Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания Помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от истца: без участия (извещен);
- от ответчиков: Департамента финансов Администрации города Томска Кондрашова Е.А. по доверенности от 11.01.2016; от иных - без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента финансов Администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 15 января 2016 года
по делу N А67-5976/2015 (судья М.А. Лысых)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании", г. Томск (ИНН 7017065961 ОГРН 1037000103513)
к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска, Департамента финансов Администрации города Томска, Администрации Октябрьского района г. Томска
о взыскании 36 141,60 руб.,
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (далее - истец, ООО "Жилсервис Томской домостроительной компании") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска и в лице Департамента финансов Администрации города Томска (далее - ответчики, Администрация, Департамент, апеллянт) с иском о взыскании задолженности за период с 27.12.2013 по 30.07.2015 по квартирам N N 314, 419, расположенным в доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16 в общей сумме 36 141,60 руб.
Протокольным определением от 24.11.2015 к участию в деле в качестве представителя муниципального образования "Город Томск" привлечена Администрация Октябрьского района г. Томска (далее - Администрация Октябрьского района г. Томска).
Решением суда от 15 января 2016 года заявленные требования удовлетворены, с Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации Города Томска за счет казны Муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" взыскана задолженность в сумме 36 141,60 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая на то, что надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск" по настоящему делу является Администрация Октябрьского района Города Томска.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель апеллянта в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальным контрактами N 2013.116807 на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в городе Томске в рамках реализации на территории муниципального образования "Город Томск" Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах от 19 июля 2013 ОАО "Томская домостроительная компания" передала, а Администрация приняла недвижимое имущество согласно перечню, в том числе квартиру N 314, расположенную по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16, что подтверждается актом приема-передачи N 3 от 09.12.2013.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2015 N 70/001/032/2015-5104, квартира N 419, расположенная по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16, находится в собственности муниципального образования "Город Томск".
Решениями общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16 выбран способ управления домом в форме непосредственного управления, в качестве обслуживающей организации МКД выбрано ООО "Жилсервис ТДСК", утвержден размер платы (тарифы) за содержание общего имущества МКД Указанные решения оформлены протоколом общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16 от 26.12.2013.
С 01.01.2015 ООО "Жилсервис ТДСК" выступает как управляющая организация и оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании протокола общего собрания собственников помещений от 01.01.2015 и заключенного договора управления многоквартирным домом от 19.02.2015.
Размер платы за содержание жилого помещения был установлен решениями общих собраний собственников от 27.12.2013, от 11.08.2014 и 01.01.2015.
Согласно протоколу 01.01.2015 размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома складывается из стоимости следующих услуг: содержание мест общего пользования - 9,86 руб./кв. м; обслуживание приборов учета - 0,95 руб./кв. м; обслуживание лифта - 3,49 руб./кв. м; обслуживание пожарной сигнализации - 1,08 руб./кв. м, текущий ремонт общего имущества в размере 4,77 руб./ кв. м, сбор и вывоз ТБО - 2,21 руб./кв. м.
В период с 27.12.2013 по 30.07.2015 обслуживание МКД осуществлялось истцом на основании договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.12.2013 (далее - договор, том 2 л.д. 15-26), который согласно пункту 8.1. распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 27.12.2013.
Договор заключен между ООО "Жилсервис ТДСК" (управляющей организацией) и администрацией Октябрьского района Города Томска (собственником помещений) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 26.12.2013 N б/н), хранящийся по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 6В (п. 1.1 договора).
В соответствии с условиями договора, исполнитель по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение указанного в пункте 8.1 договора срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанные в приложении N 2 к договору (том 2 л.д. 31-35). Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается в пределах суммы средств, собранных собственниками многоквартирного дома (пункт 2.1 договора).
Состав общего имущества в многоквартирном доме на момент заключения договора указан в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 2.2 договора).
Плата собственника помещения по договору включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1 договора).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого с учетом предложений исполнителя на срок не менее чем один год, и должен быть соразмерен утвержденному и прилагаемому к договору перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также установленным объемам и качеству данных услуг и работ (пункт 4.2 договора).
Исполнитель вправе за 30 дней до окончания каждого года действия договора предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечня услуг и работ, оказываемых и выполняемых по договору, с приложением сметы расходов, с учетом которых общее собрание собственников помещений принимает решение о новом размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае если общее собрание собственников помещений в течение 30 дней до истечения каждого года действия договора не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, то исполнитель, начиная с первого месяца следующего года действия договора, вправе начислять плату за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее индексации на размер индекса потребительских цен (индекса инфляции) в соответствующем периоде (соразмерно перечню услуг и работ, подлежащих выполнению в следующем году).
При этом применяемый в отношениях сторон в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4. договора размер платы за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме действует до момента определения нового размера такой платы общим собранием собственников помещений.
Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме изменяется на основании решения общего собрания собственников помещений и утвержденных с учетом условий договора перечней (планов) работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на соответствующий год (пункт 4.4 договора).
Плата или часть платы собственника помещения по договору может вноситься за него в установленном порядке нанимателями, арендаторами помещений в многоквартирном доме, иными лицами (п. 4.6 договора).
Плата собственника помещения по договору вносится на основании платежных документов, представленных исполнителем (п. 4.7 договора).
На оплату услуг, оказанных в рамках договора в спорный период ответчику, истец направил ему счета за коммунальные услуги, о чем в дело представил письма от 18.04.2014 N 416.
В ответ на данное письмо Администрация города Томска дала ответ, что администрацией города подготовлено соответствующее распоряжение о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на указанные цели (том 1 л.д. 102).
В подтверждение факта оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД истец представил договоры на техническое обслуживание лифтов в МКД, оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, на установку домофонов, на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации.
Ссылаясь на неоплату жилищных услуг ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 26, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание общего имущества.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ и пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией. При этом отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник каждого помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество. Участие в расходах осуществляется путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 39, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "г" пункта 19 "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления с управляющей организацией заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Согласно пунктам 2, 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из материалов дела, ответчик факт принадлежности в спорный период жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" не оспорил, кроме того, данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности, то есть взыскание может производиться за счет казны.
Финансовым органом администрации города Томска, который обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления в соответствии с Положением "О Департаменте финансов администрации города Томска", утвержденным решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005, является Департамент финансов администрации города Томска (пункт 1.2 Положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 Положения).
Согласно пунктам 3.57, 3.58 Положения, Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Поскольку в материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие наличие иного бюджетного органа, в полномочия которого входит представление интересов муниципального образования "Город Томск" по вопросам о предъявлении рассматриваемых требований, а также подтверждающие отнесение данного полномочия к ведению иного главного распорядителя бюджетных средств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что интересы муниципального образования "Город Томск" в рассматриваемом случае должен представлять Департамент финансов администрации города Томска.
В связи с установленным, суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что Департамент финансов администрации Города Томска не является надлежащим представителем ответчика - Муниципального образования "Город Томск" по рассматриваемому спору.
Расчет задолженности и наличие задолженности перед истцом в размере 36 141,60 руб. ответчиком не оспаривается. Доказательства оказания истцом услуг по содержанию общего имущества в меньшем объеме, применения истцом при расчете неправильных данных ответчиком в материалы дела не представлены, как и не представлены доказательства оплаты задолженности.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, за спорный период является обоснованным.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые влияли на обоснованность обжалуемого судебного акта или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя жалобы. Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Томской области от 15 января 2016 года по делу N А67-5976/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2016 N 07АП-1566/2016 ПО ДЕЛУ N А67-5976/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. по делу N А67-5976/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания Помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от истца: без участия (извещен);
- от ответчиков: Департамента финансов Администрации города Томска Кондрашова Е.А. по доверенности от 11.01.2016; от иных - без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента финансов Администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 15 января 2016 года
по делу N А67-5976/2015 (судья М.А. Лысых)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании", г. Томск (ИНН 7017065961 ОГРН 1037000103513)
к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска, Департамента финансов Администрации города Томска, Администрации Октябрьского района г. Томска
о взыскании 36 141,60 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (далее - истец, ООО "Жилсервис Томской домостроительной компании") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска и в лице Департамента финансов Администрации города Томска (далее - ответчики, Администрация, Департамент, апеллянт) с иском о взыскании задолженности за период с 27.12.2013 по 30.07.2015 по квартирам N N 314, 419, расположенным в доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16 в общей сумме 36 141,60 руб.
Протокольным определением от 24.11.2015 к участию в деле в качестве представителя муниципального образования "Город Томск" привлечена Администрация Октябрьского района г. Томска (далее - Администрация Октябрьского района г. Томска).
Решением суда от 15 января 2016 года заявленные требования удовлетворены, с Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации Города Томска за счет казны Муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" взыскана задолженность в сумме 36 141,60 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая на то, что надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск" по настоящему делу является Администрация Октябрьского района Города Томска.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель апеллянта в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальным контрактами N 2013.116807 на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) в городе Томске в рамках реализации на территории муниципального образования "Город Томск" Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах от 19 июля 2013 ОАО "Томская домостроительная компания" передала, а Администрация приняла недвижимое имущество согласно перечню, в том числе квартиру N 314, расположенную по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16, что подтверждается актом приема-передачи N 3 от 09.12.2013.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2015 N 70/001/032/2015-5104, квартира N 419, расположенная по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, д. 3/16, находится в собственности муниципального образования "Город Томск".
Решениями общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16 выбран способ управления домом в форме непосредственного управления, в качестве обслуживающей организации МКД выбрано ООО "Жилсервис ТДСК", утвержден размер платы (тарифы) за содержание общего имущества МКД Указанные решения оформлены протоколом общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16 от 26.12.2013.
С 01.01.2015 ООО "Жилсервис ТДСК" выступает как управляющая организация и оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании протокола общего собрания собственников помещений от 01.01.2015 и заключенного договора управления многоквартирным домом от 19.02.2015.
Размер платы за содержание жилого помещения был установлен решениями общих собраний собственников от 27.12.2013, от 11.08.2014 и 01.01.2015.
Согласно протоколу 01.01.2015 размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома складывается из стоимости следующих услуг: содержание мест общего пользования - 9,86 руб./кв. м; обслуживание приборов учета - 0,95 руб./кв. м; обслуживание лифта - 3,49 руб./кв. м; обслуживание пожарной сигнализации - 1,08 руб./кв. м, текущий ремонт общего имущества в размере 4,77 руб./ кв. м, сбор и вывоз ТБО - 2,21 руб./кв. м.
В период с 27.12.2013 по 30.07.2015 обслуживание МКД осуществлялось истцом на основании договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27.12.2013 (далее - договор, том 2 л.д. 15-26), который согласно пункту 8.1. распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 27.12.2013.
Договор заключен между ООО "Жилсервис ТДСК" (управляющей организацией) и администрацией Октябрьского района Города Томска (собственником помещений) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 26.12.2013 N б/н), хранящийся по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 6В (п. 1.1 договора).
В соответствии с условиями договора, исполнитель по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение указанного в пункте 8.1 договора срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанные в приложении N 2 к договору (том 2 л.д. 31-35). Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается в пределах суммы средств, собранных собственниками многоквартирного дома (пункт 2.1 договора).
Состав общего имущества в многоквартирном доме на момент заключения договора указан в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 2.2 договора).
Плата собственника помещения по договору включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1 договора).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого с учетом предложений исполнителя на срок не менее чем один год, и должен быть соразмерен утвержденному и прилагаемому к договору перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также установленным объемам и качеству данных услуг и работ (пункт 4.2 договора).
Исполнитель вправе за 30 дней до окончания каждого года действия договора предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечня услуг и работ, оказываемых и выполняемых по договору, с приложением сметы расходов, с учетом которых общее собрание собственников помещений принимает решение о новом размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае если общее собрание собственников помещений в течение 30 дней до истечения каждого года действия договора не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, то исполнитель, начиная с первого месяца следующего года действия договора, вправе начислять плату за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее индексации на размер индекса потребительских цен (индекса инфляции) в соответствующем периоде (соразмерно перечню услуг и работ, подлежащих выполнению в следующем году).
При этом применяемый в отношениях сторон в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4. договора размер платы за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме действует до момента определения нового размера такой платы общим собранием собственников помещений.
Стоимость работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме изменяется на основании решения общего собрания собственников помещений и утвержденных с учетом условий договора перечней (планов) работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на соответствующий год (пункт 4.4 договора).
Плата или часть платы собственника помещения по договору может вноситься за него в установленном порядке нанимателями, арендаторами помещений в многоквартирном доме, иными лицами (п. 4.6 договора).
Плата собственника помещения по договору вносится на основании платежных документов, представленных исполнителем (п. 4.7 договора).
На оплату услуг, оказанных в рамках договора в спорный период ответчику, истец направил ему счета за коммунальные услуги, о чем в дело представил письма от 18.04.2014 N 416.
В ответ на данное письмо Администрация города Томска дала ответ, что администрацией города подготовлено соответствующее распоряжение о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на указанные цели (том 1 л.д. 102).
В подтверждение факта оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД истец представил договоры на техническое обслуживание лифтов в МКД, оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, на установку домофонов, на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации.
Ссылаясь на неоплату жилищных услуг ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 26, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание общего имущества.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ и пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией. При этом отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник каждого помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество. Участие в расходах осуществляется путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 39, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "г" пункта 19 "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления с управляющей организацией заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Согласно пунктам 2, 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из материалов дела, ответчик факт принадлежности в спорный период жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" не оспорил, кроме того, данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности, то есть взыскание может производиться за счет казны.
Финансовым органом администрации города Томска, который обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления в соответствии с Положением "О Департаменте финансов администрации города Томска", утвержденным решением Думы города Томска N 1001 от 15.09.2005, является Департамент финансов администрации города Томска (пункт 1.2 Положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 Положения).
Согласно пунктам 3.57, 3.58 Положения, Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств города Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Поскольку в материалы дела не были представлены доказательства, подтверждающие наличие иного бюджетного органа, в полномочия которого входит представление интересов муниципального образования "Город Томск" по вопросам о предъявлении рассматриваемых требований, а также подтверждающие отнесение данного полномочия к ведению иного главного распорядителя бюджетных средств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что интересы муниципального образования "Город Томск" в рассматриваемом случае должен представлять Департамент финансов администрации города Томска.
В связи с установленным, суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что Департамент финансов администрации Города Томска не является надлежащим представителем ответчика - Муниципального образования "Город Томск" по рассматриваемому спору.
Расчет задолженности и наличие задолженности перед истцом в размере 36 141,60 руб. ответчиком не оспаривается. Доказательства оказания истцом услуг по содержанию общего имущества в меньшем объеме, применения истцом при расчете неправильных данных ответчиком в материалы дела не представлены, как и не представлены доказательства оплаты задолженности.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 3/16, за спорный период является обоснованным.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые влияли на обоснованность обжалуемого судебного акта или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя жалобы. Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 15 января 2016 года по делу N А67-5976/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
А.Ю.СБИТНЕВ
О.А.СКАЧКОВА
А.Ю.СБИТНЕВ
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)