Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Квартиру истца затапливает осадками и талыми водами по причине некачественного ремонта кровельного покрытия крыши дома, постоянные заливы привели к повышенной влажности в квартире; в комнате, кухне и туалете повреждены обои и штукатурка, появилась плесень; истец считает, что ответственным за причиненный ему ущерб является региональный оператор.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Курганского областного суда в составе
председательствующего Кабанькова С.А.,
членов президиума: Литвиновой И.В., Роота А.В., Чусовитина В.В., Толмачева О.Л.,
при секретаре Г.,
рассмотрел 27 ноября 2017 года гражданское дело по иску В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности на основании кассационной жалобы В. и определения судьи Курганского областного суда Прасол Е.В. от 9 ноября 2017 года о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В., президиум
установил:
В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности. В обоснование исковых требований указывала, что является собственником квартиры <адрес>. Управляющей компанией, обслуживающей данный дом, является ООО "Новая Волна Курган". В период с ноября 2015 года по настоящее время квартиру истца топит осадками и талыми водами по причине некачественного ремонта кровельного покрытия крыши дома. Постоянные заливы привели к повышенной влажности в квартире, в комнате, кухне и туалете повреждены обои и штукатурка, появилась плесень. Размер ущерба, причиненного имуществу истца, оценен по локальной смете в размере 17 516 руб. Указывала, что 21 октября 2014 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, было принято решение о проведении капитального ремонта дома. Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" является региональным оператором, уполномоченным на организацию проведения капитального ремонта. Указывала, что 23 января 2015 года собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> заключили с Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" договор об организации проведения капитального ремонта, по условиям которого ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по договору, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными оператором, в соответствии с действующим законодательством, несет региональный оператор. По изложенным основаниям считала, что ответственным за причиненный ей ущерб является региональный оператор, в связи с чем просила возложить на Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" обязанность провести работы по ремонту, исключающие протекание крыши над квартирой 46 по адресу: <адрес>, а также взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 17 516 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 9 000 руб., расходы по оплате нотариальных действий в сумме 1 700 руб. и штраф. Кроме того, указывала, что в связи с постоянным подтоплением квартиры она испытывает нравственные страдания, ей причинен моральный вред, компенсацию которого в размере 10 000 руб. также просила взыскать с ответчика.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 10 января 2017 года исковые требования В. удовлетворены частично.
С Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в ее пользу взыскан материальный ущерб в размере 17 516 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 1 133 руб. 33 коп.
На Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" возложена обязанность провести работы, исключающие протекание кровли над квартирой N по <адрес>.
Кроме того, с Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в доход бюджета муниципального образования город Курган взыскана государственная пошлина в размере 700 руб. 64 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года решение Курганского городского суда Курганской области от 10 января 2017 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 16 августа 2017 года, В. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года, просит его отменить и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что оспариваемый судебный акт вынесен судом апелляционной инстанции при неправильном применении норм материального права. Анализируя положения статей 170, 175, 178, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта перед собственниками помещений несет подрядная организация, непосредственно выполнявшая работы, поскольку в силу закона такая ответственность возложена на регионального оператора.
Гражданское дело истребовано в Курганский областной суд 22 августа 2017 года, дело поступило 29 сентября 2017 года.
По результатам изучения доводов автора кассационной жалобы и материалов гражданского дела, определением судьи Курганского областного суда от 9 ноября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Курганского областного суда.
От Правительства Курганской области поступили возражения на кассационную жалобу на апелляционное определение Курганского областного суда от 4 июля 2017 года, в котором представитель Правительства Курганской области С. полагает кассационную жалобу В. не основанной на законе и не подлежащей удовлетворению. Правительство Курганской области просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум находит, что имеются основания для отмены состоявшегося апелляционного определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В. на основании договора купли-продажи от 23 сентября 2014 года является собственником квартиры, расположенной на 5-м этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
18 октября 2014 года на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> было принято решение о капитальном ремонте многоквартирного жилого дома. Также принято решение уполномочить Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" организовать проведение капитального ремонта дома в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", открыть специальный счет в кредитной организации для зачисления денежных средств собственников помещений дома в рамках долевого финансирования проведения капитального ремонта.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 ноября 2013 года N 577 "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курганской области, создана Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" (региональный оператор).
23 января 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> заключили с Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" договор N 1 об организации проведения капитального ремонта, по условиям которого собственники в срок до 1 июля 2015 года и в совокупном размере 15% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, обязуются внести на открытый региональным оператором специальный банковский счет денежные средства на проведение капитального ремонта в порядке долевого финансирования, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные краткосрочным планом реализации, программы капитального ремонта на 2015 год, утверждаемой Правительством Курганской области, и финансирование такого капитального ремонта.
15 сентября 2015 года Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" во исполнение указанного выше договора, заключила с ООО "ВалДав-Строй" договор подряда N КР-028/15, на основании которого заказчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
6 апреля 2016 года приняты работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома по <адрес>, о чем составлен соответствующий акт.
Судом также установлено, что в период проведения капитального ремонта и после окончания капитального ремонта крыши с 19 ноября 2015 года по 20 ноября 2015 года, а также в период с 11 июня 2016 года по 12 июня 2016 года в связи с выпадением природных осадков (дождя) произошло затопление квартиры истца, что отражено в актах обнаружения недостатков от 18 января 2016 года, 17 июня 2016 года, 21 июня 2016 года, составленных в присутствии представителей подрядной организации ООО "ВалДав-Строй", Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области", а также представителя управляющей компании ООО "Новая Волна Курган".
10 августа 2016 года по результатам осмотра крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> составлен акт обнаружения недостатков (дефектов) N 1 в присутствии инженера отдела капитального ремонта Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов Курганской области", представителя ООО "ВалДав-Строй", согласно которому зафиксированы следующие недостатки: негерметично выполнены примыкания покрытия кровли к вентиляционным каналам над подъездом N что не соответствует требованиям СП 17.13330.2011 "Кровли". Указанные недостатки явились следствием ненадлежащего выполнения подрядчиком своих обязательств. Подрядной организации ООО "ВалДав-Строй" предписано в рамках гарантийных обязательств устранить выявленные недостатки в срок до 1 сентября 2016 года.
Согласно локальному сметному расчету от 10 октября 2016 года N 78, подготовленному ООО "Домик", сметная стоимость строительных работ по ремонту квартиры истца по <адрес> после подтопления составила 17516 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области", в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца в счет причиненного подрядчиком материального ущерба 17516 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на статью 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что региональным оператором надлежащим образом исполнена возложенная на него обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а ответственность за ущерб, причиненный как во время, так и после проведения капитального ремонта, ненадлежащее выполнение обязательств по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, несет подрядная организация ООО "ВалДав-Строй", которая является лицом, обязанным устранить выявленные недостатки выполненных работ, а также возместить ущерб, причиненный собственникам помещений в многоквартирном доме в результате допущенных нарушений.
Президиум Курганского областного суда находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
По смыслу приведенных норм закона ответственность регионального оператора обусловлена событием - фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту, что в данном случае было установлено по делу и не оспаривалось сторонами. Представленные в материалы дела документы подтверждают ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов автора кассационной жалобы, в связи с чем, данное судебное постановление подлежит отмене, а дело - направлению в Курганский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года по гражданскому делу по иску В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 44Г-4/2017
Требование: О возмещении материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда, возложении обязанности.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Квартиру истца затапливает осадками и талыми водами по причине некачественного ремонта кровельного покрытия крыши дома, постоянные заливы привели к повышенной влажности в квартире; в комнате, кухне и туалете повреждены обои и штукатурка, появилась плесень; истец считает, что ответственным за причиненный ему ущерб является региональный оператор.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. N 44-Г-4
Президиум Курганского областного суда в составе
председательствующего Кабанькова С.А.,
членов президиума: Литвиновой И.В., Роота А.В., Чусовитина В.В., Толмачева О.Л.,
при секретаре Г.,
рассмотрел 27 ноября 2017 года гражданское дело по иску В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности на основании кассационной жалобы В. и определения судьи Курганского областного суда Прасол Е.В. от 9 ноября 2017 года о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В., президиум
установил:
В. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности. В обоснование исковых требований указывала, что является собственником квартиры <адрес>. Управляющей компанией, обслуживающей данный дом, является ООО "Новая Волна Курган". В период с ноября 2015 года по настоящее время квартиру истца топит осадками и талыми водами по причине некачественного ремонта кровельного покрытия крыши дома. Постоянные заливы привели к повышенной влажности в квартире, в комнате, кухне и туалете повреждены обои и штукатурка, появилась плесень. Размер ущерба, причиненного имуществу истца, оценен по локальной смете в размере 17 516 руб. Указывала, что 21 октября 2014 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, было принято решение о проведении капитального ремонта дома. Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" является региональным оператором, уполномоченным на организацию проведения капитального ремонта. Указывала, что 23 января 2015 года собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> заключили с Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" договор об организации проведения капитального ремонта, по условиям которого ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по договору, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными оператором, в соответствии с действующим законодательством, несет региональный оператор. По изложенным основаниям считала, что ответственным за причиненный ей ущерб является региональный оператор, в связи с чем просила возложить на Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" обязанность провести работы по ремонту, исключающие протекание крыши над квартирой 46 по адресу: <адрес>, а также взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 17 516 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 9 000 руб., расходы по оплате нотариальных действий в сумме 1 700 руб. и штраф. Кроме того, указывала, что в связи с постоянным подтоплением квартиры она испытывает нравственные страдания, ей причинен моральный вред, компенсацию которого в размере 10 000 руб. также просила взыскать с ответчика.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 10 января 2017 года исковые требования В. удовлетворены частично.
С Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в ее пользу взыскан материальный ущерб в размере 17 516 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 1 133 руб. 33 коп.
На Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" возложена обязанность провести работы, исключающие протекание кровли над квартирой N по <адрес>.
Кроме того, с Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в доход бюджета муниципального образования город Курган взыскана государственная пошлина в размере 700 руб. 64 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года решение Курганского городского суда Курганской области от 10 января 2017 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 16 августа 2017 года, В. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года, просит его отменить и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что оспариваемый судебный акт вынесен судом апелляционной инстанции при неправильном применении норм материального права. Анализируя положения статей 170, 175, 178, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта перед собственниками помещений несет подрядная организация, непосредственно выполнявшая работы, поскольку в силу закона такая ответственность возложена на регионального оператора.
Гражданское дело истребовано в Курганский областной суд 22 августа 2017 года, дело поступило 29 сентября 2017 года.
По результатам изучения доводов автора кассационной жалобы и материалов гражданского дела, определением судьи Курганского областного суда от 9 ноября 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Курганского областного суда.
От Правительства Курганской области поступили возражения на кассационную жалобу на апелляционное определение Курганского областного суда от 4 июля 2017 года, в котором представитель Правительства Курганской области С. полагает кассационную жалобу В. не основанной на законе и не подлежащей удовлетворению. Правительство Курганской области просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум находит, что имеются основания для отмены состоявшегося апелляционного определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В. на основании договора купли-продажи от 23 сентября 2014 года является собственником квартиры, расположенной на 5-м этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
18 октября 2014 года на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> было принято решение о капитальном ремонте многоквартирного жилого дома. Также принято решение уполномочить Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" организовать проведение капитального ремонта дома в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", открыть специальный счет в кредитной организации для зачисления денежных средств собственников помещений дома в рамках долевого финансирования проведения капитального ремонта.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 ноября 2013 года N 577 "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курганской области, создана Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" (региональный оператор).
23 января 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> заключили с Некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" договор N 1 об организации проведения капитального ремонта, по условиям которого собственники в срок до 1 июля 2015 года и в совокупном размере 15% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, обязуются внести на открытый региональным оператором специальный банковский счет денежные средства на проведение капитального ремонта в порядке долевого финансирования, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные краткосрочным планом реализации, программы капитального ремонта на 2015 год, утверждаемой Правительством Курганской области, и финансирование такого капитального ремонта.
15 сентября 2015 года Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" во исполнение указанного выше договора, заключила с ООО "ВалДав-Строй" договор подряда N КР-028/15, на основании которого заказчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
6 апреля 2016 года приняты работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома по <адрес>, о чем составлен соответствующий акт.
Судом также установлено, что в период проведения капитального ремонта и после окончания капитального ремонта крыши с 19 ноября 2015 года по 20 ноября 2015 года, а также в период с 11 июня 2016 года по 12 июня 2016 года в связи с выпадением природных осадков (дождя) произошло затопление квартиры истца, что отражено в актах обнаружения недостатков от 18 января 2016 года, 17 июня 2016 года, 21 июня 2016 года, составленных в присутствии представителей подрядной организации ООО "ВалДав-Строй", Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области", а также представителя управляющей компании ООО "Новая Волна Курган".
10 августа 2016 года по результатам осмотра крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> составлен акт обнаружения недостатков (дефектов) N 1 в присутствии инженера отдела капитального ремонта Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов Курганской области", представителя ООО "ВалДав-Строй", согласно которому зафиксированы следующие недостатки: негерметично выполнены примыкания покрытия кровли к вентиляционным каналам над подъездом N что не соответствует требованиям СП 17.13330.2011 "Кровли". Указанные недостатки явились следствием ненадлежащего выполнения подрядчиком своих обязательств. Подрядной организации ООО "ВалДав-Строй" предписано в рамках гарантийных обязательств устранить выявленные недостатки в срок до 1 сентября 2016 года.
Согласно локальному сметному расчету от 10 октября 2016 года N 78, подготовленному ООО "Домик", сметная стоимость строительных работ по ремонту квартиры истца по <адрес> после подтопления составила 17516 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области", в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца в счет причиненного подрядчиком материального ущерба 17516 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на статью 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что региональным оператором надлежащим образом исполнена возложенная на него обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а ответственность за ущерб, причиненный как во время, так и после проведения капитального ремонта, ненадлежащее выполнение обязательств по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, несет подрядная организация ООО "ВалДав-Строй", которая является лицом, обязанным устранить выявленные недостатки выполненных работ, а также возместить ущерб, причиненный собственникам помещений в многоквартирном доме в результате допущенных нарушений.
Президиум Курганского областного суда находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
По смыслу приведенных норм закона ответственность регионального оператора обусловлена событием - фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту, что в данном случае было установлено по делу и не оспаривалось сторонами. Представленные в материалы дела документы подтверждают ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по договору.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов автора кассационной жалобы, в связи с чем, данное судебное постановление подлежит отмене, а дело - направлению в Курганский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 4 июля 2017 года по гражданскому делу по иску В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области" о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов, возложении обязанности отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
С.А.КАБАНЬКОВ
С.А.КАБАНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)