кроме того, наличие управляющей организации не освобождает собственника имущества от выполнения обязательств в отношении общего имущества в многоквартирном доме, в том числе связанных с проведением текущего ремонта. В случае ненадлежащего исполнения управляющей компанией принятых на себя обязательств Администрация обязана предпринять законные меры к понуждению последней к исполнению, а в случае невозможности - произвести ремонтные работы собственными силами (либо с привлечением иных специалистов).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, это не освобождает заявителя от исполнения требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность доказать обстоятельства, на которые сторона ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Инспекцией представлены доказательства соответствия оспариваемого предписания требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иным подлежащим применению нормативно-правовым актам. Администрация в свою очередь не доказала, что исполнила возложенные на нее действующим законодательством обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего ей на праве собственности.
Суд не установил несоответствия оспариваемого предписания требованиям закона и нарушения прав и законных интересов Администрации и незаконное возложение на нее каких-либо обязанностей, что в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленного Администрацией Пудожского муниципального района (ОГРН 1021001048749, ИНН 1015001457) требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Е.О.АЛЕКСАНДРОВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)