Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Кочешковой М.В., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лерона"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2016 по делу N А40-56064/2016, принятое судьей Девицкой Н.Е.,
по заявлению ООО "Лерона"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения N ДГИ-1-594728/15-1 от 17.12.2015,
при участии:
- от заявителя: Пилевич С.И. по дов. от 16.03.2016, Бронников М.А. по дов. от 12.05.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2016, принятым по данному делу, заявление ООО "Лерона" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 17.12.2015 N ДГИ-1-594728/15-1 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, оставлено без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей заявителя дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лерона" является собственником жилого помещения - квартиры общей площадью 80,6 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская дом. 11/5 кв. 115 (Свидетельство 77-АР 127104 от 20.06.2014), а также собственником нежилого помещения общей площадью 71,2 кв. м, номер на поэтажном плане: цоколь, помещение XVII - комнаты с 1 по 6 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская дом. 11/5 (Свидетельство 77-АО 114320 от 04.09.2012).
26.11.2015 заявитель в соответствии с ст. 22 - 24 ЖК РФ и постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о переводе жилого помещения N 115 в нежилой фонд с последующим присоединением к смежному нежилому помещению N XVII.
17.12.2015 Департамент принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги, ссылаясь на отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Свое решение Департамент городского имущества города Москвы мотивировал тем, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ ограждающие несущие и не несущие конструкции дома относятся к общему имуществу собственников помещений и представленный заявителем проект предусматривает работы затрагивающие общее имущество.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
В рамках полномочий, возложенных постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент осуществляет функции по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Перевод упомянутых помещений осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьями 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" установлено, что при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной распоряжением Мосжилинспекции.
Согласно ст. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В процессе анализа представленных документов Департаментом было выявлено наличие переустройства и (или) перепланировки помещений, затрагивающего часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из чего следует необходимость предоставления заявителем документов общего собрания. Оформление документов по переустройству и (или) перепланировке помещений не соответствовало требованиям п. 5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, установленных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП, а также п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов (п. 3.3.3 Регламента) является причиной отказа в приеме документов заявителя.
В соответствии с вышеуказанным, Департаментом принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Департамент 17.12.2015 сообщил заявителю, что представленным проектом были предусмотрены работы, затрагивающие общее имущество собственников помещений, а именно: организация проема в перекрытии и устройство внутренней лестницы, что в свою очередь предполагает демонтаж части несущего перекрытия и как следствие уменьшение размера общего имущества собственников жилых помещений.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
При этом в соответствии со статьями 44, 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по поставленным на голосование вопросам, указанным в пунктах 1 - 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем, для рассмотрения вопроса о переводе данного помещения, заявителю необходимо было представить протокол общего собрания собственников помещений, оформленный в соответствии с ЖК РФ, подтверждающий согласие собственников помещений о передаче в пользование части общего имущества для организации проема в перекрытии и устройства внутренней лестницы, о чем Обществу было сообщено в уведомлении об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от 19.08.2015 N 99999-1100-417/15.
Учитывая, что переустройством (перепланировкой) помещения, будут затронуты интересы собственников жилых помещений в указанном жилом доме, Департаментом было принято решение об отказе в повторном рассмотрении документов заявителя.
Департамент одновременно сообщил, что с 01.12.2015 вступило в силу постановление Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания".
Данным правовым актом утвержден административный регламент предоставления указанной государственной услуги, в том числе п. 2.5 утвержден список документов, предоставляемый заявителем.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 09АП-33060/2016 ПО ДЕЛУ N А40-56064/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. N 09АП-33060/2016
Дело N А40-56064/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Кочешковой М.В., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лерона"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2016 по делу N А40-56064/2016, принятое судьей Девицкой Н.Е.,
по заявлению ООО "Лерона"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения N ДГИ-1-594728/15-1 от 17.12.2015,
при участии:
- от заявителя: Пилевич С.И. по дов. от 16.03.2016, Бронников М.А. по дов. от 12.05.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2016, принятым по данному делу, заявление ООО "Лерона" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 17.12.2015 N ДГИ-1-594728/15-1 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, оставлено без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей заявителя дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лерона" является собственником жилого помещения - квартиры общей площадью 80,6 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская дом. 11/5 кв. 115 (Свидетельство 77-АР 127104 от 20.06.2014), а также собственником нежилого помещения общей площадью 71,2 кв. м, номер на поэтажном плане: цоколь, помещение XVII - комнаты с 1 по 6 по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская дом. 11/5 (Свидетельство 77-АО 114320 от 04.09.2012).
26.11.2015 заявитель в соответствии с ст. 22 - 24 ЖК РФ и постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о переводе жилого помещения N 115 в нежилой фонд с последующим присоединением к смежному нежилому помещению N XVII.
17.12.2015 Департамент принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги, ссылаясь на отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Свое решение Департамент городского имущества города Москвы мотивировал тем, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ ограждающие несущие и не несущие конструкции дома относятся к общему имуществу собственников помещений и представленный заявителем проект предусматривает работы затрагивающие общее имущество.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
В рамках полномочий, возложенных постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент осуществляет функции по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Перевод упомянутых помещений осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьями 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" установлено, что при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной распоряжением Мосжилинспекции.
Согласно ст. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В процессе анализа представленных документов Департаментом было выявлено наличие переустройства и (или) перепланировки помещений, затрагивающего часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из чего следует необходимость предоставления заявителем документов общего собрания. Оформление документов по переустройству и (или) перепланировке помещений не соответствовало требованиям п. 5 Требований к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, установленных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП, а также п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов (п. 3.3.3 Регламента) является причиной отказа в приеме документов заявителя.
В соответствии с вышеуказанным, Департаментом принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Департамент 17.12.2015 сообщил заявителю, что представленным проектом были предусмотрены работы, затрагивающие общее имущество собственников помещений, а именно: организация проема в перекрытии и устройство внутренней лестницы, что в свою очередь предполагает демонтаж части несущего перекрытия и как следствие уменьшение размера общего имущества собственников жилых помещений.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
При этом в соответствии со статьями 44, 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по поставленным на голосование вопросам, указанным в пунктах 1 - 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем, для рассмотрения вопроса о переводе данного помещения, заявителю необходимо было представить протокол общего собрания собственников помещений, оформленный в соответствии с ЖК РФ, подтверждающий согласие собственников помещений о передаче в пользование части общего имущества для организации проема в перекрытии и устройства внутренней лестницы, о чем Обществу было сообщено в уведомлении об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от 19.08.2015 N 99999-1100-417/15.
Учитывая, что переустройством (перепланировкой) помещения, будут затронуты интересы собственников жилых помещений в указанном жилом доме, Департаментом было принято решение об отказе в повторном рассмотрении документов заявителя.
Департамент одновременно сообщил, что с 01.12.2015 вступило в силу постановление Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания".
Данным правовым актом утвержден административный регламент предоставления указанной государственной услуги, в том числе п. 2.5 утвержден список документов, предоставляемый заявителем.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)