Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства было установлено, что на территории муниципального образования расположен дом с признаками аварийности, в котором имеется 4 жилых помещения, находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бжезовская И.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волжского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязательств, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года, которым требования административного искового заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., исследовав материалы дела, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Никоноровой О.Е., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Волжского района города Саратова обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что на территории Волжского района города Саратова <адрес> с признаками аварийности, в котором имеется 4 жилых помещения (квартиры N N 2, 3, 7, 8), находящиеся в собственности администрации. Проведенной проверкой установлено, что указанный жилой дом эксплуатируется с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390.
Экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 05 апреля 2017 года N 917 подтверждено, что условия проживания в жилом доме не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" с изменением и дополнением N 1 (СанПиН 2.1.2.2801-10).
Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, администрация не предпринимает меры, направленные на признание многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, тем самым бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений N N 2, 3, 7, 8, расположенных в многоквартирном доме <адрес>. На администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, подготовить и представить документы на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для реконструкции для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора Волжского района города Саратова о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Волжского района города Саратова ссылается на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником жилых помещений в доме <адрес> 30 марта 2017 года прокуратурой Волжского района города Саратова с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Саратовской области, отдела надзорной деятельности по городу Саратову УНД ГУ МЧС России по Саратовской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства.
Согласно актам проверки от 30 марта 2017 года в жилом доме по указанному выше адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: в фундаменте имеются трещины, прогибы, просадка, наличие местных разрушений фундамента, повреждение его элементов; на конструкциях несущих стен имеются трещины, деформация, отклонение от вертикали, местные разрушения, нарушение связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой; разрушение облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоя стен, цоколя; на межэтажных перекрытиях имеются отслоения штукатурки, провисание и гибкость перекрытий; на крыше имеется неисправность, износ кровельного покрытия, протечки, загнивание, прогибы; повреждение конструктивных элементов подвального помещения; наличие провалов, осадки разрушений конструкции крылец, повреждений конструкции входов, повреждения конструкций защитного экрана; наличие прогибов, трещин лестничных маршей, перекрытий лестничных площадок, неисправность ограждения лестничных маршей; неисправность оконных блоков, рам лестничных клеток; значительный износ, глубокая коррозия металла магистральных трубопроводов, стояков, запорной, регулирующей арматуры, наличие трещин в трубопроводах; отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках, разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах. Внутри жилых помещений имеются трещины на несущих стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков; наличие протечек и их последствий, наличие повреждений покрытий стен (внутри помещений), трещин и разрушений штукатурного слоя потолков, неисправность санитарно-технического оборудования; неисправность, зыбкость полов, ветхость, неисправность оконных и дверных балконных блоков.
Кроме того, в ходе проведения проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в многоквартирном доме эксплуатируется электропроводка с видимыми нарушениями изоляции; не представлен акт проверки и очистки отопительной печи. Имеются трещины в стенках дымохода печи; в многоквартирном доме эксплуатируются светильники со снятыми колпаками.
Также в соответствии с экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 05 апреля 2017 года N 917, условия проживания в жилом доме не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" с изменением и дополнением N 1 (СанПиН 2.1.2.2801-10), в частности: в жилом доме размещаются квартиры, в том числе коммунальные. Для сбора стоков на территории двора на расстоянии 4 м от жилого дома, размещается дворовая выгребная уборная (гигиенический норматив составляет 20 м). Надземная часть уборной представлена деревянной будкой, строение находится в неудовлетворительном состоянии: доски пола и стен уборной сгнили, образовались щели, выгреб ямы заполнен нечистотами.
Строение литер "А" представляет собой двухэтажный многоквартирный дом, год постройки до 1917 года. К дому пристроена деревянная холодная пристройка с лестницей, которая служит входом в жилые квартиры второго этажа, конструкции пристройки имеют видимую деформацию, деревянные ступени лестничного марша при ходьбе прогибаются, ограждающие конструкции лестницы зыбкие. Кровля дома выполнена из металлических листов по деревянной обрешетке, в квартирах N N 3а, 3, 1 жилые комнаты и кухни не имеют естественного освещения; в кухнях квартир отсутствуют вытяжные отверстия вентиляционных каналов; дворовая уборная находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес>, дом имеет литеры "А", "Б", "В". Процент износа дома на 2009 год составил литер "А" - 60%, литер "Б" - 49%, литер "В" - 69%. Литер "В" указанного дома признан аварийным и непригодным для проживания.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Волжского района города Саратова 29 марта 2017 года главе муниципального образования "Город Саратов" внесено представление, по которому должных мер к ликвидации данной ситуации не принято.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Несмотря на то, что в многоквартирном доме <адрес> выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, правил и норм противопожарного режима, санитарно-эпидемиологического законодательства, имеется износ строительных конструкций, выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела 06 июня 2017 года администрацией направлено заявление председателю межведомственной комиссии о рассмотрении вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что прокурор Волжского района города Саратова вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами и нанимателями муниципальных жилых помещений дома <адрес>, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: <...>, удовлетворив заявленные прокурором Волжского района города Саратова требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основан на неправильном толковании нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. При этом утверждение администрации о том, что названные выше полномочия возложены на администрации районов, также является необоснованным.
В соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами.
Так, администрация района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности; созывает общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 170 ЖК РФ; согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 ЖК РФ; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
Иными полномочиями в сфере владения и пользования муниципальным имуществом администрация района не обладает.
Также не может быть признано состоятельным указание администрации на то, что процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации в ее работе и принятии решений по итогам работы, поскольку постановленным по делу решением на администрацию как на собственника жилых помещений в многоквартирном доме возлагается лишь обязанность по обращению в межведомственную комиссию с заявлением для инициирования процедуры разрешения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом вопрос о необходимости принятия какого-либо решения по итогам работы комиссии предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся.
Ссылка в апелляционной жалобе на обязанность администрации организовать эксплуатацию жилищного фонда, а также на то, что администрация не выступает непосредственным исполнителем услуг и работ, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что, удовлетворяя требования прокурора Волжского района города Саратова о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора Волжского района города Саратова не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6574/2017
Требование: Об обязании инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства было установлено, что на территории муниципального образования расположен дом с признаками аварийности, в котором имеется 4 жилых помещения, находящиеся в собственности органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2017 г. по делу N 33а-6574
Судья Бжезовская И.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волжского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязательств, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года, которым требования административного искового заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., исследовав материалы дела, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Никоноровой О.Е., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Волжского района города Саратова обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что на территории Волжского района города Саратова <адрес> с признаками аварийности, в котором имеется 4 жилых помещения (квартиры N N 2, 3, 7, 8), находящиеся в собственности администрации. Проведенной проверкой установлено, что указанный жилой дом эксплуатируется с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390.
Экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 05 апреля 2017 года N 917 подтверждено, что условия проживания в жилом доме не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" с изменением и дополнением N 1 (СанПиН 2.1.2.2801-10).
Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, администрация не предпринимает меры, направленные на признание многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, тем самым бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений N N 2, 3, 7, 8, расположенных в многоквартирном доме <адрес>. На администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, подготовить и представить документы на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для реконструкции для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора Волжского района города Саратова о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Волжского района города Саратова ссылается на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником жилых помещений в доме <адрес> 30 марта 2017 года прокуратурой Волжского района города Саратова с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Саратовской области, отдела надзорной деятельности по городу Саратову УНД ГУ МЧС России по Саратовской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства.
Согласно актам проверки от 30 марта 2017 года в жилом доме по указанному выше адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: в фундаменте имеются трещины, прогибы, просадка, наличие местных разрушений фундамента, повреждение его элементов; на конструкциях несущих стен имеются трещины, деформация, отклонение от вертикали, местные разрушения, нарушение связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой; разрушение облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоя стен, цоколя; на межэтажных перекрытиях имеются отслоения штукатурки, провисание и гибкость перекрытий; на крыше имеется неисправность, износ кровельного покрытия, протечки, загнивание, прогибы; повреждение конструктивных элементов подвального помещения; наличие провалов, осадки разрушений конструкции крылец, повреждений конструкции входов, повреждения конструкций защитного экрана; наличие прогибов, трещин лестничных маршей, перекрытий лестничных площадок, неисправность ограждения лестничных маршей; неисправность оконных блоков, рам лестничных клеток; значительный износ, глубокая коррозия металла магистральных трубопроводов, стояков, запорной, регулирующей арматуры, наличие трещин в трубопроводах; отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках, разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах. Внутри жилых помещений имеются трещины на несущих стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков; наличие протечек и их последствий, наличие повреждений покрытий стен (внутри помещений), трещин и разрушений штукатурного слоя потолков, неисправность санитарно-технического оборудования; неисправность, зыбкость полов, ветхость, неисправность оконных и дверных балконных блоков.
Кроме того, в ходе проведения проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в многоквартирном доме эксплуатируется электропроводка с видимыми нарушениями изоляции; не представлен акт проверки и очистки отопительной печи. Имеются трещины в стенках дымохода печи; в многоквартирном доме эксплуатируются светильники со снятыми колпаками.
Также в соответствии с экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 05 апреля 2017 года N 917, условия проживания в жилом доме не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" с изменением и дополнением N 1 (СанПиН 2.1.2.2801-10), в частности: в жилом доме размещаются квартиры, в том числе коммунальные. Для сбора стоков на территории двора на расстоянии 4 м от жилого дома, размещается дворовая выгребная уборная (гигиенический норматив составляет 20 м). Надземная часть уборной представлена деревянной будкой, строение находится в неудовлетворительном состоянии: доски пола и стен уборной сгнили, образовались щели, выгреб ямы заполнен нечистотами.
Строение литер "А" представляет собой двухэтажный многоквартирный дом, год постройки до 1917 года. К дому пристроена деревянная холодная пристройка с лестницей, которая служит входом в жилые квартиры второго этажа, конструкции пристройки имеют видимую деформацию, деревянные ступени лестничного марша при ходьбе прогибаются, ограждающие конструкции лестницы зыбкие. Кровля дома выполнена из металлических листов по деревянной обрешетке, в квартирах N N 3а, 3, 1 жилые комнаты и кухни не имеют естественного освещения; в кухнях квартир отсутствуют вытяжные отверстия вентиляционных каналов; дворовая уборная находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес>, дом имеет литеры "А", "Б", "В". Процент износа дома на 2009 год составил литер "А" - 60%, литер "Б" - 49%, литер "В" - 69%. Литер "В" указанного дома признан аварийным и непригодным для проживания.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Волжского района города Саратова 29 марта 2017 года главе муниципального образования "Город Саратов" внесено представление, по которому должных мер к ликвидации данной ситуации не принято.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Несмотря на то, что в многоквартирном доме <адрес> выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, правил и норм противопожарного режима, санитарно-эпидемиологического законодательства, имеется износ строительных конструкций, выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела 06 июня 2017 года администрацией направлено заявление председателю межведомственной комиссии о рассмотрении вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что прокурор Волжского района города Саратова вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами и нанимателями муниципальных жилых помещений дома <адрес>, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: <...>, удовлетворив заявленные прокурором Волжского района города Саратова требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основан на неправильном толковании нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. При этом утверждение администрации о том, что названные выше полномочия возложены на администрации районов, также является необоснованным.
В соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами.
Так, администрация района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности; созывает общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 170 ЖК РФ; согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 ЖК РФ; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
Иными полномочиями в сфере владения и пользования муниципальным имуществом администрация района не обладает.
Также не может быть признано состоятельным указание администрации на то, что процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации в ее работе и принятии решений по итогам работы, поскольку постановленным по делу решением на администрацию как на собственника жилых помещений в многоквартирном доме возлагается лишь обязанность по обращению в межведомственную комиссию с заявлением для инициирования процедуры разрешения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом вопрос о необходимости принятия какого-либо решения по итогам работы комиссии предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся.
Ссылка в апелляционной жалобе на обязанность администрации организовать эксплуатацию жилищного фонда, а также на то, что администрация не выступает непосредственным исполнителем услуг и работ, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что, удовлетворяя требования прокурора Волжского района города Саратова о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора Волжского района города Саратова не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)