Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Глубоковских рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5225/2017 по заявлению ООО УЖК "РАДОМИР-ИНВЕСТ" (ИНН 6670132726, ОГРН 1069670132036) (далее - Общество)
к Отделению надзорной деятельности Кировского района муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - Управление МЧС)
о признании недействительным предписания от 16.11.2016 N 2-275/1/1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дудырева Е.А., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2017,
от заинтересованного лица: Сбродов С.В., представитель по доверенности N 31-15-9 от 10.01.2017.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 16.11.2016 N 2-275/1/1, вынесенное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области как не соответствующее требованиям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на то, что предписание содержит незаконные и неисполнимые требования, возлагает на общество обязанности по устранению нарушений, соблюдение которых для заявителя не является обязательным в силу закона.
В частности, общество ссылается на отсутствие обязанности у управляющей компании по устранению нарушений, содержащиеся в предписания, указанные в качестве нарушений требования не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию.
Кроме того, по мнению заявителя, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, указывает на то, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компании, считает, что требования оспариваемого предписания являются законными и отмене не подлежат.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Управлением МЧС на основании распоряжения от 17.10.2016 в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющей жилищной компании "Радомир-Инвест" 16 ноября 2016 года проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, а именно содержание в исправном состоянии систем противопожарной автоматики многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2.
По результатам проверки составлен акт проверки N 2-275 от 16.11.2016, а также выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 2-275/1/1, в соответствии с которым ООО УЖК "Радомир-Инвест" предписано в срок до 01.08.2017 устранить нарушения, выразившиеся в следующем:
- - руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода. Руководителем организации не организовано проведение проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов проверок;
- - руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;
- - руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, противопожарных и дымовых клапанов). На объекте защиты не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверок работоспособности установок систем противодымной защиты, противопожарных и дымовых клапанов, с оформлением соответствующего акта проверки;
- - в коридорах, на всех этажах жилого многоквартирного дома, отсутствуют ручные пожарные извещатели;
- - в коридорах, на этажах жилого многоквартирного дома, пожарные краны не размещены в пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении;
- - руководителем организации не в полном объеме обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организована перекатка пожарных рукавов;
- - в поэтажных коридорах произведено изменение объемно планировочных решений, в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (системы дымоудаления - подъезд NN 1, 2, со 2-го по 16-й этажи);
- - двери эвакуационных выходов, ведущие из поэтажных коридоров в лифтовые холлы, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- - в коридорах, на 1-этажах жилого многоквартирного дома (подъезды NN 1, 2) над дверью эвакуационного выхода отсутствует световое табло "Выход";
- - в жилом многоквартирном доме лифтовые холлы, поэтажные коридоры не оборудованы дымовыми пожарными извещателями;
- - в жилом многоквартирном доме отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, осуществляет ООО УЖК "Радомир-Инвест"; спор по данному обстоятельству отсутствует.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 часть 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В оспариваемом предписании указано, что Обществом нарушены положения Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а также иные нормативные документы по пожарной безопасности.
В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации содержатся требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, которые обязывают руководителя организации обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (п. 55); укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организацию перекатки пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57); исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств (п. 59).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность руководителя организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Из представленных в дело материалов проверки следует, что при эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2, находящегося в управлении ООО УЖК "Радомир-Инвест", нарушены указанные в акте проверки требования пожарной безопасности; упомянутые в акте проверки пункты Правил противопожарного режима указаны, помимо прочего, в предписании в качестве пунктов нормативного документа, требование которых нарушены обществом.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, оспариваемые предписания выданы надлежащему лицу и являются исполнимыми, так как не ограничивают ООО "УЖК "Радомир-Инвест" в способах устранения выявленных нарушений, не возлагает обязанностей, не относящихся к деятельности управляющей организации.
Доводы заявителя о неясности требований предписания, а также о его неисполнимости, подлежат в силу вышеизложенного отклонению.
Учитывая, что сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-5225/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2017 г. по делу N А60-5225/2017
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Глубоковских рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5225/2017 по заявлению ООО УЖК "РАДОМИР-ИНВЕСТ" (ИНН 6670132726, ОГРН 1069670132036) (далее - Общество)
к Отделению надзорной деятельности Кировского района муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - Управление МЧС)
о признании недействительным предписания от 16.11.2016 N 2-275/1/1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дудырева Е.А., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2017,
от заинтересованного лица: Сбродов С.В., представитель по доверенности N 31-15-9 от 10.01.2017.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Радомир-Инвест" обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 16.11.2016 N 2-275/1/1, вынесенное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области как не соответствующее требованиям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на то, что предписание содержит незаконные и неисполнимые требования, возлагает на общество обязанности по устранению нарушений, соблюдение которых для заявителя не является обязательным в силу закона.
В частности, общество ссылается на отсутствие обязанности у управляющей компании по устранению нарушений, содержащиеся в предписания, указанные в качестве нарушений требования не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию.
Кроме того, по мнению заявителя, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, указывает на то, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компании, считает, что требования оспариваемого предписания являются законными и отмене не подлежат.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Управлением МЧС на основании распоряжения от 17.10.2016 в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющей жилищной компании "Радомир-Инвест" 16 ноября 2016 года проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, а именно содержание в исправном состоянии систем противопожарной автоматики многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2.
По результатам проверки составлен акт проверки N 2-275 от 16.11.2016, а также выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 2-275/1/1, в соответствии с которым ООО УЖК "Радомир-Инвест" предписано в срок до 01.08.2017 устранить нарушения, выразившиеся в следующем:
- - руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода. Руководителем организации не организовано проведение проверки работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов проверок;
- - руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;
- - руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, противопожарных и дымовых клапанов). На объекте защиты не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверок работоспособности установок систем противодымной защиты, противопожарных и дымовых клапанов, с оформлением соответствующего акта проверки;
- - в коридорах, на всех этажах жилого многоквартирного дома, отсутствуют ручные пожарные извещатели;
- - в коридорах, на этажах жилого многоквартирного дома, пожарные краны не размещены в пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении;
- - руководителем организации не в полном объеме обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организована перекатка пожарных рукавов;
- - в поэтажных коридорах произведено изменение объемно планировочных решений, в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (системы дымоудаления - подъезд NN 1, 2, со 2-го по 16-й этажи);
- - двери эвакуационных выходов, ведущие из поэтажных коридоров в лифтовые холлы, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- - в коридорах, на 1-этажах жилого многоквартирного дома (подъезды NN 1, 2) над дверью эвакуационного выхода отсутствует световое табло "Выход";
- - в жилом многоквартирном доме лифтовые холлы, поэтажные коридоры не оборудованы дымовыми пожарными извещателями;
- - в жилом многоквартирном доме отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, осуществляет ООО УЖК "Радомир-Инвест"; спор по данному обстоятельству отсутствует.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 часть 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В оспариваемом предписании указано, что Обществом нарушены положения Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а также иные нормативные документы по пожарной безопасности.
В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации содержатся требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, которые обязывают руководителя организации обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (п. 55); укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организацию перекатки пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57); исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств (п. 59).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность руководителя организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Из представленных в дело материалов проверки следует, что при эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, 4/2, находящегося в управлении ООО УЖК "Радомир-Инвест", нарушены указанные в акте проверки требования пожарной безопасности; упомянутые в акте проверки пункты Правил противопожарного режима указаны, помимо прочего, в предписании в качестве пунктов нормативного документа, требование которых нарушены обществом.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, оспариваемые предписания выданы надлежащему лицу и являются исполнимыми, так как не ограничивают ООО "УЖК "Радомир-Инвест" в способах устранения выявленных нарушений, не возлагает обязанностей, не относящихся к деятельности управляющей организации.
Доводы заявителя о неясности требований предписания, а также о его неисполнимости, подлежат в силу вышеизложенного отклонению.
Учитывая, что сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, что заявителем в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.П.ВОРОНИН
С.П.ВОРОНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)