Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2017 ПО ДЕЛУ N А33-25527/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2017 г. по делу N А33-25527/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2017 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ачинска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 июня 2017 года по делу N А33-25527/2016, принятое судьей Деревягиным М.В.
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" в г. Ачинске (ИНН 4701005692, ОГРН 1024700508348, далее - ООО "Теплосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному образованию город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807, далее - КУМИ Администрации г. Ачинска, ответчик) о взыскании задолженности за коммунальные услуги за июль 2016 года в размере 9 402 рублей 41 копейки.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16 января 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено муниципальное унитарное предприятие "Жилищный комплекс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ачинск, 3 микрорайон, дома 1, 24, 28; 5 микрорайон, дома 2, 4; 7 микрорайон, д. 9А, ул. 40 лет ВЛКСМ, дома 14, 17 было принято решение о выборе способа управления - непосредственное управление;
- - с момента выбора собственниками помещений способа управления в виде непосредственного управления в рамках требований, определенных частью 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за услуги по тепло-водоснабжению, предоставляемые в вышеуказанные многоквартирные дома, вносятся напрямую в ООО "Теплосеть";
- - плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 7.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится управляющей организации;
- - включение требований о взыскании задолженности за июль 2016 года по адресу: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, дом 17, кв. 1 1933 рублей 12 копеек в адрес истца необоснованно.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 31.07.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей
От истца, третьего лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступали.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Теплосеть" с 01.03.2014 приняло в аренду у муниципального унитарного предприятия "Ачинские коммунальные системы" комплекс объектов и оборудования, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и очистке сточных вод в отношении потребителей, расположенных в городе Ачинске, что ответчиком не оспаривается.
В муниципальной собственности города Ачинска находятся помещения по адресам:
- - г. Ачинск, микрорайон 3, д. 1, кв. 35;
- - г. Ачинск, микрорайон 3, д. 24, кв. 160;
- - г. Ачинск, микрорайон 3, д. 28, кв. 90;
- - г. Ачинск, микрорайон 5, д. 2, кв. 4;
- - г. Ачинск, микрорайон 5, д. 4, кв. 50;
- - г. Ачинск, микрорайон 7, д. 9А, кв. 48;
- - г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 14, кв. 1;
- - г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 17, кв. 1;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 1;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 3;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 7;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 8;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 9;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 21;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 23;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 27;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 28;
- - г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 3, кв. 30.
Письмами Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска от 23.05.2016 N К-05-30-2268, от 23.06.2016 N К-05-30-2756, от 22.07.2016 N К-05-30-3381, от 15.07.2016 N К-05-30-3355 подтверждено нахождение помещений в собственности муниципального образования город Ачинск Красноярского края.
Истец указывает, что в отсутствие заключенного договора энергоснабжения в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ачинска, в июле 2016 года, поставлены коммунальные ресурсы на общую сумму 9 402 рубля 41 копейку (в том числе тепловая энергия на отопление, тепловая энергия на горячее водоснабжение, водоснабжение и теплоноситель на общедомовые нужды).
Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определена истцом по тарифам, утвержденным приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 02.12.2015 N 298-п, от 16.12.2015 N 461-п, от 01.12.2015 N 457-в с учетом нормативов, утвержденных постановлением Главы города Ачинска от 18.01.2005 N 009-п.
На оплату потребленных коммунальных ресурсов истцом ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Письмом от 24.08.2016 истец обратился к ответчику с требованием уплатить задолженность за коммунальные ресурсы, поставленные в помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Ачинска.
Из письма Комитета по управлению муниципальным имущества администрации города Ачинска от 23.09.2016 N К-05-30-5489 следует, что оплатить потребленные ресурсы не представляется возможным в связи с отсутствием государственного контракта, заключенного между собственником помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Истцом, являющимся ресурсоснабжающей организацией в городе Ачинске в июле 2016 года поставлены коммунальные ресурсы в помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах и находящиеся в управлении муниципального образования город Ачинск, в отсутствие заключенных договоров ресурсоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
В силу пункта 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 164, части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что в отсутствие заключенного договора энергоснабжения в отношении помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ачинска, истцом в июле 2016 года, поставлены коммунальные ресурсы (в том числе тепловая энергия на отопление, тепловая энергия на горячее водоснабжение, водоснабжение и теплоноситель на общедомовые нужды) на общую сумму 9 402 рубля 41 копейку.
Расчет задолженности произведен с учетом тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, утвержденных Приказами РЭК Красноярского края N/N N/N 298-п от 02.12.2015, 461-п от 16.12.2015, 457-в от 01.12.2015.
Доказательства, опровергающие достоверность данных, используемых истцом при расчете коммунальных услуг (тепловая энергия на отопление, тепловая энергия на горячее водоснабжение, водоснабжение и теплоноситель на общедомовые нужды), а также непотребления ресурсов спорными объектами, принадлежащими ответчику, в материалы дела не представлены.
Довод заявителя жалобы о необоснованности взыскания задолженности по помещению, расположенному в доме по адресу: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 17, в связи с заключением с управляющей компанией договора управления указанным домом, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-357 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 14, 16, 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354" в части определения момента, с которого управляющая компания, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, даны следующие разъяснения.
Поскольку при отсутствии договора ресурсоснабжения приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг невозможно, пунктом 14 Правил правомерно установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору приобретения коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.
Указанная позиция также отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2017 N 302-ЭС17-2642.
Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Момент, с которого организация, действующая от своего имени и в интересах собственника при наличии договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, обязана предоставить коммунальные услуги собственникам жилого дома (домовладения) определен пунктом 16 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 354 организация, указанная в подп. "б" п. 10 названных Правил, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом изложенной правовой позиции наличие статуса управляющей организации и факта заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку для этого требуется также заключить договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что истец в спорный период не выставлял счета на плату за потребленные энергоресурсы по спорному дому управляющей организации; управляющая компания не выставляла плату собственникам, потребившим энергоресурсы и занимающим жилые помещения в многоквартирных домах; ООО "Теплосеть" осуществляло поставку энергоресурсов и выставляло плату потребителям, занимающим жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах в рамках договорных отношений, основанных на конклюдентных действиях (пункт 7 Правил N 354).
Вместе с тем, собственники многоквартирных домов не инициировали расторжение договора на поставку коммунальных энергоресурсов с ООО "Теплосеть", что подтверждает правомерность заявленных требований о взыскании задолженности за ресурсы, потребленные находящимися в собственности ответчика спорными помещениями.
Аналогичные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).
На основании вышеизложенного, требование истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет по управлению муниципальным имуществом города Ачинска освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" июня 2017 года по делу N А33-25527/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Л.Е.СПОТКАЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)