Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2017 N 15АП-10275/2016 ПО ДЕЛУ N А32-47572/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. N 15АП-10275/2016

Дело N А32-47572/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Галова В.В., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Лось В.Г. по доверенности N 25/Д от 01.08.2017, паспорт,
от ответчика: представитель Чепорушко М.Ю. по доверенности от 01.09.2017, паспорт (до перерыва), после перерыва: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А32-47572/2015 по иску товарищества собственников жилья "Парусная 20/2" (ИНН 2312231166,
ОГРН 1152312008089) к обществу с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (ИНН 2312140688, ОГРН 1072312010352) об обязании не чинить препятствия в осуществлении функций по управлению многоквартирным домом, обязании передать документацию,

установил:

товарищество собственников жилья "Парусная 20/2" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (далее - ответчик) о нечинении препятствий в осуществлении функций по управлению многоквартирным домом, обязании передать документацию.
Истец устно уточнил исковые требования со ссылкой на постановление Правительства РФ N 491 13.08.2006 и просил обязать ответчика передать техническую документацию в составе 12 наименований, а также ключи от помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома; поквартирные карточки по ф. N 10 и карточки регистрации граждан по ф. N 9; перечень имущества, приобретенного за счет денежных средств собственников, просил обязать ответчика не чинить препятствия в управлении многоквартирным домом.
В дальнейшем истец снова заявил об уточнении исковых требований и просил:
- обязать ответчика не чинить препятствий ТСЖ "ПАРУСНАЯ 20/2" в осуществлении функций по управлению многоквартирным домом, по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2,
- обязать ответчика передать карточки регистрации формы N 9, поквартирные карточки формы N 10, архивные карточки регистрации формы N 9 и техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением этим домом документы по акту приема-передачи, в том числе: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; технический паспорт на многоквартирный дом; выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений (т. 1, л.д. 49-50).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2016 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о прекращении производства по делу. Суд обязал ответчика не чинить препятствий ТСЖ "Парусная 20/2" в осуществлении функций по управлению многоквартирным домом, по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2 и обязал передать карточки регистрации формы N 9, поквартирные карточки формы N 10, архивные карточки регистрации формы N 9 и техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением этим домом документы по акту приема-передачи.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- в материалах дела отсутствует и истцом не доказан факт чинения препятствий в осуществлении функций по управлению домом. Обязывая ООО "Гидрострой" не чинить препятствий ТСЖ "Парусная 20/2" в осуществлении функций по управлению МКД, суд не указал, что понимается в словах "не чинить препятствий", из решения суда остается неясным, какие действия не должно делать общество, чтобы действия не расценивались как чинение препятствий,
- карточки регистрации формы N 9, поквартирные карточки формы N 10, архивные карточки регистрации формы 9 в перечнях документов, поименованных в п. 20 и 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, отсутствуют, ответчик обращал внимание суда в своем отзыве на данным факт, однако судом при вынесении решения учтен не был,
- исковое заявление подписано неуполномоченным лицом.
Определением от 27.07.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А32-47572/2015 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с рассмотрением дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В связи с переходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, истцом представлено ходатайство об уточнении исковых требований (т. 1, л.д. 128-129), в котором ТСЖ "Парусная 20/2" просило:
1) запретить ООО "Гидрострой" осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2, в том числе выставлять платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг и осуществлять сбор денежных средств с собственников и нанимателей помещений за жилищно-коммунальные услуги;
2) обязать ООО "Гидрострой" передать карточки регистрации формы N 9, поквартирные карточки формы N 10, архивные карточки регистрации формы N 9 и техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением этим домом документы по акту приема-передачи, в том числе:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - технический паспорт на многоквартирный дом;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- - иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Определением от 24.08.2016 суд принял уточнения исковых требований (т. 1, л.д. 138-141).
Ответчиком в обоснование своей правовой позиции по делу представлена копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.09.2016 N 3 (т. 2, л.д. 21), согласно которому ответчик выбран в качестве управляющей организации.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, от 16.01.2017 произведена замена председательствующего судьи Ломидзе О.Г. на судью Новик В.Л.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато сначала.
17.01.2017 в апелляционный суд от ТСЖ "Парусная 20/2" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела определения Советского районного суда г. Краснодара от 01.12.2016 об оставлении без движения искового заявления Плетневой О.Н., Шевчук Н.М., Проненко Е.Л., Краснобаева А.Н. к Павловой Т.Н., Хахук С.И., Агееву А.Ф., Швыреву С.А., Половинко Е.В. о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным.
В соответствии с данными, представленными на официальном сайте Советского районного суда г. Краснодара, данное исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер N 2-635/2017, рассмотрение искового заявления отложено на 16.02.2017.
Судом установлено, что определением Советского районного суда г. Краснодара от 16.12.2016 принято к производству исковое заявление Плетневой О.Н., Шевчук Н.М., Проненко Е.Л., Краснобаева А.Н. к Павловой Т.Н., Хахук С.И., Агееву А.Ф., Швыреву С.А., Половинко Е.В. о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным; судебное заседание назначено на 11.01.2017. Определением суда от 11.01.2017 судебное заседание назначено на 16.02.2017.
В рамках рассмотрения спора по делу N 2-635/17 рассматривался вопрос о смене способа управления в доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, 20/2, на управляющую компанию ООО "Гидрострой", что имело значение для определения легитимности истца по настоящему спору.
Поскольку легитимность истца по настоящему делу основана на его статусе как организации, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, а судом общей юрисдикции по делу N 2-635/17 рассматривается иск о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования в период с 26.07.2016 по 26.09.2016 недействительным и признании недействительным протокола N 3 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Парусной 20/2 в г. Краснодаре от 30.09.2016, которым разрешен вопрос о смене способа управления данного МЖД на управляющую компанию ООО "Гидрострой", постольку рассмотрение настоящего дела невозможно до вступления в законную силу судебного акта по указанному делу.
В соответствии с пункт 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Определением суда апелляционной инстанции от 05.04.2017 приостановлено производство по делу N А32-47572/2015 до вступления в законную силу судебного акта Советского районного суда города Краснодара по делу N 2-635/17 по иску Шевчук Н.М., Плетневой О.Н. Проненко Е.Л., Краснобаева А.Н. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и признании недействительным протокола внеочередного общего собрания собственников помещений (т. 3, л.д. 40-45).
Определением от 13.09.2017 производство по делу N А32-47572/2015 возобновлено в связи с поступлением копии решения Советского районного суда города Краснодара от 15.03.2017 с отметкой о вступлении в законную силу, а также соответствующих заявлений сторон.
В судебном заседании 27.10.2017 представитель истца поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика по заявленным требованиям возражал, ходатайствовал о приостановлении производства по делу в связи с тем, что 19.07.2017 в адрес общества "Гидрострой" поступила копия протокола N 1 от 10.07.2017 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 20/2 по ул. Парусная, утверждающего способ управления домом посредством ТСЖ "Парусная 20/2". Поскольку 26.10.2017 ООО "Гидрострой" обратилось в Советский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением о признании недействительным решений общего собрания, оформленных протоколом N 1 от 10.07.2017, ответчик полагает необходимым приостановить производство по настоящему делу.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после перерыва представитель ответчика явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица. Представитель истца поддержал ранее заявленные требования в полном объеме.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения дела в суде общей юрисдикции по исковому заявлению общества "Гидрострой", судебная коллегия приходит к выводу о том, что в его удовлетворении следует отказать ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2 о выборе способа управления вышеназванным многоквартирным домом товариществом собственников жилья "Парусная д. 20/2", ТСЖ зарегистрировано налоговым органом 14.07.2015 за основным государственным номером 1152312008089.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") 16.07.2015 ТСЖ "Парусная 20/2" направило в адрес прежней управляющей организации ООО "Гидрострой" письменное требование передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы по акту приема-передачи, в том числе информацию о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме, ключи от помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома; акты осмотра общего имущества, документацию на общедомовые (коллективные) приборов учета, поквартирные карточки и карточки регистрации граждан; технический паспорт на многоквартирный дом; копию кадастрового плана земельного участка; перечень имущества, приобретенного за счет денежных средств собственников помещений Парусная д. 20/2 и требованием прекратить управление спорным многоквартирным домом с 01.08.2015.
Указанные требования ответчиком не были исполнены.
14.08.2015 ТСЖ "Парусная 20/2" повторно обратилось в адрес ООО "Гидрострой" с требованиями прекратить управление спорным многоквартирным домом с 16.08.2015 и передать предусмотренные законом документы на управление. 18.08.2015 в помещении офиса ООО "Гидрострой" состоялась передача части технической документации на указанный многоквартирный дом согласно перечня указанного в акте приема-передачи.
В письме от 18.08.2015 ответчик обещал передать истцу оставшуюся документацию в установленный законом срок.
Как следует из искового заявления, переданная в адрес ТСЖ "Парусная 20/2" документация не является достаточной для осуществления функций по управлению многоквартирным дом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении настоящего спора суд руководствуйся следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такими способами могут быть: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В силу пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации избранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время на основании соответствующего решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком имеется длительный спор, связанный с правом управления многоквартирным домом по адресу:
г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2.
Вместе с тем, на момент вынесения решения судом первой инстанции на основании решения общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2 в качестве управляющей организации выбрано ТСЖ "Парусная д. 20/2", ТСЖ зарегистрировано налоговым органом 14.07.2015 за основным государственным номером 1152312008089.
На момент вынесения постановления судом апелляционной инстанции в материалы дела также представлен протокол N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/2, проведенного путем заочного голосования. На рассмотрении собрания 5 вопросом указано утверждение способа управления посредством - ТСЖ "Парусная 20/2". По пятому вопросу повестки дня решили: утвердить способ управления посредством - ТСЖ "Парусная 20/2".
Следовательно, на момент вынесения решения, у ТСЖ "Парусная 20/2" имеются правовые основания требовать передачи технической и иной документации на вышеуказанный многоквартирный жилой дом.
Вместе с тем, при наличии законодательно установленной обязанности управляющей организации по передаче при смене способа управления многоквартирным домом технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, действующим жилищным законодательством не регламентирована процедура передачи документации (кто и в какой срок передает, а также перечень технической документации, подлежащей передаче).
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в рассматриваемом случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Следовательно, в случае предъявления требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать кредитору.
Из указанных норм права также следует, что передаваемая вещь должна быть индивидуально-определенной.
При принятии решения о принудительном исполнении обязательства путем изъятия такого рода имущества должника и передаче его кредитору суд должен выяснить вопрос о возможности индивидуализации истребуемого истцом имущества.
При принятии решения о возложении обязанности ответчика передать техническую документацию суд должен включить в предмет судебного исследования вопрос о существовании на момент управления ответчиком многоквартирным домом технической документации на указанный дом, а также возможность удовлетворения исковых требований об ее истребовании (указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2016 N Ф08-6194/2016 по делу N А32-30893/2015).
Объем необходимой к передаче технической документации приведен в пунктах 24 и 26 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - правила).
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением таким домом, документов. В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, данными лицами, в том числе, являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к указанным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Учитывая, что регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, невозможность выполнения указанных функций ТСЖ "Парусная 20/2" как лицом, ответственным за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов, не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым общество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения указанных процедур, а, следовательно, требований закона.
Таким образом, ООО "Гидрострой" обязано с переходом обязанности по ведению регистрационного учета к ТСЖ "Парусная 20/2" передать ему необходимые документы для выполнения обязанности определенной законом.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
ТСЖ "Парусная 20/2" является исполнителем по оказанию коммунальных услуг в отношении собственников помещений в спорных многоквартирных жилых домах.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), в платежном документе указываются в том числе: почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Кроме того, отсутствие поквартирных карточек учета регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, архива регистрации граждан не позволяет истцу исполнять обязанности по управлению домом в части начисления платы за коммунальные услуги и в части взыскания задолженности по оплате коммунальных платежей.
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации 8 проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В силу пункта 26 данных Правил в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с п. 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации длительного хранения входит:
- - план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление). Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
- - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- - акты технических осмотров;
- - журналы заявок жителей;
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае - управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил N 491).
Как следует из пп. "а" п. 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Так, судебная коллегия также считает обоснованными требования истца в части передачи следующей документации:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.
В требованиях о передаче инструкции по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков суд полагает необходимым отказать ввиду следующего. Так, действие подп. "г" п. 24 Правил N 491 распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков. В соответствии с данными официального сайта "Реформа ЖКХ", многоквартирный дом по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная 20/2 введен в эксплуатацию 2008 году. Как следует из пояснений сторон, общество "Гидросторой" управляло многоквартирным домом N 20/2 по ул. Парусная в г. Краснодаре с мая 2009 года по сентябрь 2016 года. С учетом отсутствия в материалах дела доказательств передачи данной инстанции ответчику от застройщика, оснований полагать, что данный документ находится в распоряжении общества "Гидрострой" не имеется.
Несостоятельными являются также требования о передаче копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; технического паспорта на многоквартирный дом; заверенной уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документов, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектной документации (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии), поскольку истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены безусловные доказательства их наличия у ООО "Гидрострой".
Суд принимает во внимание, что наличие у ранее управлявшей многоквартирным домом организации обязанности по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и она ее утратила (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 22 апреля 2016 года N 303-ЭС16-3028).
Таким образом, обязанность восстановить документацию, подлежащую передаче вновь выбранной управляющей организации, обусловлена фактом получения ее в установленном порядке от правопредшественника или собственников и последующей ее утраты.
Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление жилым домом, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрена, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась.
Относимых и допустимых доказательств, с учетом пояснений ответчика и доводов истца, о наличии указанной документации у общества "Гидрострой" в материалы дела не представлено.
В отношении требований о передаче документов, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка, суд обращает внимание истца на отсутствие доказательств наличия сервитута или иных обременении МКД.
Требования о передаче проектной документации на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома подлежат отклонению поскольку, ранее, по акту от 18.08.2015, истцу была передана проектная документация, оснований полагать, что у ответчика имеется иная проектная документация у суда не имеется, доказательств этому в материалы дела не представлено.
Требование истца о запрете ответчику осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом также подлежит отклонению.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. При этом управляющая организация должна соответствовать требованиям закона и выбрана в установленном законом порядке.
При наличии в материалах дела решения Советского районного суда города Краснодара от 15.03.2017 по делу N 2-635/17, подтвердившего легальность выбора иной управляющей организации в спорном доме - ООО "Гидрострой" на основании общего собрания собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования в период с 26.07.2016 по 26.09.2016, оснований для удовлетворения исковых требований в заявленной редакции в данной части не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом изложенного, с общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" в пользу товарищества собственников жилья "Парусная 20/2" надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 6 000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов, размер государственной пошлины составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпунктам 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе на решение арбитражного суда составляет 3 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению N 603 от 08.06.2016 уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, излишне уплаченные денежные средства в размере 3 000 рублей подлежат возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (ИНН 2312140688, ОГРН 1072312010352) передать товариществу собственников жилья "ПАРУСНАЯ 20/2" (ИНН 2312231166, ОГРН 1152312008089) следующую документацию:
- карточки регистрации формы N 9, поквартирные карточки формы N 10, архивные карточки регистрации формы N 9 и техническую документацию на многоквартирный дом, иные связанные с управлением этим домом документы по акту приема-передачи, в том числе:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (ИНН 2312140688, ОГРН 1072312010352) в пользу товарищества собственников жилья "ПАРУСНАЯ 20/2" (ИНН 2312231166, ОГРН 1152312008089) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в размере 6 000 руб.
Возвратить товариществу собственников жилья "ПАРУСНАЯ 20/2" (ИНН 2312231166, ОГРН 1152312008089) из федерального бюджета 6 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (ИНН 2312140688, ОГРН 1072312010352) из федерального бюджета 3 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
В.Л.НОВИК

Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
В.В.ГАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)