Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2016 N Ф09-8553/16 ПО ДЕЛУ N А60-57607/2015

Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу предписано раскрыть информацию о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии с утвержденными формами раскрытия информации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. N Ф09-8553/16

Дело N А60-57607/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН: 6670169564, ОГРН: 1076670011131, далее - департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2016 по делу N А60-57607/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель департамента - Зеленина С.А. (доверенность от 08.02.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Федерация" (ИНН: 6671439284, ОГРН: 1136671037953) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными предписаний департамента
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2016 (судья Киселев Ю.К.) требования общества удовлетворены в части признания недействительным предписания департамента от 25.11.2015 N 29-13-06-251. В остальной части отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, в удовлетворении требований обществу в указанной части отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 10 ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Приказа Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Приказ N 882/пр), Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) По мнению департамента, судами неверно раскрыт смысл оспариваемого предписания, которым не вменялось в обязанность общества изменять сведения и информацию за прошлые периоды по формам, установленным Приказом N 882/пр. Обществу вменялось в обязанность раскрыть информацию за текущий период по тем формам, которые утверждены Приказом N 882/пр, содержащим, в том числе и новые параметры раскрытия информации.

Как следует из материалов дела, по приказу от 09.10.2015 N 29-07-02/114 руководителя департамента в период с 13.10.2015 по 16.10.2015 проведена проверка в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу Свердловская область, г. Артемовский, ул. Достоевского, д. 8А. Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2015 N 29-07-03/280. Департамент выдал обществу предписание от 15.10.2015 N 29-07-04/280 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
На основании поступивших в департамент обращений и в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания от 19.08.2015 N 29-07-04/2015 департаментом принято решение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами по адресам: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Лесная, д. 22, ул. Лесная, д. 22А, ул. Комсомольская, д. 4, ул. Ленина, д. 1 ул. К. Маркса, д. 86. По приказу от 19.10.2015 N 29-07-02/119 в период с 22.10.2015 по 26.10.2015 проведена проверка в отношении названных домов, находящихся в управлении общества. Результаты проверки отражены в акте от 23.10.2015 N 29-07-03/3288. Департамент выдал обществу предписание от 23.10.2015 N 29-07-04/288 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
На основании поступивших в департамент обращений департаментом принято решение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами по адресам: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Комсомольская, д. 4, ул. Суворова, д. 4. По приказу от 06.11.2015 N 29-07-02/138 в период с 10.11.2015 по 12.11.2015 проведена проверка в отношении названных домов, находящихся в управлении общества. Результаты проверки отражены в акте от 11.11.2015 N 29-07-03/310. Департамент выдал обществу предписание от 11.11.2015 N 29-07-04/310 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Департаментом принято решение о проведении документарной выездной проверки соблюдения обществом лицензионных требований по раскрытию информации в соответствии со Стандартом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Свердловская область, Богдановичский р-н, с. Ильинское, ул. Советская, 25. По приказу от 06.11.2015 N 29-13-04-52 в период с 23.11.2015 по 18.12.2015 проведена проверка, результаты которой отражены в акте от 25.11.2015 N 29-13-05-251. Департамент выдал обществу предписание от 25.11.2015 N 29-13-06-251 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства. Департамент предписал обществу: 1) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.1 Приказа N 882/пр; 2) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.2 Приказа N 882/пр; 3) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.3 Приказа N 882/пр; 4) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.4 Приказа N 882/пр; 5) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.5 Приказа N 882/пр; 6) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.6 Приказа N 882/пр; 7) раскрыть на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности по управлению МКД в соответствии с требованием пп. "в" п. 3 Стандарта по форме 2.7 Приказа N 882/пр.
Полагая, что все вышеперечисленные предписания (от 15.10.2015, от 23.10.2015, от 11.11.2015, от 25.11.2015) являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказ в удовлетворении заявленных требований относительно предписаний от 15.10.2015, от 23.10.2015, от 11.11.2015 в кассационном порядке не обжалуется.
Удовлетворяя заявленные требования в части предписания департамента от 25.11.2015, суды исходили из того, что на момент проведения проверки и выдачи спорного предписания, многоквартирный дом по адресу Свердловская область, Богдановичский р-н, с. Ильинское, ул. Советская, 25 уже не находился в управлении общества и, соответственно, внести необходимую информацию по формам, предусмотренным Приказом N 882/пр было невозможно. Названный нормативный акт не содержит обязанности по изменению информации за прошлые периоды. При этом вся информация по ранее действовавшему Стандарту в отношении названного жилого дома обществом была размещена в установленном порядке.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены либо изменения.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является, в частности соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса.
В силу ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса лицензионными требованиями являются, в частности, соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса, а также иных требований, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании Приказа N 882/пр формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами предусматривают детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Информация размещается организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее - управляющая организация, товарищество, кооператив) на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) Стандарта, в соответствии с параметрами настоящих форм.
Вместе с тем, судами установлено, что спорный многоквартирный жилой дом по адресу: Свердловская область, Богдановичский р-н, с. Ильинское, ул. Советская, д. 25 находился в управлении общества в период с 15.09.2014 по 06.08.2015., т.е. на момент проведения проверки и выдачи спорного предписания указанный дом в управлении общества уже не находился, соответственно первоисточниками информации, которая предусмотрена к раскрытию по формам, содержащимся в Приказе N 882/пр, не обладало.
Как правильно установлено судами, информация, подлежавшая раскрытию в соответствии со Стандартом, была раскрыта обществом относительно спорного дома в полном объеме, но не по формам, утвержденным Приказом N 882/пр, который вступил в силу с 25.05.2015.
Следует принять во внимание официальное разъяснение Минстроя Российской Федерации, изложенное в Письме от 17.06.2015 N 18624-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами" о том, что в связи с прогнозируемой в переходный период возможностью технических сбоев при размещении информации по формам, предусмотренным Приказом N 882/пр, срок размещения сведений о домах лицензиатами в ГИС ЖКХ перенесен с 01.05.2015 на 01.08.2015, проведение проверок заполнения указанных форм на соответствующем сайте Интернет целесообразно проводить не ранее 15.08.2015.
Спорный же дом, как уже было указано выше, выбыл из управления общества 06.08.2015.
При таких обстоятельствах предписание от 25.11.2015 N 29-13-06-251, которым в обязанность обществу вменяется раскрыть информацию за прошлый период, в отношении жилого дома, находящегося в управлении другого лица, является неисполнимым и правомерно признано судами недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов о том, что оспариваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы общества, возлагая на него обязанность раскрывать новые виды информации в отношении многоквартирного жилого дома, который не находится в его управлении.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2016 по делу N А60-57607/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)