Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-30669/2017

Требование: Об обязании выполнить предписание.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указала на то, что по результатам проведения проверки содержания и эксплуатации многоквартирного дома были выявлены нарушения, в связи с чем ответчику было выдано соответствующее предписание, которое не было исполнено в установленный срок, вследствие чего ответчик был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания, что не освобождает его от исполнения возложенных обязанностей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 33-30669


Судья: Ломазов С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Бобровой Ю.М., Мухортых Е.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Г. и представителя третьего лица К.Е.С. по доверенности Г. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08 сентября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции города Москвы удовлетворить.
Обязать ГБУ города Москвы "Жилищник района Замоскворечье" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы N..... от 11 ноября 2014 года, а именно принять меры по восстановлению фактического состояния лестничной клетки... этажа в подъезде.... в жилом доме по адресу: ..... в соответствии с технической документацией БТИ, демонтировав перегородку с дверным проемом у квартир....
Взыскать с ГБУ города Москвы "Жилищник района Замоскворечье" госпошлину в бюджет города Москвы в размере.... руб.,
установила:

Государственная жилищная инспекция города Москвы обратилась в суд с иском к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" с требованием обязать ГБУ "Жилищник района Замоскворечье" выполнить мероприятия по предписанию N.... от 11 ноября 2014 г., а именно принять меры по восстановлению фактического состояния лестничной клетки... этажа в подъезде... в жилом доме по адресу: ...., в соответствии с технической документацией БТИ, демонтировав перегородку с дверным проемом у квартир....
В обоснование заявленного требования Государственная жилищная инспекция города Москвы указала, что по результатам проведения проверки содержания и эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <...>, были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170, Постановления Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", в связи с чем, ответчику было выдано соответствующее предписание, которое не было исполнено в установленный срок, вследствие чего, ответчик был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания, что не освобождает его от исполнения возложенных обязанностей.
Представитель истца А. в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик ГБУ города Москвы "Жилищник района Замоскворечье" в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят по доводам апелляционной жалобы третье лицо Г., действующая от своего имени и от имени К.Е.С., полагая, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя истца Мосжилинспекции, представившего письменный отзыв на жалобу, все меры к извещению которого судебной коллегией были приняты, выслушав третье лицо Г., действующую в своих интересах и интересах К.Е.С., представителя третьего лица Г. по доверенности П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" по доверенности К.А., возражавшего против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительного жалобы, представления.
В соответствии с нормами п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции.
На основании определения от 08 августа 2017 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с непривлечением заинтересованных лиц к участию в деле и привлечением Г. и К.Е.В. к участию в деле в качестве третьих лиц. (л.д. 80).
Согласно ст. 20 ЖК РФ и п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, Государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции; функции по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах; функции по управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы; полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда, объектов комплекса социальной сферы и спортивных сооружений в жилой застройке в целях оценки оснащенности техническими средствами безопасности, а также по контролю состояния технических средств безопасности и их эксплуатации.
Порядок исполнения Мосжилинспекцией государственной функции по осуществлению регионального жилищного надзора в г. Москве установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 г. N 655-ПП, в соответствии с п. 4 которого предметом надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, установленных ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- - доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства суда первой инстанции, коллегией установлено, что 05 ноября 2014 г. в ходе проведения проверки по адресу: ... было выявлено, что в подъезде N 5 на лестничной клетке... этажа в квартирном холле у квартир... установлена перегородка с металлической дверью, в связи с чем, отсутствует доступ к пожарному шкафу (л.д. 22).
Управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного дома является Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Замоскворечье".
В результате проведенной 09 марта 2016 года проверки исполнения предписания N.... от 11 ноября 2014 г. установлено, что предписанные в срок до 07 марта 2016 г. мероприятия не исполнены в части: принять меры по восстановлению фактического состояния лестничной клетки... этажа в подъезде... в соответствии с технической документацией БТИ, а именно: демонтировать перегородку с дверным проемом у квартир...
В силу статьи 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N -91, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Принимая во внимание, что ответчик является управляющей организацией жилого многоквартирного дома, обязанность следить за содержанием жилого дома законодателем возложена на него.
Управляющие организации выступают в этих отношениях, как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности и несут соответствующие риски.
Для решения возложенных задач, Мосжилинспекция имеет право в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. п. 3, 7, Положения о Государственном жилищном надзоре, п. 4.2.10 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, выдавать собственникам жилищного фонда предписания об устранении выявленных нормативных нарушений и проверять их выполнение.
По результатам проверки ответчику выдано предписание N.... от 11 ноября 2014 с указанием порядка и срока устранения выявленного нарушения, которое в установленные сроки в полном объеме не исполнено.
Таким образом, учитывая, что обстоятельства неисполнения предписания, выданного истцом, нашли свое подтверждение и ответчиком фактически не оспаривались, судебная коллегия полагает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, с установлением срока исполнения решения суда - 1 месяц.
Кроме того, в силу ст. ст. 88, 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет города Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере... руб.
Довод апелляционной жалобы третьих лиц о том, что настоящий спор противоречит ранее рассмотренному Замоскворецким районным судом г. Москвы делу, по которому решением от 29 августа 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" к Г. и К.Е.С. о демонтаже двери, судебной коллегией проверен.
Указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Мосжилинспекции, поскольку из материалов настоящего гражданского дела установлено, что предметом исковых требований является невыполнение в установленный срок предписания Мосжилинспекции... от 11 ноября 2014 г., вынесенного в адрес ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" о принятии мер по восстановлению фактического состояния лестничной клетки... этажа в подъезде... в жилом доме по адресу: ..., в соответствии с технической документацией БТИ, путем демонтажа перегородки с дверным проемом у квартир..., поскольку в ходе проведенной проверки было установлено, что указанная перегородка препятствует в доступе к пожарному шкафу.
Указанные действия Мосжилинспекции осуществлены в рамках их полномочий, а также в соответствии со ст. 20 ЖК РФ и п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП.
Так, ст. 26 ЖК РФ предусмотрено проведение работ по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения, при соблюдении требований законодательства и при наличии положительного решения органа, осуществляющего согласование на основании принятого им решения.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 26 ЖК РФ, пунктом 4.2.1 Положения Мосжилинспекция является органом, осуществляющим согласование переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также производства связанных с этим ремонтно-строительных работ.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП (далее - постановление N 508-ПП).
Установка тамбурной двери не предусмотрена проектом и в соответствии с Жилищным Кодексом РФ является перепланировкой и требует обязательного оформления разрешительной документации.
Разрешительная документация на установку перегородки в нежилом помещении (лестничная клетка), а следовательно, на перепланировку и переустройство никем не получены, в связи с чем согласно части 1 статьи 29 ЖК РФ данная перепланировка является самовольной.
Часть 3 ст. 29 ЖК РФ возлагает на собственника жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязанность привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки, поскольку данное помещение является общедомовым имуществом обязанность привести такое помещение в прежнее состояние возложена на управляющую компанию в многоквартирном доме, а именно на ГБУ "Жилищник района Замоскворечье".
Для решения указанных задач Мосжилинспекция имеет право в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, пунктами 3, 7 Положения о Государственном жилищном надзоре, пунктом 4.2.9 Положения выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и проверять их выполнение.
В Мосжилинспекцию в целях получения акта о завершенном переустройстве никто не обращался, документы на согласование не предоставлял, хотя результат проведенного переустройства должны быть узаконены, поскольку, все изменения подлежат внесению в технический паспорт жилого помещения.
Документация, представленная заявителями в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, а именно, письмо Территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Центральном административном округе города Москвы, письмо из Управления по Центральному административному округу главного управления МЧС России по г. Москве, на которые ссылаются третьи лица, как на доказательства по данному делу, не могут быть приняты в качестве разрешительной документацией, а являются лишь заключениями, поскольку разрешительную документацию на переустройство и (или) перепланировку выдает исключительно Мосжилинспекция.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно, ст. 56 предусматривает, что система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения. Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты:
- - использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
- - использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
- - использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках;
- - использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.
Согласно схеме, имеющейся в материалах дела в приквартирном холле расположена система дымоудаления, рассчитанная на всю лестничную клетку. В связи с установлением перегородки в виде двери, был прегражден доступ к системе дымоудаления, что нарушает права управляющей компании в соответствии с регламентом обслуживания систем дымоудаления, обеспечивать проверку работоспособности системы, а также нарушает пожарную безопасность.
Кроме того, предписание, являющееся предметом рассмотрения по настоящему делу, было вынесено в адрес ГБУ "Жилищник района Замоскворечье", а не в отношении собственников квартир... по вышеуказанному адресу, и в установленном порядке не оспорено, вследствие чего, подлежит исполнению.
Вследствие изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования, направленные на исполнение предписания Мосжилинспекции, являются верными и подлежат удовлетворению.
Более того, исковые требования Мосжилинспекции не противоречат ранее принятому решению об отказе в удовлетворении требований ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" к Г. и К.Е.С. о демонтаже двери, поскольку такую обязанность, исходя из искового заявления и норм действующего законодательства, следует возложить не на граждан, а непосредственно на ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье", как на лицо, ответственное за содержание дома.
Кроме того, при рассмотрении требований ГБУ г. Москвы "Жилищник района Замоскворечье" к Г. и К.Е.С. о демонтаже двери и принятии 29 августа 2016 года решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не рассматривал вопросы пожарной безопасности и доступа третьих лиц к пожарному шкафу и системе дымоудаления, предметом рассмотрения и оценки указанные обстоятельства не являлись, суждений в указанной части судом не выносилось, тогда как Мосжилинспекция к участию в указанном деле не привлекалась. Таким образом, указанное решение от 29 августа 2016 года не является преюдициальным для настоящего спора, поскольку имело иной предмет исковых требований, в котором вопросы пожарной безопасности, а также свободного прохода к пожарному шкафу и системе дымоудаления, не оценивались и своего отражения в решении суда не нашли.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции, вследствие допущенных процессуальных нарушений, в части непривлечения к участию в деле третьих лиц, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08 сентября 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение:
Обязать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Замоскворечье" в течение 1 месяца с момента принятия решения исполнить мероприятия по предписанию Мосжилинспекции N... от 11 ноября 2014 г., а именно, принять меры по восстановлению фактического состояния лестничной клетки... этажа в подъезде N... в соответствии с технической документацией БТИ, демонтировав перегородку с дверным проемом у квартир...
Взыскать с Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Замоскворечье" в бюджет г. Москвы госпошлину в размере.... руб.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)