Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2016 ПО ДЕЛУ N А66-3603/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. по делу N А66-3603/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 8 июля 2016 года по делу N А66-3603/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" (ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135; место нахождения: 170034, Тверская область, город Тверь, проспект Чайковского, дом 1, корпус 2; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2016 N 1353/3-б о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Тверской области от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Центрального района города Твери (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 8 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность события административного правонарушения и вины общества в данном правонарушении. Обращает внимание суда на то, что на момент проведения проверки на кровлях домов производились профилактические работы по очистке вентиляционных каналов силами привлеченной обслуживающей компании, что, в свою очередь, и привело к открытию выходов на кровлю. В случае установления судом наличия вменяемого обществу правонарушения, полагает возможным признание его малозначительным. Дополнительно общество сослалось на решение Тверского областного суда от 21.09.2016 о прекращении административного дела в отношении руководителя общества по результатам той же проверки в связи с недоказанностью факта правонарушения.
От инспекции и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, прокуратурой с участием специалистов Центрального Управления Ростехнадзора, инспекции, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери 28.01.2016 проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства в части выполнения обществом обязанностей по надлежащему содержанию, эксплуатации общего имущества многоквартирных жилых домов, а также выполнения требований по технической укрепленности в целях недопущения террористических актов в жилых домах.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами N 3 и N 13/34 по улице Учительской города Твери.
В результате обследования состояния указанных жилых домов 28.01.2016 установлено:
- - местные нарушения окрасочного слоя газопроводов, наличие мест законопачивания отверстий футляров, отдельные газовые плиты частично разукомплектованы;
- - на лестничных клетках в оконных заполнениях установлены двойные деревянные рамы, остекление отдельных рам отсутствует;
- - не закрыты чердачные помещения, в связи с чем возможен беспрепятственный доступ в указанные помещения, а также на крышу домов посторонних лиц, способных совершить террористический акт в жилом доме.
Инспекцией составлены акты осмотра от 28.01.2016 N 207/90-п и N 208/91-п.
По данному факту прокуратурой в отношении общества 10.02.2016 возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением от 23.03.2016 N 1353/3-б общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества установлен состав административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт подлежащим отмене, поскольку факт правонарушения административным органом не доказан.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ жилищная инспекция является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 названного Кодекса.
Объектом правонарушения является жилищный фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный, в частности, нарушает правила содержания жилых домов.
Из статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что оно является организацией, отвечающей за содержание и эксплуатацию многоквартирных жилых домов N 3 и N 13/34 по улице Учительской города Твери.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание общего имущества названного дома, а значит, и субъектом вменяемого правонарушения.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и должно обеспечивать помимо всего прочего соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, чердаки, технические помещения, лифты, лифтовые и иные шахты.
Общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (пункт 10 Правил).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно актам осмотра от 28.01.2016 N 207/90-п и N 208/91-п проверяющими зафиксированы местные нарушения окрасочного слоя газопровода, наличие мест ненадлежащего законопачивания отверстий футляров, частичное разукомплектование газовых плит в нарушение Правил N 170, указано на проведение фотосъемки.
Согласно пунктам 5.4.6, 5.5 Правил внутренние газопроводы и теплогенераторы должны подвергаться техническому осмотру не реже 1 раза в месяц, текущему ремонту - не реже 1 раза в год; пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту; монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями; самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией; организация по обслуживанию жилищного фонда должна: своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Однако невыполнение перечисленных требований Правил обществу по существу не вменяется. Кроме того, как обоснованно указывает общество в актах осмотра, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в постановлении о привлечении к ответственности не конкретизировано где выявлены нарушения окрасочного слоя газопроводов, наличие мест законопачивания отверстий футляров, и то, что на лестничных клетках в оконных заполнениях установлены двойные деревянные рамы, остекление которых в отдельных случаях отсутствует, фотографии к материалам дела не приложены, факт данных нарушений представители общества не признавали.
Более того, согласно пункту 6.24 СНиП 2.04.08.-87 "Газоснабжение" пространство между футляром и газопроводом необходимо законопачивать.
Таким образом, ни фактически, ни нормативно данные нарушения оспариваемым постановлением не доказаны.
Факт частичного разукомплектования газовых плит общество не оспаривает, однако ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, согласно которому газовые плиты относятся к внутриквартирному газовому оборудованию. Данный довод заявителя материалами дела не опровергнут, поскольку из актов осмотра не следует, что газовые плиты находятся не в квартирах, а в помещениях, относящихся к общедомовому имуществу.
В силу пункта 3.3 Правил N 170 на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания чердаков. При этом выходы на кровлю должны быть всегда закрыты на замок (подпункт 3.3.5 Правил N 170).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Из решения судьи Тверского областного суда от 21.09.2016 по делу N 21-277/2016 следует, что чердачные люки имели запорные устройства, их открытие было связано с проведением ремонтных работ на крыше дома в момент проведения проверки, что административным органом не опровергнуто и в настоящем деле.
Таким образом, данное нарушение также не подтверждено материалами дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для вывода о наличии вины общества в совершении вменяемых нарушений.
При указанных обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, материалами дела не доказана.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, требования общества и его апелляционную жалобу - удовлетворению.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 8 июля 2016 года по делу N А66-3603/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления "Государственная жилищная инспекция" (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890) от 23.03.2016 N 1353/3-б о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" (ОГРН 1146952014747; ИНН 6950185135) привлечено к административной ответственности, предусмотренной 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)