Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании недействительным предписания N 9 от 26.08.2015 года.
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Анисимова А.Ф., директора, на основании приказа N 56-л от 16.07.2012; Сериковой В.Ю., по доверенности от 28.09.2015;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района, - Гомза В.О., по доверенности от 01.01.2015;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, ИНН: 1021504593; далее - заявитель, Общество, ООО "Вега-Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302, ИНН: 1021180042; далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным предписания N 9 от 26.08.2015 года.
По мнению заявителя, при поведении проверки, по результатам которой принято оспариваемое предписание, Администрация нарушила положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку не уведомила Общество о проведении внеплановой выездной проверки, должностное лицо, проводящее проверку, не предъявляло служебное удостоверение, вследствие чего заявитель был лишен предусмотренного статьей 21 Закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, знакомиться с материалами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ними. Кроме того, указанные в предписании нарушения фактически отсутствовали на момент проверки, а по ряду указанных нарушений Общество планировало выполнение работ в предусмотренные соответствующими планами сроки. По мнению заявителя, принятый Администрацией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Ответчик, Администрация Пряжинского национального муниципального района, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении и в заявлении об уточнении требований.
Представитель ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
28 июля 2015 года Администрацией Пряжинского национального муниципального района вынесено Распоряжение N 183 "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз". Основанием для проведения вышеназванной проверки послужил факт обращения в Администрацию 27.07.2015 жалоб граждан, проживающих по адресу: село Ведлозеро, ул. Ведлозерская, д. 50 по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией ООО "Вега-Союз"
Названным распоряжением Администрации установлен срок проведения проверки - с 28.07.2015 по 24.08.2015. В процессе проверки следует оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома N 50 по ул. Ведлозерской в селе Ведлозеро Пряжинского района (л.д. 43-44).
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 183 от 19.08.2015, согласно которому в ходе проведения проверки Администрацией установлено следующее: многоквартирный дом N 50 по ул. Ведлозерской в селе Ведлозеро Пряжинского района 1983 года постройки, двухэтажный, 12-ти квартирный, 3-х подъездный, общая площадь- 690.7 кв. м. Выявлены следующие нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: 1) разрушение штукатурного слоя, окрасочного слоя в подъезде N 1 (лестничная площадка); 2) скопление мусора по всему подвальному помещению, отсутствует освещение; 3) стоит вода в подвале; сырость; 4) отсутствует освещение в подвале; оголены провода электроосвещения; отсутствуют выключатели; 5) разрушение штукатурного слоя, окрасочного слоя низа стены по периметру здания; 6) электроосвещение в подвальном помещении находится в аварийном состоянии; 7) зеленые насаждения (мох, кустарники) на козырьке при входе в подъезд N 3; 8) переполненная выгребная яма, отсутствует крышка; 9) оторван лист шифера на кровле (висит в воздухе, угрожает жизни людей; 10) у слухового окна разбито остекление, на стене разрушена кирпичная кладка; 11) трещины в кирпичной кладке стояка у подъезда N 1 (л.д. 12-13).
По результатам проверки в адрес ООО "Вега-Союз" вынесено предписание N 9 от 26.08.2015 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.09.2015, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 4.2.3.2, 4.2.1.3, 4.2.3.13, 4.6.1.1, 4.6.1.23, 3.5.7, 3.2.8, 5.6.2, 4.7.1, 4.2.1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 3.4.1, 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан.
В соответствии с указанным предписанием Обществу надлежит: 1) восстановить штукатурный слой, окрасочный слой, кирпичную кладку в местах повреждения; 2) восстановить штукатурный слой, окрасочный слой стены в подъезде N 1 (лестничная клетка); 3) убрать мусор во всех подвальных помещениях; 4) восстановить освещение во всех подвальных помещениях; 5) выполнить очистку козырька при входе в подъезд N 3 от зеленых насаждений (мох, кустарник); 5) вывесить на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; органов Государственной жилищной инспекции, управляющей организации; 6) срочно укрепить лист шифера на кровле, который провис, угрожает жизни людей; 7) провести необходимые работы для устранения воды из подвала, восстановить дренаж; 8) входные двери в подвал закрыть на замок (О месте хранения ключа делается специальная надпись на двери); 9) восстановить изоляцию трубопроводов в подвальном помещении; 10) восстановить остекление окон в подвальных помещениях, а также слухового окна; 11) вычистить выгребную яму от мусора; 12) отремонтировать выгребную яму (отсутствует крышка). Рассмотреть возможность установки контейнеров вместо выгребной ямы; 13) восстановить кирпичную кладку в вентиляционной шахте у подъезда N 1; 14) восстановить электрический шкаф в подвальном помещении, установить замок на электрический шкаф, сделать так, чтобы дверцы шкафа закрывались плотно.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При проверке оспариваемого предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае требования Закона N 294-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации административным органом соблюдены.
Заявитель ссылается на то, что распоряжение N 183 не вручалось уполномоченному должностному лицу Общества, что повлекло нарушение его прав на участие в проверочных мероприятиях.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Пунктом 1 статьи 21 названного закона предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
В материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной распоряжением N 183, которое вместе с запросом о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки, было направлено в адрес Общества и получено последним 28.07.2015.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Между тем, обстоятельства, на которые ссылается Общество, в силу статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не являются грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции;
- обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации;
- не допускается: захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций;
- обеспечить исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью.
Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в период проведения проверки были возложены на ООО "Вега-Союз", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил N 170, Правил N 491 в части невыполнения работ по восстановлению штукатурного слоя, окрасочного слоя, кирпичной кладки, очистке кровли (козырька) от зеленых насаждений, по своевременному восстановлению освещения в подвальных помещениях, по восстановлению остекления, очистке выгребной ямы, восстановлению кирпичной кладки в вентиляционной шахте, устранению воды и восстановлению дренажа в подвале, изоляции трубопровода, уборке мусора в подвале, размещению необходимой информации (пункты 1 - 11, 13 предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, и заявителем по существу не оспаривается.
Ссылка общества на то, что, в управлении Общества находится большое количество многоквартирных домов, выполнение работ осуществляется по плану, и работы, в связи с невыполнением которых на дату проверки выдано предписание, ООО "Вега-Союз" планировало выполнить, но в более поздние сроки, не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости своевременно выполнять работы и доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
Вопреки доводам заявителя с момента заключения договора управления у Общества имелось достаточное время для определения объема работ, необходимого для приведения в надлежащее состояние общего имущества МКД.
При оценке доводов Общества о необоснованности пунктов 12, 14 оспариваемого предписания, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из предписания N 9 от 25.08.2015, оно вынесено на основании акта проверки N 183, составленного с участием собственников квартир N N 10,2 дома N 50 по ул. Ведлозерской в с. Ведлозеро Пряжинского района, и фототаблицы к указанному акту. Между тем, в акте N 183 отсутствуют сведения о том, какие объективные данные контроля позволили ответчику сделать вывод о том, что электроустановка в подвальном помещении находится в аварийном состоянии, а значит, невозможно понять, какие работы надлежит выполнить Обществу, чтобы восстановить электрический шкаф (п. 14 предписания). Также не представлено ответчиком доказательства того, что выгребная яма, на необходимость выполнения ремонта которой указано в предписании (п. 12) относится к общедомовому имуществу вышеуказанного МКД.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование Общества в части оспаривания пунктов 12, 14 предписания N 9 от 26.08.2015.
Исходя из неимущественного характера требований Общества по данному делу, в рассматриваемом случае не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такой вывод отвечает и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
При таких обстоятельствах судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" удовлетворить частично. Признать недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пункты 12, 14 предписания N 9 от 26.08.2015 "об устранении нарушений действующего законодательства", выданного Администрацией Пряжинского национального муниципального района. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302, ИНН: 1021180042) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, ИНН: 1021504593) расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 17.12.2015 ПО ДЕЛУ N А26-8325/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2015 г. по делу N А26-8325/2015
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании недействительным предписания N 9 от 26.08.2015 года.
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Анисимова А.Ф., директора, на основании приказа N 56-л от 16.07.2012; Сериковой В.Ю., по доверенности от 28.09.2015;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района, - Гомза В.О., по доверенности от 01.01.2015;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, ИНН: 1021504593; далее - заявитель, Общество, ООО "Вега-Союз") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302, ИНН: 1021180042; далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным предписания N 9 от 26.08.2015 года.
По мнению заявителя, при поведении проверки, по результатам которой принято оспариваемое предписание, Администрация нарушила положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку не уведомила Общество о проведении внеплановой выездной проверки, должностное лицо, проводящее проверку, не предъявляло служебное удостоверение, вследствие чего заявитель был лишен предусмотренного статьей 21 Закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, знакомиться с материалами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ними. Кроме того, указанные в предписании нарушения фактически отсутствовали на момент проверки, а по ряду указанных нарушений Общество планировало выполнение работ в предусмотренные соответствующими планами сроки. По мнению заявителя, принятый Администрацией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Ответчик, Администрация Пряжинского национального муниципального района, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении и в заявлении об уточнении требований.
Представитель ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
28 июля 2015 года Администрацией Пряжинского национального муниципального района вынесено Распоряжение N 183 "О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз". Основанием для проведения вышеназванной проверки послужил факт обращения в Администрацию 27.07.2015 жалоб граждан, проживающих по адресу: село Ведлозеро, ул. Ведлозерская, д. 50 по вопросу ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей организацией ООО "Вега-Союз"
Названным распоряжением Администрации установлен срок проведения проверки - с 28.07.2015 по 24.08.2015. В процессе проверки следует оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома N 50 по ул. Ведлозерской в селе Ведлозеро Пряжинского района (л.д. 43-44).
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 183 от 19.08.2015, согласно которому в ходе проведения проверки Администрацией установлено следующее: многоквартирный дом N 50 по ул. Ведлозерской в селе Ведлозеро Пряжинского района 1983 года постройки, двухэтажный, 12-ти квартирный, 3-х подъездный, общая площадь- 690.7 кв. м. Выявлены следующие нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: 1) разрушение штукатурного слоя, окрасочного слоя в подъезде N 1 (лестничная площадка); 2) скопление мусора по всему подвальному помещению, отсутствует освещение; 3) стоит вода в подвале; сырость; 4) отсутствует освещение в подвале; оголены провода электроосвещения; отсутствуют выключатели; 5) разрушение штукатурного слоя, окрасочного слоя низа стены по периметру здания; 6) электроосвещение в подвальном помещении находится в аварийном состоянии; 7) зеленые насаждения (мох, кустарники) на козырьке при входе в подъезд N 3; 8) переполненная выгребная яма, отсутствует крышка; 9) оторван лист шифера на кровле (висит в воздухе, угрожает жизни людей; 10) у слухового окна разбито остекление, на стене разрушена кирпичная кладка; 11) трещины в кирпичной кладке стояка у подъезда N 1 (л.д. 12-13).
По результатам проверки в адрес ООО "Вега-Союз" вынесено предписание N 9 от 26.08.2015 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.09.2015, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 4.2.3.2, 4.2.1.3, 4.2.3.13, 4.6.1.1, 4.6.1.23, 3.5.7, 3.2.8, 5.6.2, 4.7.1, 4.2.1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 3.4.1, 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан.
В соответствии с указанным предписанием Обществу надлежит: 1) восстановить штукатурный слой, окрасочный слой, кирпичную кладку в местах повреждения; 2) восстановить штукатурный слой, окрасочный слой стены в подъезде N 1 (лестничная клетка); 3) убрать мусор во всех подвальных помещениях; 4) восстановить освещение во всех подвальных помещениях; 5) выполнить очистку козырька при входе в подъезд N 3 от зеленых насаждений (мох, кустарник); 5) вывесить на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; органов Государственной жилищной инспекции, управляющей организации; 6) срочно укрепить лист шифера на кровле, который провис, угрожает жизни людей; 7) провести необходимые работы для устранения воды из подвала, восстановить дренаж; 8) входные двери в подвал закрыть на замок (О месте хранения ключа делается специальная надпись на двери); 9) восстановить изоляцию трубопроводов в подвальном помещении; 10) восстановить остекление окон в подвальных помещениях, а также слухового окна; 11) вычистить выгребную яму от мусора; 12) отремонтировать выгребную яму (отсутствует крышка). Рассмотреть возможность установки контейнеров вместо выгребной ямы; 13) восстановить кирпичную кладку в вентиляционной шахте у подъезда N 1; 14) восстановить электрический шкаф в подвальном помещении, установить замок на электрический шкаф, сделать так, чтобы дверцы шкафа закрывались плотно.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При проверке оспариваемого предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Такие особенности установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4.2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 года N 93-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
При этом в пункте 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, в данном случае требования Закона N 294-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации административным органом соблюдены.
Заявитель ссылается на то, что распоряжение N 183 не вручалось уполномоченному должностному лицу Общества, что повлекло нарушение его прав на участие в проверочных мероприятиях.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Пунктом 1 статьи 21 названного закона предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
В материалах дела имеются доказательства уведомления заявителя о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной распоряжением N 183, которое вместе с запросом о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки, было направлено в адрес Общества и получено последним 28.07.2015.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Между тем, обстоятельства, на которые ссылается Общество, в силу статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не являются грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции;
- обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации;
- не допускается: захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций;
- обеспечить исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью.
Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в период проведения проверки были возложены на ООО "Вега-Союз", которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил N 170, Правил N 491 в части невыполнения работ по восстановлению штукатурного слоя, окрасочного слоя, кирпичной кладки, очистке кровли (козырька) от зеленых насаждений, по своевременному восстановлению освещения в подвальных помещениях, по восстановлению остекления, очистке выгребной ямы, восстановлению кирпичной кладки в вентиляционной шахте, устранению воды и восстановлению дренажа в подвале, изоляции трубопровода, уборке мусора в подвале, размещению необходимой информации (пункты 1 - 11, 13 предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, и заявителем по существу не оспаривается.
Ссылка общества на то, что, в управлении Общества находится большое количество многоквартирных домов, выполнение работ осуществляется по плану, и работы, в связи с невыполнением которых на дату проверки выдано предписание, ООО "Вега-Союз" планировало выполнить, но в более поздние сроки, не освобождает заявителя как профессионального участника рынка услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных жилых домов от необходимости своевременно выполнять работы и доводить до собственников, не обладающих знаниями в этой сфере, сведения об объеме таких работ.
Вопреки доводам заявителя с момента заключения договора управления у Общества имелось достаточное время для определения объема работ, необходимого для приведения в надлежащее состояние общего имущества МКД.
При оценке доводов Общества о необоснованности пунктов 12, 14 оспариваемого предписания, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из предписания N 9 от 25.08.2015, оно вынесено на основании акта проверки N 183, составленного с участием собственников квартир N N 10,2 дома N 50 по ул. Ведлозерской в с. Ведлозеро Пряжинского района, и фототаблицы к указанному акту. Между тем, в акте N 183 отсутствуют сведения о том, какие объективные данные контроля позволили ответчику сделать вывод о том, что электроустановка в подвальном помещении находится в аварийном состоянии, а значит, невозможно понять, какие работы надлежит выполнить Обществу, чтобы восстановить электрический шкаф (п. 14 предписания). Также не представлено ответчиком доказательства того, что выгребная яма, на необходимость выполнения ремонта которой указано в предписании (п. 12) относится к общедомовому имуществу вышеуказанного МКД.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование Общества в части оспаривания пунктов 12, 14 предписания N 9 от 26.08.2015.
Исходя из неимущественного характера требований Общества по данному делу, в рассматриваемом случае не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такой вывод отвечает и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
При таких обстоятельствах судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" удовлетворить частично. Признать недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пункты 12, 14 предписания N 9 от 26.08.2015 "об устранении нарушений действующего законодательства", выданного Администрацией Пряжинского национального муниципального района. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
2. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
3. Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района (ОГРН: 1021001151302, ИНН: 1021180042) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (ОГРН: 1071038000967, ИНН: 1021504593) расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)