Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2016 N 09АП-13319/2016 ПО ДЕЛУ N А40-147006/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу N А40-147006/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме "27" апреля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей: Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 декабря 2015 года по делу N А40-147006/2015,
принятое судьей Агафоновой Е.Ю.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новая Ижора"

к Министерству обороны Российской Федерации

о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
- от истца: Малов С.В. по доверенности от 11.01.2016;
- от ответчика: Бурыгина И.Л. по доверенности от 28.04.2015;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Новая Ижора" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Минобороны России (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 2 249 676,37 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минобороны России обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что истцом не выполнены требования ст. 399 ГК РФ для обращения взыскания на субсидиарного должника, поскольку не представлены доказательства недостаточности денежных средств на счету должника.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления принадлежит 5000 квартир по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка.
ООО "Новая Ижора" оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка на основании Протокола N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов от 14.01.2011 года. В целях управления и содержания общего имущества многоквартирных жилых домов ООО "Новая Ижора" заключила соответствующие договоры со сторонними организациями на предоставление услуг (выполнение работ), выполнение которых подтверждается актами и/или счетами-фактурами.
Из материалов дела усматривается, что ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не производило оплату по отоплению, освещению мест общего пользования (электроснабжение), управлению и содержанию общего имущества многоквартирных домов в части площади, приходящейся на жилые помещения, находящиеся в его оперативном управлении и не распределенные по договорам социального найма военнослужащим.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года по делу N А41-16759/14 с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "Новая Ижора" взыскана задолженность в размере 2 249 676 рублей 37 копеек, 42 893 рубля 38 копеек пени, 32 793 рубля 25 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины, а всего 2 325 363 рубля.
12 февраля 2015 года Арбитражным судом Московской области на основании решения суда от 28.05.2014 года по делу N А41-16759/14 выдан исполнительный лист серия ФС N 000189820.
Суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что истцом не выполнены требования для обращения взыскания на субсидиарного должника.
В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе, представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Как следует из п. 9 статьи 242.3 БК РФ при поступлении в орган федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
Исполнительный лист серия ФС N 000189820 от 12 февраля 2015 года был предъявлен к взысканию в Отдел N 43 Управления Федерального казначейства по Московской области по месту открытия лицевого счета ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
18 июня 2015 года Отдел N 43 Управления Федерального казначейства по Московской области уведомил ООО "Новая Ижора" об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительных документов, неисполнении должником требований содержащихся в исполнительных документах и о возможности предъявления исковых требований по неисполненному документу к главному распорядителю бюджетных средств соответствующего бюджета в ведении которого находится должник - Министерству обороны Российской Федерации (Уведомление N УНЛ-15-9246 о неисполнении должником требований исполнительного документа).
Согласно ч. ч. 1 и 2 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Материалами дела установлено, что ООО "Новая Ижора" выполнило и предприняло все меры по взысканию задолженности, с соблюдением порядка предъявления требований к лицу, несущему субсидиарную ответственность, предусмотренного ст. 399 ГК РФ.
Согласно ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, то это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. При этом лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны РФ является учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ.
Порядок расходования средств федерального бюджета, связанных с исполнением договорных обязательств государственного заказчика, обеспечивается Главным распорядителем средств федерального бюджета и осуществляется на условиях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1053 от 29.12.2008 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (имущество ВС РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Таким образом, в случае неисполнения должником требований исполнительных листов взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности по подведомственной принадлежности в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку факт наличия и размер задолженности подтверждены материалами дела, доказательств погашения долга суду не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2015 года по делу N А40-147006/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
Г.Н.ПОПОВА
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)